Найти в Дзене
Точка Опоры

Андрей Максимов: Один из принципов психофилософии – жизнь не так проста, как кажется, а гораздо проще

Наш внештатный корреспондент из Санкт-Петербурга, теле- и радиоведущая, автор проекта «РАЗГОВОРЫ ЗА ЧАШЕЧКОЙ ЧАЯ» Наталья Дроздова побеседовала с популярным журналистом, писателем, драматургом, радио- и телеведущим, сценаристом, театральным режиссёром, соведущим и ведущим таких телепередач, как «Времечко», «Старая квартира», «Пресс-клуб», «Дежурный по стране» (с Михаилом Жванецким) и др. Андреем МАКСИМОВЫМ. – Здравствуйте, Андрей. – Здравствуйте, Наталья. – Андрей, в год, когда мы отмечаем 80-летие Победы над немецким фашизмом, я хочу начать нашу встречу с разговора о вашем отце, прошедшим войну. – Спасибо вам. Мой папа окончил Киевский педагогический институт и был призван в армию, так как в те годы призыву подлежали все молодые люди, окончившие вузы. Он был отправлен на границу и именно там оказался 22 июня 1941 года. В первом же бою он был контужен, попал в плен, но бежал оттуда и всю войну воевал в партизанском отряде. В послевоенные годы папа приезжал на встречу сослуживцев, и я

Наш внештатный корреспондент из Санкт-Петербурга, теле- и радиоведущая, автор проекта «РАЗГОВОРЫ ЗА ЧАШЕЧКОЙ ЧАЯ» Наталья Дроздова побеседовала с популярным журналистом, писателем, драматургом, радио- и телеведущим, сценаристом, театральным режиссёром, соведущим и ведущим таких телепередач, как «Времечко», «Старая квартира», «Пресс-клуб», «Дежурный по стране» (с Михаилом Жванецким) и др. Андреем МАКСИМОВЫМ.

– Здравствуйте, Андрей.

– Здравствуйте, Наталья.

– Андрей, в год, когда мы отмечаем 80-летие Победы над немецким фашизмом, я хочу начать нашу встречу с разговора о вашем отце, прошедшим войну.

– Спасибо вам. Мой папа окончил Киевский педагогический институт и был призван в армию, так как в те годы призыву подлежали все молодые люди, окончившие вузы. Он был отправлен на границу и именно там оказался 22 июня 1941 года. В первом же бою он был контужен, попал в плен, но бежал оттуда и всю войну воевал в партизанском отряде. В послевоенные годы папа приезжал на встречу сослуживцев, и я помню, как он брал маленького меня с собой. Конечно, 9 мая для нас – это священный праздник.

-2

– И для нашей семьи – тоже. Мои бабушка и мама всю блокаду были в Ленинграде. Бабушка работала на заводе и выпускала снаряды, а мама ходила в детский садик. Да, пожалуй, нет такой семьи, где война на оставила бы свой след. Но… продолжим… Андрей, меня очень заинтересовала ваша система, которую вы в 2014 году сформулировали и назвали «психофилософия». Не могли бы вы сформулировать хотя бы общие принципы этой системы?

– С удовольствием. Дело в том, что все мы являемся психологическими консультантами и оказываем психологическую помощь. Поясню… Когда у наших близких, родных и у нас с вами возникают проблемы, мы крайне редко идём к психологам, а обращаемся друг к другу. Нас никто не учит, как оказывать первую психологическую помощь. Вот эта система, о которой мы говорим, учит людей оказывать такую помощь. Всё это я изложил в своей книге. Я не призываю делать всё именно так, как я советую, но от вариантов, предложенных мною, можно оттолкнуться.

– А вы видели результаты применения вашей системы?

– Конечно. Это длится уже много лет. Я проводил семинары и видел результаты, которые показывали мои ученики.

-3

– Андрей, вы являетесь театральным режиссёром. Хотелось бы услышать о поставленных вами спектаклях.

– Свой первый спектакль «Комедия о настоящей беде государства московского» я поставил в 1993 году. Это первоначальное название произведения А.С. Пушкина «Борис Годунов». Но публикатор Жуковский переименовал эту историческую драму. Кстати, это не единственная правка Жуковского. Он изменил финал, и если у Пушкина «Да здравствует царь Дмитрий Иоанович!», то публикатор исправил финал на «Народ безмолвствует».

Я ставил и другие спектакли, получал за них премии, но в театральном мире всегда считал себя чужаком. Меня никогда не приглашали поработать в театрах Петербурга. В конце прошлого года я поставил в театре им. Моссовета спектакль по своей же пьесе «Монолог на двоих» с актрисами Мариной Кондратьевой и Ольгой Кабо. В театре Вахтангова идёт спектакль по моей пьесе «Любовь у трона», в котором Ольга Тумайкина и Андрей Ильин играют главные роли. Эта пьеса и, соответственно, спектакль о любви Петра III и Екатерины II.

– Можно сказать, что вас притягивают исторические личности?

– Да, именно так. Меня всегда интересовала личность Екатерины Великой. Помимо того, что она писала пьесы, Екатерина II ещё и переписывалась с Вольтером. И Вольтер, не самый глупый человек в истории, тоже писал ей, а это говорит о том, что французскому писателю и философу было интересно общение с императрицей.

