Задолго до наступления современных событий, известный старец архимандрит Кирилл Павлов, духовник множества православных христиан, говорил о грядущем. Важно то, что он не просто предсказывал будущее России и мира, но и давал бесценные наставления о том, как сохранить душу при наступлении тяжелых времён.
Пророчества, лишенные практических советов, зачастую вселяют лишь ужас, уныние и растерянность. Однако святые отцы, говоря о будущем, всегда указывали пути спасения. Именно в этих наставлениях, о которых так часто забывают, сокрыты главные ответы и решения.
Что будет полезно?
Пренебрегать советами такого великого старца, как архимандрит Кирилл, невозможно. Однажды он с сожалением произнес слова, которые звучат как прямой наказ:
- Никуда бежать не надо! В городах, в столице столько храмов, столько святынь, столько людей, желающих спастись, ваших родных и близких! И вы их хотите бросить? Скорее идите в них молиться, каяться... Для чего они останутся, если вы все сбежите?
Его слова подчеркивают непреложную истину: святыни нельзя оставлять на поругание врагам. А думать необходимо прежде о спасении душ, а не беспокоиться о материальном благополучии.
О будущем
Сегодня, когда общество время от времени пребывает в смятении и неуверенности, этот путь, указанный старцем, становится единственно верным. И хотя храмы, увы, не так наполнены, как прежде, именно сейчас необходимо услышать этот призыв. Настало время начать исправление собственной духовной жизни, не указывая на ошибки властей или окружающих, а приводя в порядок прежде всего свое внутреннее состояние.
Ведь Христос обращается к нам со словами:
- Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. (Лк. 12:32)
Развивая эту мысль, старец Кирилл давал практический совет:
- В такое время наше трудное, теперь надо бы иметь дом с землей, но и оставлять святыни в городах на попрание нельзя. А домик и хозяйство иметь желательно.
Он напоминал, что труд облагораживает человека, но подчеркивал: этот совет не для всех. В городах нужны люди для хранения святынь. Главное, как он отмечал, – это непримиримая борьба со злом, и начинать ее нужно с искоренения зла в самом себе.
Когда же кто-то, возмущаясь, указывал на грехи других: «Да, конечно, а вот тот, что он творит...», старец решительно прерывал:
- Вот, видишь, в ком сейчас зло? Надо от себя это зло изгнать, тогда и другим легче станет и тебе.
Следующий совет старца звучит как прямое пророчество о нашем времени, которое, увы, не все услышали. Он сказал:
- Если мы будем жить, подвигая Бога на милость, Бог продлит нам мирное время. А если будем жить так, как сейчас живем и собирать гнев Божий, – то ждите войн и бедствий. На Церковь нашу сегодня идет гонение. Все другие церкви восстанут против православных. Тогда Бог и попустит войну, как в 1941 году. Всё очистит Господь! Но если заслужим, будет у нас и Царь!
Слова эти не требуют комментариев, но призывают нас всех к покаянию и к осмыслению происходящего. Ведь без Бога человеку невозможно достигнуть спасения и мира.
Как мы веруем?
Мода на веру, в наши дни, не является чем-то серьёзным, ведь настоящая вера начинается с покаяния, обращения к Богу, прежде всего лично.
Кстати, старец и об этом говорил. Обличая формальное отношение к вере, батюшка задавал прямой вопрос о нашей духовной жизни:
- Вот какая наша духовная подготовка и жизнь? Мы ведь только внешнее всё делаем. Вот, надели белый платок, белую кофту, посты все у нас, правила молитвенные и к Причастию вычитаем... А что на самом деле? Ведь, не «вычитывать» надо, а по-настоящему молиться перед! Надо и жить по-настоящему и каяться как следует... А то отчитался перед Богом: сделал то-то и то, а теперь пойду дальше грешить по-новой... Нет, так не пойдет! И большое согрешение – недораскаянность в грехах. Не получим мы тогда на царском пиру должную брачную одежду. Никогда не надо забывать, что на пир вышел только тот, кто был в брачной одежде. И вот опять же исповедь... Если ты исповедался плохо или формально к этому относишься, или вообще без исповеди хочешь причаститься, то тебе брачная одежда не предоставляется. Ты на пиру присутствуешь, но весь будто в лохмотьях и в грязи. Дорогие мои, вы сегодня меньше уделяйте внимания внешнему, больше – внутреннему. Всеми силами направляйтесь к добрым делам, к милосердию, к молитвенному служению – это ведь борьба. Напряженное стояние пред Богом можно сравнить с добровольным мученичеством. Особенно в наше время.
Отец Кирилл заповедовал:
Будешь нарушать посты – будут тебе скорби. Будешь болтать в храме во время службы – будешь иметь неприятности. Надо внимательнее быть!
Сам отец Кирилл прошел войну и говорил об этом так:
Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело... Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада. В аду все страдают одинаково, там не выслужишься. Ад – это и страшное духовное страдание здесь, на земле. Мы шли служить и не знали, сколько эта война продлится. Была безызвестность.
Этот опыт, эта безызвестность и духовное страдание выковали в нем несокрушимый духовный стержень. Именно поэтому его советы, выстраданные им самим, обладают такой точностью и силой для всех нас, ныне живущих.
Три совета старца
Вот три его ключевых и душеполезных поучения всем нынешним православным христианам:
1. Купола золотить неплохо... А вот лучше всего души золотите, души! На покаянии надо делать акцент. Не молчать, а давать отпор злому, доброго всегда держаться. Мы в пагубном миру живем, и врага надо знать в лицо.
2. Уезжать и бежать от конца времён бесполезно! Ну что вы? От этого не спрячешься. Надо вести себя спокойно. Молиться и заниматься своим делом, как обычно. Если настанут такие времена, когда придется страдать за веру, – не бойтесь. Не смерти, ни мук, ничего не бойтесь! И если придется умирать за Христа, то надо принять это с радостью. Это – большая честь!
3. Время сейчас сложное и опасное. Враг тонко, хитро наступает, приближается. Чувствуется дыхание антихриста. Ни в коем случае в панику не вдаваться. Именно сейчас идут сигналы, которые настраивают нас на то, чтобы быть ближе к Богу и друг к другу. Свое нерадение стараться оставить, серьезнее отнестись к вопросу своего исправления и испытания. Сейчас как никогда нам надо облечься в броню веры и любви христианской. Не будем спать, как прочие, но будем трезвиться и бодрствовать... Живите по совести – вот ваша обязанность.
Слава Богу за всё!