Найти в Дзене
Записки актёра

Чайковский на Дворцовой: хорошо ли «упаковывать» классику в световое шоу?

Здравствуйте, дорогие читатели. Когда я впервые услышал словосочетание «световое шоу про Чайковского», то, признаюсь честно, внутри меня проснулся мой вечный скептик. Как человек старой закалки, я привык, что Чайковский — это бархат кресел в консерватории, это благоговейная тишина зала, это треск старой пластинки. А тут — шоу, спецэффекты, Дворцовая площадь... В голове сразу возникла мысль: ну вот, опять очередная показуха. Опять из великого искусства пытаются сделать яркий, но пустой аттракцион. Я уже был готов поворчать о том, что скоро «Щелкунчика» будут показывать в 3D-очках, а увертюру «1812 год» слушать с попкорном. Но потом я увидел фотографии и прочёл репортажи из Петербурга. И знаете, мой скепсис начал таять, как первый снег на тёплой ладони. Картинка или музыка? Мои старые сомнения Мои опасения были просты и, как мне казалось, логичны. Когда мы слушаем музыку в тишине, мы остаёмся с ней один на один. Мы сами рисуем в своём воображении образы, мы ведём внутренний диалог с ком
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели.

Когда я впервые услышал словосочетание «световое шоу про Чайковского», то, признаюсь честно, внутри меня проснулся мой вечный скептик. Как человек старой закалки, я привык, что Чайковский — это бархат кресел в консерватории, это благоговейная тишина зала, это треск старой пластинки. А тут — шоу, спецэффекты, Дворцовая площадь... В голове сразу возникла мысль: ну вот, опять очередная показуха. Опять из великого искусства пытаются сделать яркий, но пустой аттракцион.

Я уже был готов поворчать о том, что скоро «Щелкунчика» будут показывать в 3D-очках, а увертюру «1812 год» слушать с попкорном. Но потом я увидел фотографии и прочёл репортажи из Петербурга. И знаете, мой скепсис начал таять, как первый снег на тёплой ладони.

Картинка или музыка? Мои старые сомнения

Мои опасения были просты и, как мне казалось, логичны. Когда мы слушаем музыку в тишине, мы остаёмся с ней один на один. Мы сами рисуем в своём воображении образы, мы ведём внутренний диалог с композитором. Это труд души.

-2

А шоу — это готовая картинка. Тебе всё разжевали и показали. Вот детство композитора, вот его успехи, вот его сомнения. Не подменяет ли это яркое, но чужое видение наше собственное? Не превращаемся ли мы из со-творцов в пассивных потребителей красивого зрелища? Мы смотрим, восхищаемся, но слышим ли мы саму музыку так, как её нужно слышать — сердцем?

Очередь за классикой: то, что меня переубедило

И вот с этими мыслями я смотрел на фотографии... и видел огромные, многотысячные очереди на Дворцовую площадь. Люди стояли на морозе, чтобы увидеть... Чайковского! Не модного рэпера, не поп-звезду, а Петра Ильича. И на их лицах было не скучающее любопытство, а настоящий, живой восторг.

-3

Спектакль рассказывал не только о самом композиторе, но и о его пути, о том, как ему «часто предрекали крах». И в то же время на фасаде другого здания оживали световые картины по мотивам сказок и легенд России, созданные молодыми художниками.

И в этот момент я понял. Это не опошление. Это — мост. Мост между поколениями.

«Упаковка» для гения: зачем это нужно сегодня

Давайте будем честны. Современный молодой человек, выросший на клипах, спецэффектах и коротких видео, вряд ли по своей воле пойдёт в филармонию слушать двухчасовой концерт. Для него это может показаться скучным, непонятным, «пыльным».

-4

А такое шоу — это как приглашение. Оно говорит на его языке, на языке визуала и технологий. Оно берёт вечную, гениальную музыку и «упаковывает» её в понятную и захватывающую форму. Это как красивое, иллюстрированное предисловие к великому роману. Оно не заменяет сам роман, но оно зажигает интерес, заставляет захотеть прочитать и его.

Возможно, кто-то из тех, кто стоял на площади и восхищался световыми картинами под музыку из «Лебединого озера», завтра впервые в жизни скачает себе этот балет целиком. А послезавтра купит билет в театр. Это первый шаг. И то, что классика делает этот шаг навстречу людям, — это не её слабость, а её огромная сила.

Вопросы к вам

Так что мой внутренний ворчун в этот раз вынужден был замолчать. Да, я по-прежнему считаю, что ничто не заменит живого звука оркестра в старом зале. Но я бесконечно рад, что гений Чайковского выходит за пределы этих залов. Что он звучит на площадях, оживает на стенах великих зданий и находит дорогу к сердцам тех, кто, возможно, никогда бы с ним не встретился.

Сам Чайковский был новатором своего времени. И кто знает, может, он, глядя на всё это с небес, улыбнулся бы и сказал: «А что, красиво!».

Удачи вам, и пусть великая музыка всегда находит дорогу к вашему сердцу, в какой бы форме она ни звучала.
До встречи!

С уважением, Дмитрий.

Если вам понравилось, подпишитесь, пожалуйста, на канал и прочтите также мои прошлые лучшие статьи: