Найти в Дзене
ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР

Моя Москва: Триумфальные ворота - история знаменитого памятника

Триумфальные ворота Москвы расположены в конце Кутузовского проспекта Историки утверждают, что традиция возведения Триумфальных ворот в честь значительных и даже великих побед над грозным врагом, берет начало еще в Древнем Риме. Считалось, что победители, проходя через эти ворота и как бы снова преодолевая родовые пути, символически рождаются заново, готовые к новым победам. В России эту традицию ввел император Петр I. В настоящее время в России существует более десятка таких памятников, красивых и не очень, интересных своей историей. Сегодня хочу коротко рассказать непростую историю ТРИУМФАЛЬНЫХ ВОРОТ МОСКВЫ. Теперь небольшой экскурс в прошлое. Сын неаполитанского художника Джованни Бова стал знаменитым московским архитектором Осипом Ивановичем Бове Как известно, нашествие французов и опустошительный пожар Москвы 1812 года привели к тяжелым для города последствиям: были разорены и уничтожены три четверти всех городских построек, в большинстве деревянных. Для организации новог
 Триумфальные ворота Москвы расположены в  конце Кутузовского проспекта
Триумфальные ворота Москвы расположены в конце Кутузовского проспекта

Историки утверждают, что традиция возведения Триумфальных ворот в честь значительных и даже великих побед над грозным врагом, берет начало еще в Древнем Риме. Считалось, что победители, проходя через эти ворота и как бы снова преодолевая родовые пути, символически рождаются заново, готовые к новым победам. В России эту традицию ввел император Петр I. В настоящее время в России существует более десятка таких памятников, красивых и не очень, интересных своей историей. Сегодня хочу коротко рассказать непростую историю ТРИУМФАЛЬНЫХ ВОРОТ МОСКВЫ.

Теперь небольшой экскурс в прошлое.

 Сын неаполитанского художника Джованни Бова стал знаменитым московским архитектором Осипом Ивановичем Бове
Сын неаполитанского художника Джованни Бова стал знаменитым московским архитектором Осипом Ивановичем Бове

Как известно, нашествие французов и опустошительный пожар Москвы 1812 года привели к тяжелым для города последствиям: были разорены и уничтожены три четверти всех городских построек, в большинстве деревянных. Для организации нового строительства в городе была учреждена Комиссия для строений в Москве, согласно предписаниям которой, "все здания в Москве должно строить точно по выдаваемым планам и фасадам." Руководить архитектурной частью всех строительных работ в городе было поручено молодому архитектору, ученику Карла Росси и последователю Матвея Казакова, сыну итальянского художника-эмигранта - Осипу Ивановичу Бове.

Памятник Минину и Пожарскому работы скульптора  Мартоса был установлен в 1818 году на обновленной Красной площади в Москве
Памятник Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса был установлен в 1818 году на обновленной Красной площади в Москве

Благодаря настойчивым усилиям молодого архитектора Осипа Бове были проведены грандиозные работы по реконструкции Красной площади: снесли все лавки и прочие мелкие постройки перед храмом Василия Блаженного, засыпали ров, который шел возле его стен, срыли земляные укрепления. В результате получилась прекрасная просторная площадь. К пятилетнему юбилею изгнания французов из Москвы удалось восстановить почти все здания вокруг площади. На этой первой, обновленной после пожара площади в 1818 году был торжественно открыт памятник Минину и Пожарскому, героям борьбы и победы над иноземными захватчиками

 Проект Осипа Бове - Триумфальные ворота в Москве у Тверской заставы
Проект Осипа Бове - Триумфальные ворота в Москве у Тверской заставы

Осип Иванович Бове с годами стал признанным архитектором и опытным градостроителем. Не удивительно, что именно ему поручили проект строительства Триумфальных ворот в ознаменование победы в войне 1812 года к 15летию этого события. Первоначально речь шла о замене деревянной арки у Тверской заставы, где размещались караулы, проверяющие документы у проезжающих. Первый проект был сделан довольно быстро и был утвержден к осени 1827 года. Но почти сразу талантливый и честолюбивый зодчий понял, что поторопился. Парадный въезд в Москву из Петербурга должен стать одним из красивейших мест в первопрестольной, ведь через него проезжали все государи, прибывающие на церемонию коронаций, традиционно проводившихся в московском Кремле. Бове изложил свои соображения властям и его доводы были приняты. Был заказан новый проект московских Триумфальных ворот с обустройством и реконструкцией прилегающей территории и сооружений вокруг.

 Московский комендант Николай Никитич Веревкин - президент комитета отстройки Триумфальных ворот
Московский комендант Николай Никитич Веревкин - президент комитета отстройки Триумфальных ворот

Был учрежден "Особый комитет для отстройки Триумфальных ворот в Москве". Президентом комитета стал московский комендант Н.Н. Веревкин, а членами- действительный статский советник Тургенев, статский советник Лазарев, полковник Талызин, лейб-гвардии штаб-ротмистр Новосильцев и архитектор седьмого класса Осип Бове. В августе 1829 года при торжественной закладке в фундамент ворот заложили плиту и гость серебряных рублей чеканки 1829 года. Чертежи и эскизы сооружения были выставлены для всеобщего обозрения в особом шатре на месте строительства. Несмотря на энтузиазм москвичей, строились ворота медленно, сказывался недостаток средств в казне, а спонсоров не находилось. Одновременно со строительством ворот вся местность вокруг них благоустраивалась, здания реконструировали, ближайшие улицы замостили и застроили новыми нарядными домами.

