Найти в Дзене
Страна Росатом

Последний причал черного «Кита»: как атомную подлодку превратили в музей

В 2022 году первую советскую атомную подлодку (АПЛ) К‑3 «Ленинский комсомол» проекта «Кит» доставили в Кронштадт. Она стала центральным экспонатом Музея военно-морской славы в кластере «Остров фортов». ▪️Откуда везли? С судоремонтного завода «Нерпа» в Мурманской области. Ржавеющему 100‑метровому гиганту весом 2,5 тыс. т нужно было преодолеть 2 тыс. км по Баренцеву морю до Финского залива. АПЛ поставили на огромный плавучий док «Свияга». Между бортом «Свияги» и кромкой шлюза оставалось всего 5 см. ▪️Как ремонтировали? С декабря 2021‑го по июнь 2022 года подлодка стояла на Кронштадтском морском заводе. Корпус окрасили, заменили сильно проржавевшие части, практически полностью восстановили легкий корпус. ▪️Как доставили в музей? Транспортировка началась с буксировки от Зимней пристани Кронштадта до акватории Выборгского судостроительного завода. Баржа «Атлант» доставила лодку к терминалу «Моби Дик». Там прямо на борту «Атланта» корпус К‑3 разделили на две части. Их сняли с баржи и уста

В 2022 году первую советскую атомную подлодку (АПЛ) К‑3 «Ленинский комсомол» проекта «Кит» доставили в Кронштадт. Она стала центральным экспонатом Музея военно-морской славы в кластере «Остров фортов».

▪️Откуда везли?

С судоремонтного завода «Нерпа» в Мурманской области. Ржавеющему 100‑метровому гиганту весом 2,5 тыс. т нужно было преодолеть 2 тыс. км по Баренцеву морю до Финского залива. АПЛ поставили на огромный плавучий док «Свияга». Между бортом «Свияги» и кромкой шлюза оставалось всего 5 см.

-2

▪️Как ремонтировали?

С декабря 2021‑го по июнь 2022 года подлодка стояла на Кронштадтском морском заводе. Корпус окрасили, заменили сильно проржавевшие части, практически полностью восстановили легкий корпус.

▪️Как доставили в музей?

Транспортировка началась с буксировки от Зимней пристани Кронштадта до акватории Выборгского судостроительного завода. Баржа «Атлант» доставила лодку к терминалу «Моби Дик». Там прямо на борту «Атланта» корпус К‑3 разделили на две части. Их сняли с баржи и установили на самоходные оси. Путь до музея по улицам Кронштадта составлял около 5 км. Транспортную операцию продумывали в 15 институтах.

-3

▪️Что пришлось восстанавливать?

Части К‑3 соединили и в январе 2023 года начали готовить к музеефикации. Более 70 % оснащения утрачено или сильно пострадало от времени. Было воссоздано историческое оборудование, подъемно-мачтовые устройства — стабилизаторы, винты, рули. Восстанавливали конструкции палуб, настилы, выгородки, лестницы, ставили ограждения для перемещения экскурсантов, монтировали внутренние инженерные системы.

▪️О чем экспозиция?

О ключевых моментах проектирования и строительства К‑3, о технологиях на флоте и уникальном комплексе оборудования для полярной подводной навигации, об ученых и экипаже. Многие элементы оборудования можно потрогать. Доступ открыт и к полномасштабному макету ядерной установки.

📷 Евгений Ворошилов / «СР»

Подробнее на сайте «СР» :https://strana-rosatom.ru/2025/11/26/poslednij-prichal-chernogo-kita-kak-p/