ИноСМИ | Россия
Жириновского называют «политическим пророком» — его старые высказывания расходятся по соцсетям, а фразы из телешоу и выступлений в Госдуме почти дословно описывают происходящие ныне события. Но, как подчеркивает его дочь, управляющая Фондом Жириновского, Анастасия Боцан-Харченко, сам политик не любил слово «предсказания».
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
По ее словам, отец всегда настаивал: он не гадал, а просчитывал. Он был аналитиком, а не прорицателем — «не карты таро раскладывал на политической карте мира». В одной из последних его книг так и написано: «Мои прогнозы сбылись» — и там собраны выводы и предупреждения, которые он озвучивал с конца 1980-х и до 2022 года. Его дочь отмечает главное: все эти прогнозы прозвучали задолго до того, как события начинали разворачиваться в реальности.
«Оказался не таким». Путин поверг индийскую журналистку в шок. Вот что случилось на интервью
«Крым вернется в Россию»
Один из примеров, к которому Анастасия возвращается чаще всего, — тема Крыма и Украины. Она напоминает, что еще в 1991 году, когда Жириновский баллотировался в президенты РСФСР, он в эфире программы «Кто есть кто» говорил, что Крым и другие исконно русские территории вернутся в состав России.
В 2008-м, в украинской студии Савика Шустера, его слова встречали смехом. Но и там он повторял: русский флот никуда не уйдет из Севастополя, газ Украина будет покупать по общемировым ценам, а если русские на Украине захотят жить под российским флагом, то «нас никто не остановит — ни США, ни НАТО». Спустя годы его фразы начали вспоминать уже в совсем другом контексте.
При этом, по словам Анастасии, отец говорил не только о Крыме. Еще в начале 90-х он рассуждал о судьбе других территорий нынешней Украины, о возможном новом территориальном устройстве, где большая часть юго-востока — Новороссия — окажется в составе России. В одном из выступлений он даже разрезал торт в форме карты Украины и называл области, которые могут остаться под контролем Киева.
Война, которой «не может быть никогда»
Тема жесткого столкновения России и Украины, а также России и НАТО проходила через его выступления красной нитью. Уже в конце 90-х, вспоминает дочь, он говорил, что то, что делает Запад с Ираком, — это только начало войны против России. На митингах и в Думе он просил воспринимать ситуацию в Персидском заливе как репетицию будущего конфликта, где столкнут уже Россию и Украину.
В конце 90-х он прямо заявлял, что НАТО будет вести войну на территории Украины. В 2010-х на федеральных ток-шоу он все чаще повторял: столкновение неизбежно, будут и боевые действия, и частичная мобилизация, а под удар могут попасть приграничные российские регионы — Брянская, Белгородская, Орловская, Курская области. Тогда, рассказывает Анастасия, в студиях ему отвечали с улыбкой: «этого просто не может быть никогда».
Он много писал и о том, что в качестве оружия Запад будет использовать не только танки, но и информацию. В книге о трансформации США в «государство-спецслужбу» Жириновский описывал будущие методы давления: работа «пятой колонны», демонизация России, запрет флага и гимна на спортивных мероприятиях, вытеснение русской культуры и языка из международного пространства.
По воспоминаниям дочери, в 2014 году, после «крымской весны», он предупреждал: санкции — это только начало, Россию будут втягивать в более жесткую фазу, нужен будет повод для большой войны. Не исключал он и крупную провокацию — например, с пассажирским самолетом.
Отдельной линией проходила Украина. Жириновский утверждал, что Владимир Зеленский станет последним президентом страны в ее нынешнем виде, а судьба государства будет решаться уже не в Киеве, а между Москвой и Вашингтоном.
Трамп заставил Финляндию платить за НАТО. Но не тут-то было: к унижениям подключился Путин
От электронных денег до новой карты мира
Прогнозы касались не только боевых действий и внешней политики. Анастасия напоминает, что еще в начале 90-х Жириновский выступал против национально-территориального деления внутри России. Он называл его «миной замедленного действия» и предлагал перейти к губерниям и областям, ориентируясь не на название наций, а на имена крупных городов-центров. Позже, считает дочь, к похожей логике пришла и реформа с федеративными округами.
В конце 90-х он писал книгу об электронных деньгах как об инструменте тотального контроля над финансовыми потоками. А в 2000-х Жириновский призывал готовиться к отказу от доллара как от универсальной расчетной единицы. В начале 2000-х он говорил о внедрении электронных технологий голосования, чтобы минимизировать манипуляции с бумажными бюллетенями.
Часть этих идей уже стала реальностью, другие только начинают обсуждать. Что делать с долларовой «кубышкой», Анастасия оставляет на совести читателя: отец, по ее словам, предпочитал давать людям информацию, а не прямые инструкции.
«Россия — корабль под огнем»
При всей мрачности многих прогнозов у Жириновского была и своя «светлая картинка будущего». Дочь вспоминает образ, который он часто использовал: Россия как корабль, по которому бьют со всех сторон, пытаются посадить на мель и взять на абордаж, но он упрямо идет вперед.
В долгосрочной перспективе, к середине XXI века, он видел мир, поделенный на несколько крупных центров силы, где Москва станет одним из пяти политических лидеров наряду с Вашингтоном, Брюсселем, Дели и Пекином. Каждый будет отвечать за свою зону влияния, а такая «пятерка» сможет удерживать глобальную стабильность и не допускать больших войн.
Анастасия признается: многим его прогнозы казались слишком жесткими и пугающими, поэтому к ним не всегда относились серьезно. Но сегодня, когда старые записи продолжают всплывать и обрастать новыми смыслами, разговор о наследии Жириновского все чаще выходит за рамки скандальных цитат и ярких выступлений. Для семьи он был не «пророком», а человеком, который умел смотреть на несколько шагов вперед — и настойчиво предупреждал о том, чего сам больше всего хотел бы избежать.