Судьба литераторов порой преподносит удивительные сюрпризы даже после того, как они покидают этот мир. Например, доступ на прощание с Александром Пушкиным контролировался специальными пропусками. Мэри Шелли, подарившая миру роман о Франкенштейне, до конца своих дней бережно хранила высохшее сердце своего супруга — стихотворца Перси Шелли — в специальном футляре. Мы подготовили подборку из семи поразительных событий, связанных с известными литераторами уже в посмертный период их существования.
Борьба за прах Данте
Флоренция стала местом рождения и долгих лет жизни Данте Алигьери. Смерть настигла поэта в Равенне от малярии — там же его тело обрело последний покой. Свои финальные строки «Рая» он создавал, будучи уже тяжело больным. Скитальческая судьба выпала Данте после того, как в возрасте 37 лет ему закрыли дорогу на родину — любое возвращение грозило казнью. Причиной изгнания 1302 года послужила политическая позиция: поэт примкнул к белым гвельфам, поддерживавшим Папу Римского в его противостоянии с правителями Священной Римской империи, и вместе с единомышленниками был выдворен из города.
Монахи-францисканцы из Равенны оказались настоящими похитителями праха поэта — именно эта приземлённая версия подтвердилась, а не фантастическое предположение о том, будто сам Данте каким-то образом забрал собственные останки обратно в Равенну. Две противоположные теории появились мгновенно: одна — мистического характера, другая — прозаично-практичного.
Когда саркофаг из мрамора доставили во Флоренцию, жители города с ужасом обнаружили его пустоту. А ведь флорентийцам удалось получить необходимое одобрение и вывезти гробницу из Равенны. Попытка вернуть прах величайшего итальянского стихотворца и устроить торжественное погребение была предпринята Флоренцией лишь в XV столетии, спустя два века после кончины Данте.
Во времена правления Наполеона церковная собственность массово переходила государству, что привело к ликвидации францисканской обители. Останки поэта вновь пришлось укрывать — их спрятали во внутреннем монастырском дворе, называемом клуатром. Лишь спустя полвека, в 1865-м, при ремонте ветхой капеллы рабочие неожиданно наткнулись на деревянный ковчег с прахом, после чего его вернули в усыпальницу. Однако и это не стало финалом скитаний: когда в годы Второй мировой Равенна оказалась под авиаударами, останки снова эвакуировали в безопасное место.
Монахи укрыли останки Данте в тайнике, выкопав подземный ход beneath монастырскими стенами. Спустя сто пятьдесят лет прах переместили в деревянный реликварий — специальный короб для хранения святых мощей. Лишь к концу восемнадцатого столетия для упокоения великого поэта возвели отдельную гробницу.
Впрочем, покой в мавзолее оказался недолгим.
Представители партии зеленых, выступившие против отмены приговора, утверждали, что именно изгнание позволило Данте достичь невероятных литературных вершин. Любопытно, что официальная отмена смертного приговора великому Алигьери произошла лишь в 2008 году, причем пятеро из двадцати четырех членов флорентийского городского совета высказались против этого решения.
Надпись на надгробии поэта гласит: «…Здесь покоюсь я, Данте, изгнанный из отечества, родной Флоренции, мало любящей матери». Во Флоренции можно увидеть только кенотаф — символическую гробницу итальянского поэта, тогда как его подлинные останки по сей день покоятся в равеннском мавзолее.
В базилике Санта-Кроче, расположенной во Флоренции — месте рождения великого поэта, находится кенотаф Алигьери, представляющий собой символическое надгробие. А вот подлинное место упокоения Данте — это его усыпальница в Равенне, итальянском городе, который и по сей день сберегает прах поэта.
Эдгар По и его поклонник в черном
Обстоятельства кончины знаменитого мастера мистических произведений так и не были установлены достоверно. За день до трагедии писателя обнаружили на городской лавочке в Балтиморе — он находился в состоянии помрачения сознания. Его транспортировали в медицинское учреждение города, где через несколько суток наступил летальный исход. Поскольку вся медицинская документация была безвозвратно потеряна, появилось множество предположений о причинах смерти — от суицида, вызванного депрессивным расстройством, до обычного отравления спиртным.
Погребение Эдгара Аллана По окутано не меньшими тайнами. Церемонию прощания посетили лишь единицы, а сам ритуал занял считанные минуты из-за ужасных метеоусловий — настолько скверных, что служитель церкви даже не стал произносить погребальную речь.
Спустя шестнадцать лет с момента кончины, в 1865-м, прах литератора переместили ближе к центру погоста Westminster Hall and Burying Ground. Однако эта процедура сопровождалась неожиданными сложностями: место первоначального захоронения обнаружить оказалось непросто. Сначала по ошибке извлекли из земли останки военного по фамилии Мошер. Когда же нужную могилу всё-таки отыскали, идентификацию провели по сохранившемуся черепу. Свидетель тех событий писал: форма лобной кости находилась в отличной сохранности, и характерные особенности строения черепа По легко читались.