Вы знаете, меня интересуют исторические личности, к которым потомки, на мой взгляд, отнеслись несправедливо. Вот сейчас я закончил писать книгу о Фаддее Булгарине, к которому, по-моему, тоже отнеслись несправедливо. Принято считать, что он был агентом третьего отдела, шпионил и выдавал полиции своих. На самом деле, Булгарин был инициатором создания третьего отдела, не за чьи спины не прятался, за деньги товарищей не выдавал и не вёл двойную жизнь. Примечательно то, что Булгарин – первый в России писатель-фантаст, описавший луну. Он был первым в стране автором авантюрного романа.

– Я смотрела моноспектакль Сергея Барковского, где были показаны взаимоотношения Пушкина с Фаддеем Булгариным, и там он был выставлен неприятным персонажем. Оказывается, всё не так.

– Не так. Пушкин с Булгариным были друзьями, и Булгарин написал восторженную рецензию на вторую главу «Евгений Онегин». А потом они рассорились. Почему? Всё началось с того, что одновременно вышли «Иван Иванович Выжигин» Булгарина и «Полтава» Пушкина. На «Выжигина» вышла отрицательная рецензия в «Литературной газете». Булгарин решил, что это дело рук Пушкина, хотя, на самом деле, автор рецензии – Дельвиг, и Булгарин написал гадости про Пушкина. Александр Сергеевич не остался в долгу, и, как говорится, пошло-поехало.

-4

– Да… А если бы… Но не будем говорить в сослагательном наклонении. Что произошло, то произошло. Андрей, хочу, чтобы вы уделили внимание вашей актёрской работе. Вы снялись в нескольких фильмах. Это была случайность или…

– Это была абсолютная случайность. Я лучше скажу о тех ролях, которые не сыграл. От одной роли я отказался. Мне предложили играть Максимилиана Волошина, но меня не устроил текст, а переписать его мне не разрешили. На этом всё закончилось. А в другом случае мне сказали, что я должен лежать в гробу. Такая перспектива мне не показалась привлекательной, и я тоже отказался. Да и не считаю я себя актёром. А вот мой сын с четырёх лет мечтал стать артистом и стал им.

-5

– Андрей, я знаю, что вами написано много книг для родителей и про детей. Вы увлекаетесь детской психологией?

– Да. В серии ЖЗЛ я написал три книги о великих педагогах: Януше Корчаке, Иоганне Песталоцци и Марии Монтессори. Эти три человека, как мне кажется, перевернули представление людей о педагогике. Тем, что придумали великие педагоги, я делюсь на своих страницах с родителями, потому что школу всё это вряд ли заинтересует.

-6

– А раньше нас учили, что семья и школа должны заниматься воспитанием детей совместно, так сказать, рука об руку. Но, конечно, всё начинается в семье. Помню, как очень давно прочитала один рассказ, который несу с собой через всю жизнь. Сюжет таков… В школу пришёл педагог по труду, который не мог себе отказать в использовании нецензурных выражений, и родители на собрании стали возмущаться. Практически все в один голос сказали, что не пустят своего ребёнка на уроки к этому преподавателю, чтобы все нецензурные слова и выражения не «пристали» к их чадам. А одна мама встала и сказала: «А мой будет ходить на эти уроки. К моему ребёнку «не пристанет». К чему я вспомнила этот рассказ? К тому, что мама была уверена в заложенных в ребёнка основах воспитания, которые гарантировали «не пристанет».

– Есть и другая сторона этой медали. Мама обрекла своего сына на одиночество. Почему? Потому что все мальчики в классе будут ругаться матом, а её сын станет белой вороной. А что касается учителя-матерщинника, то такой преподаватель, будь он даже гением, должен быть немедленно уволен из школы.

– Я послушала вас и поняла, что не всё так просто. Да и ничего простого в этой жизни не бывает.

– Бывает. Антон Павлович Чехов говорил: «Потолок белый, сапоги чёрные, сахар сладкий... Коли любишь – оставайся, не любишь – уходи…». А один из принципов психофилософии – жизнь не так проста, как кажется, а гораздо проще.

– У того же Чехова: «Жизнь, по сути, очень простая штука, и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить».

– Да-да, Наталья. Знаете, когда я читаю лекции родителям про воспитание детей или провожу консультации с родителями, которые ко мне обращаются в связи с проблемами в таком воспитании, то родитель начинает понимать – он ведёт себя с ребёнком так, что не быть проблем просто не может. Другими словами, он провоцирует ребёнка на проблемы.

– К сожалению, при рождении детей родителям не выдают инструкцию «пользования человеком». До всего приходится доходить путём проб и ошибок. А у французов есть поговорка: «Не воспитывайте детей – воспитывайте себя, потому что дети будут такими, как вы». Андрей, давайте немного поговорим о вашей работе на телевидении.

– Давайте. Сейчас я делаю программу «Наблюдатель», беседую с немолодыми людьми, которые рассказывают о тех, кто повлиял на их жизнь. Идея программы принадлежит Александру Ширвиндту. Я очень люблю и театр, и телевидение, и надеюсь, что в дальнейшем у меня будут новые программы.

– Обязательно будут. Андрей, что вы пожелаете нашим читателям?

– Я желаю им слушать свои желания. Человек считает, что для принятия решения надо думать, а на самом деле, надо чувствовать. Больше доверять не «хотелкам», а своим чувствам и желаниям.

-7

Источник