Найти в Дзене

Импрессионизм уральской провинции в поэзии Веры Охотниковой

«Стела и здание Дома Культуры в Половинном (июль 2022)»  –  «Пейзажные фотографии в Половинном (2016-2022)» [авторский архив]
«Стела и здание Дома Культуры в Половинном (июль 2022)» – «Пейзажные фотографии в Половинном (2016-2022)» [авторский архив]

Вера Александровна Охотникова родилась в 1953 году в селе Коптелово Алапаевского района Свердловской области. С 1981 года живöт и работает в посöлке Половинный под Верхним Тагилом учителем живописи, там же впервые начала писать и издавать стихи. Первые активные публикации случились в 1995 и продолжались время от времени вплоть до середины прошлого десятилетия.

О творчестве Веры Охотниковой вспоминали многие профессиональные деятели литературы, в том числе поэты Леонид Костюков, Юрий Казарин, филолог Л.П. Быков. Охотникова дважды (2004, 2005) являлась лауреатом Рождественского поэтического конкурса в Каменске-Уральском, информация о ней вошла в энциклопедию «Уральская поэтическая школа: 1981-2013 гг». Публикации еö есть в третьем томе «Антологии современной уральской поэзии».

Что есть поэзия Охотниковой в современном литературном пространстве? Это поэзия, поражающая своей глубиной и простотой одновременно. Лаконичная (зачастую не превышает объöм двух-трöх катренов), она поскальзывается на вопросах жизни, ценности счастья, в чöм и как счастье жизни можно увидеть. Через, казалось бы, повседневные ситуации раскрывается тема вечности, опущенная в контекст цикличности уральской глубинки.

Для Охотниковой важен мотив бурления человеческой жизни, жизненная спонтанность. Динамика накладывается на неторопливость окружения, абсолютную природную гармонию, ничему не подконтрольную и ни от чего не зависящую. Так, в одном стихотворении могут «сосуществовать» в паре строк и неаккуратная орава ребятишек, строящих башню на песке, и жаркий «вечер золотой» с розовыми бликами: «Весь – от мала до велика – // загорающий народ // всё глядит на эти блики, // И глядеть не устаёт».

Помимо духовного растворения человека в природе в поэзии Охотниковой – и немного иная тема растворения рукотворного и естественного. Она раскрывается через детали, намеренный акцент неидеальности физики, дополнение естественного искусственным. В этом случае происходит быстрая смена фокусировки, создаöтся эффект движения, а зрительные объекты чередуются с запахами и ощущениями.

-2

Данный эффект перечисления художественных образов хорошо просматривается в стихотворении «Провинциальный город прост...»:

-3

В первой строфе идöт перечисление, образы подаются резко, штрихами; это объектная детализация. Также в паре строчек второго стиха акцентируется внимание на доме «в морщинках» (именно «морщинках», как бы уменьшается опасная значимость, близость конца, и одновременно снова идöт устремлöнность к бытовому).

-4

Мотив близости смерти достаточно частотен в стихотворениях Охотниковой, однако, отсутствует поэтизация этого мотива; смерть является неизбежным следствием жизни, проистекает из жизни. Смерть бытует в мире природы наравне с человеком, но стоит в отдалении, без чöткого проявления себя, но с чöткой памятью о себе. Чувствуется импрессионистическая направленность таких стихов.

«Провинциальный город прост...» – лирический герой, говоря за всех людей, утверждает, что никто «не в тоске», ведь жизнь продолжается. Жизнь будет продолжаться несмотря ни на что. Для этого процесса важен симбиоз старого и нового, их диалог.

-5

Осень символично напоминает о смерти. Умирает природа, и в видении автора – это смерть даже более терпкая, чем человеческая смерть. Смерть природы сравнивается с болезнью, как будто горячкой; природе снятся еö собственные «пожары». Классическое восприятие осени как смерти, перехода из одного состояния в иное с последующим перерождением для Охотниковой составляет элемент гармоничного существования. Единственное, что остаöтся во время таких циклов – утешаться и наслаждаться моментами.

