Найти в Дзене
А почему?

Почему лед скользкий?

Кажется, что ответ лежит на поверхности: конечно, потому что он гладкий! Но подождите. Если бы дело было только в гладкости, то отполированный гранит или стекло были бы такими же скользкими, как зимний тротуар. Однако это не так. Вы можете уверенно идти по мокрому кафелю, но стоит появиться тончайшей ледяной пленке — и ноги сами едут из-под вас. В чем же секрет? Оказывается, наука билась над этим, казалось бы, детским вопросом почти 200 лет, и окончательный ответ нашли лишь недавно. И он удивительнее, чем можно предположить. Загадка, которая пережила даже Эйнштейна Долгое время господствовала, казалось бы, логичная теория давления: когда вы наступаете на лед, давление под лезвием конька или подошвой ботинка настолько велико, что лед плавится, создавая тонкую водяную прослойку, которая и работает как смазка. Эту гипотезу в XIX веке поддержал знаменитый физик Джеймс Клерк Максвелл. Но здесь есть фатальный изъян: для плавления льда под давлением нужны невероятные цифры. Рассчитали, что ч

Кажется, что ответ лежит на поверхности: конечно, потому что он гладкий! Но подождите. Если бы дело было только в гладкости, то отполированный гранит или стекло были бы такими же скользкими, как зимний тротуар. Однако это не так. Вы можете уверенно идти по мокрому кафелю, но стоит появиться тончайшей ледяной пленке — и ноги сами едут из-под вас. В чем же секрет? Оказывается, наука билась над этим, казалось бы, детским вопросом почти 200 лет, и окончательный ответ нашли лишь недавно. И он удивительнее, чем можно предположить.

Загадка, которая пережила даже Эйнштейна

Долгое время господствовала, казалось бы, логичная теория давления: когда вы наступаете на лед, давление под лезвием конька или подошвой ботинка настолько велико, что лед плавится, создавая тонкую водяную прослойку, которая и работает как смазка. Эту гипотезу в XIX веке поддержал знаменитый физик Джеймс Клерк Максвелл.

Но здесь есть фатальный изъян: для плавления льда под давлением нужны невероятные цифры. Рассчитали, что человеку весом 70 кг для этого понадобились бы коньки с лезвием тоньше микрона (в 100 раз тоньше человеческого волоса)! Обычные коньки или подошвы создают давление в сотни раз меньшее. Да и на широких санках, которые отлично скользят, давление вообще мизерное. Значит, причина не только в давлении. Что же тогда?

Феномен «предплавления»: тайная жизнь поверхности льда

Современные исследования с помощью мощных микроскопов и спектроскопии открыли удивительное явление — «приповерхностное плавление» или «квазижидкий слой». Оказывается, молекулы воды на самой поверхности льда ведут себя не так, как в его глубине.

Внутри глыбы льда каждая молекула воды прочно «схвачена» водородными связями с четырьмя соседями, образуя жесткую кристаллическую решетку. Но на поверхности у молекул нет соседей сверху. Это делает их связи нестабильными. Они начинают хаотично вибрировать, не имея возможности закрепиться. В результате, даже при температуре far ниже нуля (вплоть до -30°C!), на поверхности льда существует слой толщиной в несколько нанометров, где вода находится в аморфном, полужидком состоянии.

Это и есть главный секрет скользкости! Этот слой в сотни раз тоньше человеческого волоса, но его достаточно, чтобы сыграть роль идеальной смазки. Когда вы наступаете на лед, вы скользите не по твердой кристаллической поверхности, а по этой микроскопической водяной пленке. Она всегда там есть, даже на самом холодном льду.

Почему мы падаем, а конькобежец летит: роль трения и температуры

Но если смазка есть всегда, почему на морозе в -20°C лед менее скользкий, чем при -1°C? И почему коньки скользят так хорошо?

  1. Температура. Чем холоднее лед, тем тоньше квазижидкий слой. При -30°C он почти исчезает, и лед становится ближе к абсолютно твердому телу. При температуре, близкой к нулю, этот слой максимально толстый и подвижный.
  2. Трение. Когда вы движетесь (идете, катитесь на коньках), вы совершаете работу. Эта энергия трения преобразуется в тепло, которое локально дополнительно подогревает лед прямо под вашей ногой, увеличивая толщину водяной пленки. Получается самоусиливающийся эффект: чуть проехался — смазка стала лучше.
  3. Давление конька. Хотя одного давления для плавления льда недостаточно, в тандеме с трением оно работает как отличный помощник. Узкое лезвие конька концентрирует вес тела на крошечной площади, создавая точечный нагрев и максимально используя естественный квазижидкий слой.

А что насчет соли и песка?

Зная истинную причину, легко понять, почему зимой дороги посыпают. Соль, смешиваясь с поверхностным водяным слоем, образует рассол, температура замерзания которого гораздо ниже. Она буквально «растапливает» этот естественный слой смазки, превращая его в лужицу, и лед перестает быть скользким. Песок и щебень работают иначе — они physically впиваются в лед, создавая шероховатость, которая разрушает гладкую поверхность и этот самый скользкий слой.

Вывод: лед — это не просто замерзшая вода

Так что в следующий раз, поскользнувшись на зимней дороге, знайте: вы стали жертвой не просто холода, а сложнейшего физического явления на стыке твердого и жидкого состояний материи. Лед скользкий не потому что он холодный и гладкий. Он скользкий, потому что его поверхность никогда не бывает полностью твердой — она представляет собой уникальный, постоянно существующий микромир полужидкой воды, созданный природой для того, чтобы бросить вызов законам трения и нашего равновесия.

А в следующих статьях мы узнаем:

  1. Почему мухи так трудно прихлопнуть?
  2. Почему суши подают с маринованным имбирем?
  3. Почему у человека нет хвоста?

👉 Подписывайтесь на канал «А почему?» — будет еще интереснее!