 Итальянец Джованни Витали стал знаменитым  русским скульптором Иваном Петровичем Витали
Итальянец Джованни Витали стал знаменитым русским скульптором Иваном Петровичем Витали

По замыслу Осипа Бове Триумфальные ворота должны были стать единым произведением двух муз - архитектуры и скульптуры. Для воплощения своего замысла он пригласил к сотрудничеству молодого талантливого, очень модного в Москве скульптора итальянца Джованни Витали, ярко проявившего себя и известного в России под именем Ивана Петровича Витали. Тема военной победы России нашла свое блестящее отражение во всех скульптурных композициях Триумфальных ворот, выполненных по проектам Ивана Витали.

Комплекс сооружений Триумфальных ворот у Тверской заставы
Комплекс сооружений Триумфальных ворот у Тверской заставы

Колесница Славы наиболее ярко отражает главную идею содержания памятника- триумф Победы
Колесница Славы наиболее ярко отражает главную идею содержания памятника- триумф Победы

Конная скульптурная группа, венчающая Триумфальные ворота, представляет собой воплощение победы и триумфа победителей. Тема победы находит отражение во всех скульптурных элементах ворот. Мощные литые фигуры воинов, одетых в доспехи и островерхие шлемы, с наброшенными на плечи плащами в виде римских мантий. Их бородатые лица суровы и выразительны. Над фигурами воинов размещены рельефы " Изгнание французов" и "Освобожденная Москва".

Изгнание французов
Изгнание французов
Освобожденная Москва
Освобожденная Москва

Перейдем к другим элементам скульптурного оформления ворот. На простенках парят традиционные фигуры трубящих о победе Слав. На их уровне пилоны опоясывают рельефы, изображающие воинские доспехи. По всему периметру идет чугунная барельефная лента с медальонами русских городов, принимавших участие в борьбе с наполеоновским нашествием. Над основным карнизом симметрично справа и слева расположены аллегорические статуи Побед, ярко выделяющиеся на светлом фоне аттика. Чугунное убранство Триумфальных ворот, вес которого в общей сложности составил несколько десятков тонн, отливали на заводе в Алексине Тульской области. Идеальная расстановка фигур, талантливо подобранные сочетания разных материалов и цветов - черного чугуна и белого камня делают этот уникальный памятник ярким, впечатляющим и незабываемым.

 Триумфальные ворота простояли у Тверской заставы 102 года
Триумфальные ворота простояли у Тверской заставы 102 года

Триумфальные ворота на площади Тверской заставы простояли более ста лет. Но суровые ветры перемен, пронесшиеся трагическим вихрем по нашей стране, коснулись и этого памятника, как и многих в Москве. В марте 1918 года Совет Народных комиссаров во главе с В.И. Лениным переехал в Москву и она вновь стала столицей России. Ситуация на московских улицах резко поменялась: стало больше автомобилей и трамваев, приезжих людей, В тридцатые годы в Москве появились первые троллейбусы. Стало очевидным, что столица первого в мире социалистического государства "выросла из старого платья" и нуждается в реконструкции. В 1935 году Совнаркомом был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. Этот план и решил судьбу Триумфальных ворот. В июле 1936 года началась их разборка и снос, а в августе московские газеты запечатлели площадь Белорусского вокзала уже без ворот.

 Площадь Тверской заставы фото 1936 года
Площадь Тверской заставы фото 1936 года

К чести всех организаторов, архитекторов и реставраторов, музейных работников, занимавшихся этим архисложным делом в столь короткие сроки, они выполнили свою работу безукоризненно. Были выполнены исполнительные схемы и чертежи, все детали сооружения, даже мельчайшие, были обмерены, описаны, по возможности сохранены и отправлены на хранение в Донской монастырь и музей Академии архитектуры. Качественно выполненная разборка, обстоятельные описания и чертежи позволили через много лет восстановить Триумфальные ворота на новом месте, где мы их можем обозревать и сейчас.

Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве
Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте в Москве

Как сказал Экклезиаст:" Всему свое время и время всякой вещи под небом: время разбрасывать камни и время собирать камни". О хранящихся в запасниках Триумфальных воротах вспомнили накануне празднования 150 летия Бородинского сражения и изгнания французов из Москвы. Через три десятилетия после сноса Моссовет принял решение о восстановлении Триумфальных ворот. Место для установки было выбрано на редкость удачно. Новый просторный и нарядный Кутузовский проспект - прямая дорога из Москвы в Бородино. Совсем недалеко историческое место - Поклонная гора, да и вокруг всё связано с героями войны 1812 года: улицы Василисы Кожиной и Герасима Курина, расположенная рядом Бородинская панорама - шедевр Франца Рубо, памятник М.И. Кутузову

Бородинская панорама в Москве на Кутузовском проспекте
Бородинская панорама в Москве на Кутузовском проспекте

Началась сложная и кропотливая работа по установке Триумфальных ворот на новом месте. Стройка в центре города была крайне необычной, уникальной. Кроме искусствоведов, архитекторов и реставраторов, специалистов архитектурного музея им. Щусева работы выполняли десятки людей самых разных специальностей из Главмосинжстроя, московского завода Станколит, Мытищинского завода и многие другие. Архитектурный надзор и общее руководство восстановительными работами осуществляла архитектурная мастерская В.Я. Либсона. Торжественное открытие установленного на новом месте легендарного шедевра Осипа Бове состоялось 6 ноября 1968 года. А 9 мая 1995 года к 50 летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе был открыт большой мемориальный комплекс с парком.

Панорама парка Победы на Поклонной горе
Панорама парка Победы на Поклонной горе

Таким образом, сразу два великих события в истории России - две Отечественные Войны мы можем вспомнить и почтить прогулявшись между двумя станциями московского метро - Кутузовская и Парк победы.

Если понравилась статья, напишите комментарий на радость автору. Если есть вопросы или возражения, давайте обсудим.

#Россия#Москва#история#культура#путешествия