Найти в Дзене
Свободная Пресса

За 37 жертв он получил всего 22 года колонии. Почему маньяку Выговскому, который до 2009 года травил людей в электричках, не дали "ПЖ"

12 ноября 2007 года в пригородной электричке, прибывшей на станцию Орехово-Зуево, пассажиры обнаружили безжизненное тело мужчины. Скорая помощь прибыла оперативно, но медикам оставалось только констатировать смерть. Документы, найденные при покойном, подтвердили его личность - это был полковник Министерства обороны Игорь Несолёный. Официальная причина смерти - остановка сердца, вызванная, как предполагалось, духотой и давкой в вагоне. В то время никто и представить не мог, что смерть полковника станет отправной точкой одной из самых странных и зловещих криминальных историй. Спустя короткое время стали появляться новые случаи: на тех же направлениях в электричках, на вокзалах, на платформах - начали находить тела других мужчин. У всех одна особенность: приличный внешний вид, отсутствие денег и документов, и одинаковая причина смерти - сердечная недостаточность. Возраст погибших варьировался от 25 до 60 лет, но всех объединяло то, что на первый взгляд они были вполне здоровыми, социаль

12 ноября 2007 года в пригородной электричке, прибывшей на станцию Орехово-Зуево, пассажиры обнаружили безжизненное тело мужчины. Скорая помощь прибыла оперативно, но медикам оставалось только констатировать смерть. Документы, найденные при покойном, подтвердили его личность - это был полковник Министерства обороны Игорь Несолёный. Официальная причина смерти - остановка сердца, вызванная, как предполагалось, духотой и давкой в вагоне. В то время никто и представить не мог, что смерть полковника станет отправной точкой одной из самых странных и зловещих криминальных историй.

Спустя короткое время стали появляться новые случаи: на тех же направлениях в электричках, на вокзалах, на платформах - начали находить тела других мужчин. У всех одна особенность: приличный внешний вид, отсутствие денег и документов, и одинаковая причина смерти - сердечная недостаточность.

Возраст погибших варьировался от 25 до 60 лет, но всех объединяло то, что на первый взгляд они были вполне здоровыми, социально благополучными и не склонными к злоупотреблению алкоголем или наркотиками. Власти поначалу списывали всё на жару, стрессы и карманников, которые, якобы, не упускали случая обобрать бездыханного человека.

Но всё изменилось, когда погиб молодой мужчина - 28-летний айтишник, который вёл спортивный образ жизни.

Подозрения стали расти, и судебно-медицинские эксперты провели токсикологическое исследование крови. Результат оказался шокирующим: в организме погибшего был обнаружен мощный нейролептик, не предназначенный для свободного оборота и вызывающий угнетение дыхательного центра, остановку сердца и полную амнезию у выживших.

Это означало только одно - перед милицией предстал не ряд несчастных случаев, а продуманная серия отравлений с целью ограбления.

Следствие приняло решение использовать оперативников под прикрытием. На популярных направлениях (Курском и Казанском) поездами ежедневно стали ездить милиционеры, имитируя образ «идеальной жертвы»: дорогая одежда, часы, кожаные портфели, смартфоны последних моделей. Но преступник будто чувствовал подвох: он выбирал других - обычных пассажиров, не привлекающих к себе внимания. Число пострадавших продолжало расти.

Всё изменилось в тот день, когда в одну из больниц Подмосковья привезли молодого мужчину в критическом состоянии.

Его звали Иван Назаров. Врачи едва спасли ему жизнь... и к удивлению следствия, он очнулся и мог говорить. Иван рассказал, что никогда не пьёт алкоголь, но в тот день ехал домой с работы с бутылкой минеральной воды. В электричке к нему подсел молодой человек в костюме, вежливо поинтересовался расписанием, завёл беседу и спустя пару минут «задремал». Иван вышел в тамбур покурить, оставив минералку на сиденье. Вернувшись, он сделал два глотка - и всё, больше ничего не помнил. Очнулся уже в реанимации.

Следствие моментально проверило, что у Ивана пропал телефон, кошелёк, банковская карта. С карты была снята крупная сумма. Преступник, как оказалось, воспользовался пин-кодом, записанным на бумажке в том же кошельке. Но эта его неосторожность сыграла против него: камера банкомата запечатлела момент снятия наличных. На кадрах был молодой парень лет 22-х. Хорошо одет, ухожен, выглядит как обычный студент. Именно так следствие вышло на Алексея Выговского.

-2

Поворотным стал день 2 марта 2009 года. Один из оперативников, ехавший под прикрытием, заметил в тамбуре молодого человека, пристально всматривающегося в пассажиров. Лицо показалось ему знакомым - он сопоставил его с ориентировкой и понял, что это тот самый парень с видео банкомата. Подозреваемый как будто почувствовал угрозу - он стал метаться по вагонам, а на Казанском вокзале попытался раствориться в толпе. Но технологии и слаженные действия милиции сделали своё дело: по камерам наружного наблюдения его задержали прямо на платформе. При нём нашли паспорт на имя Алексея Выговского, флягу с отравленным алкоголем и вещи недавно ограбленного человека.

Выговский был уже судим за кражу, приехал в Москву из Владивостока в поисках лёгкой жизни. Он не учился, не работал, но придумал «бизнес-план»: грабить богатых попутчиков в электричках. Никаких ножей, насилия и крови. Только яд. Он мастерски подделывал доверие - вёл беседу, улыбался, демонстрировал флягу с «коньяком», иногда даже делал вид, что пьёт сам, перекрывая горлышко жвачкой. Иногда подсыпал яд в воду или сок, пока жертва выходила в тамбур.

-3

Следствие установило 32 эпизода. В 17 случаях - смертельный исход. Некоторые выжившие получили инвалидность. Один из подельников умер в СИЗО до суда. Второго задержали позже. Он получил 15 лет. Сам Выговский на суде раскаяния не проявил. Говорил, что «жалеет только о том, что попался». 29 декабря 2011 года его приговорили к 22 годам и 3 месяцам лишения свободы.

История получила продолжение. В 2023 году, отбывая срок, Выговский внезапно признался ещё в 44 эпизодах, 22 из которых закончились смертью людей. 19 сентября того же года Раменский городской суд пересмотрел дело и добавил к сроку всего 3 месяца, доведя наказание до 22 лет и 6 месяцев. Почему не пожизненное? Этот вопрос до сих пор вызывает недоумение у многих.

Больше материалов нашего издательства можно найти на сайте "Свободной Прессы"