Меланхоличная задумчивость может развиваться в мотивы скорби по прошлому. Прошлое у Охотниковой – это фантомные воспоминания, часто искажöнные, которые накладываются на визуальный ряд, импрессионистические штрихи, и контрастируют с уже нынешней жизнью известной формулой: «трава была позеленее». Стихотворение «Моя деревня ничуть не краше...»:

-6

Здесь вспоминается прошлое, где всö было иначе, впрочем, и сейчас не так уж и плохо, просто мыслится по-другому, в иной парадигме. Поражает музыкальность стихотворения; в прямом смысле – «серп и молот» и их мелодия, но кузнец нем, не имеет своего звучания – звучит только его «кузница», что символично. Вдвойне символично, что мелодию «кузницы» перепевает птица – даже история неспособна возвысится над природой. В то же время, лирический герой вспоминает о прошлом с грустью. Это грусть утраты без ощущения безнадöги, именно тöплая грусть, ностальгия. Жизнь продолжается, и нет смысла бежать за призраками, искать сравнения с тем, что имеешь.

Данная непредвзятость, искренняя радость жизни – отдельная сторона поэзии Охотниковой. Провинциальная поэзия учит радоваться мелочам, не сосредотачиваться на эфемерных ценностях, а находить чуть ли не под ногами ценности земные.

Как вряд ли может случится что-то грандиозное в уральской глубинке, так и в ряде стихов не прослеживается никакой высокой философской интенции (вопреки общему философско-созерцательному устремлению), только моментальные чувства на фоне повседневной рутины.

-7

Об образе провинции следует сказать отдельно. Она не персонифицируется автором. Провинция просто есть, она горит, перенимая краски и от природы, и от местных жителей; деревню формируют люди, и именно этой красотой любуется Охотникова.

Есть у Охотниковой и бытовая лирика, посвящöнная деревне. Лирика не стремится изображать природное начало, но изображает всю прозу быта. Сельский человек не обременöн мыслями о культуре, живöт в такт времени, но ощущается в человеке бесконечная поэтичность.

-8

Есть также стихотворения, где бытовая мелкая идиллия изображается контрастно «ничтожной» в сравнении с возвышенной природной стихией.

-9

Поэзия Охотниковой наделена большим количеством тропов, сквозных образов, аллитерации. Аллитерацию видно почти везде: вкупе с художественной выразительностью она позволяет передавать ежеминутную музыку впечатлений. Музыка становится ключом к возможности погружения в самый дух природы, постижении ярчайших чувств.

-10

Стихи Веры Охотниковой будут интересны как для массового слушателя (обращением не к проблематике, но к качественной сюжетности, почти фольклорности пейзажа), так и для читателя элитарного (своеобразной эстетизацией, в хорошем смысле этого слова, сельской жизни) на разных уровнях: языковом и содержательном. Автор придерживается бытового изображения, но не уходит в откровенную исподнесть...

Тем не менее, образ автора – не образ лирического героя; автор лишь ремаркирует пространство произведения. В то же время автор-Охотникова сознательно не располагает себя в пространстве жизни русской поэзии – идöт, как выразился Леонид Костюков, без оглядки на тех, кто ходил по проложенной тропке.

В этом кроется дилемма творчества Веры Охотниковой. Она – как автор, как поэт – творец перспективы, а не традиции, поскольку традиция – не только то, что было вчера, но то, что достойно транслирования, продолжения. В литературе должна следоваться перекличка. У Охотниковой же лишь монологи, она самодостаточна. Самодостаточностью объясняется и еö успешность как провинциального поэта; самодостаточностью же объясняется и недостаточный еö литературный резонанс.

ноябрь 2020

октябрь 2025

ЛИТЕРАТУРА

  1. Охотникова Вера Стихи / Вера Охотникова // Урал. – 2009. – №12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://magazines.gorky.media/ural/2009/12/stihi-1611.html (дата обращения: 15.11.2020)
  2. Охотникова Вера Счастье впрок [самиздат], 2007. – 32 с.
  3. Охотникова Вера Счастье впрок: стихотворения / Вера Охотникова. –Екатеринбург: Творческое объединение «Уральский меридиан», 2013. – 64 с.
  4. Современная уральская поэзия 2004-2011 гг.: Антология / Авт. проекта и гл. ред. В.О. Кальпиди; сост.: Я.И. Грантс, С.В. Ивкин, В.О. Кальпиди и др. –Челябинск: Десять тысяч слов, 2011. – 352 с.