Изначально же тело писателя предали земле на периферии некрополя, без установки памятного знака. Мраморное надгробие, приготовленное для могилы, было разрушено при происшествии на железной дороге: состав сошёл с путей и врезался в складское помещение при кладбище.
С 1949 года, когда отмечалось столетие кончины литератора, начались загадочные визиты к месту его захоронения. Некий неизвестный в темной одежде, со шляпой и тростью, стал появляться на рассвете у надгробия, неизменно оставляя один и тот же дар: три алые розы и бутылку коньяка. Существует версия, что каждый цветок посвящен одному из троих погребенных рядом — писателю, его супруге Вирджинии и её матери Марии Клемм.
Этот ритуал превратился в ежегодную традицию и со временем обрастал подражателями. Однако в 2011 году произошел курьезный случай — одновременно к захоронению явились четверо людей в похожих черных нарядах. Джефф Джером, наблюдавший за этими визитами начиная с 1976 года, сумел вычислить самозванцев. Оказалось, что истинный почитатель всегда совершал определенное условное движение, о котором имитаторы понятия не имели.
Пожалуй, наиболее захватывающая легенда, связанная с могилой По, касается именно этого анонимного визитера.
Сердце писателя в письменном столе
Проживая в итальянском городке Специя у самого побережья, Перси Биши Шелли — британский литератор и поэт — приобрел шхуну, которую окрестил «Ариэлем». Это решение было продиктовано страстной любовью к морской стихии, хотя сам Шелли совершенно не владел навыками мореплавания и даже не умел держаться на воде.
После того как судно было доставлено владельцу, писателя начали преследовать мистические явления, напоминающие сюжеты из готических романов. Во время одной из прогулок вдоль берега он столкнулся с призрачным видением: из морской пучины появилась умершая девочка — дочь его приятеля Байрона, которая жестом приглашала поэта последовать за ней. А в другом случае некая призрачная сущность провела Шелли в гостиную, где, сбросив покров, обернулась его точной копией.
Во время морского плавания произошла трагедия — шхуна затонула в результате мощного шторма. Спустя несколько суток волны выбросили на побережье останки Шелли. Кремация тела состоялась на месте, после чего прах переправили в Рим для захоронения рядом с могилой Джона Китса, также британского поэта.
Произошёл необычный случай: сердце не превратилось в пепел при сожжении, а лишь обуглилось. Мэри Шелли, супруга погибшего и автор знаменитого романа о Франкенштейне, решила сохранить этот орган. До конца своих дней она держала его в секретере. Лишь в 1851 году Перси Флоренс Шелли, их отпрыск, случайно наткнулся на находку — полностью иссохшее и хрупкое сердце отца, готовое превратиться в прах от малейшего прикосновения.
Заминированный Пушкин
Подробности захоронения великого поэта и то, что произошло с его прахом впоследствии, знакомы публике значительно меньше, чем общая картина трагической гибели Пушкина, которая широко освещена в исторических источниках.
Александр Сергеевич являлся членом прихода Конюшенной церкви, куда власти в спешном порядке решили перенести отпущение, изначально запланированное в храме при Адмиралтействе. Такое решение было продиктовано опасениями возможных массовых скоплений людей и связанных с этим волнений во время прощальной церемонии. Василий Жуковский, поэт и современник событий, оставил воспоминания: жандармы заполонили комнату, где близкие молились над телом усопшего, когда пришло время выноса гроба. Присутствовало лишь около десяти самых близких товарищей поэта. По словам Жуковского, их окружили стражники, и процессия до храма проходила фактически под конвоем. Доступ в церковь строго контролировался — войти могли исключительно обладатели особых пропусков, которые получили лишь ближайшие члены семьи, друзья и представители дипломатических представительств других государств.
Последняя воля Александра Сергеевича исполнилась — место его вечного упокоения находится у монастырской стены в Святых Горах, там же покоятся его родственники со стороны Ганнибалов. Константин Паустовский оставил такие строки об этих краях:
«Нет для меня прекраснее уголка на свете, чем возвышенность у Святогорской обители в псковских землях, ставшая последним пристанищем великого поэта. Такой безбрежной и первозданной красоты горизонтов больше не встретишь нигде на российских просторах».
Однако военное лихолетье 1941-1945 годов нарушило покой этого священного места. Покидая территорию Пушкиногорья (населенный пункт на Псковщине) в сорок четвертом году, фашистские войска установили взрывные устройства на месте захоронения великого русского литератора.
Вся территория вокруг захоронения также была напичкана взрывчаткой. Командир роты из 157-го инженерно-саперного батальона по фамилии Казаков позже рассказывал: «Возле пушкинского захоронения мы нашли противотанковые заряды со специальным механизмом. Верхний заряд оснастили химическим устройством с отложенным срабатыванием, а нижний — натяжным детонатором».
Памятник на месте погребения обложили деревянными щитами под предлогом защиты от повреждений — однако за этой обшивкой спрятали несколько противотанковых зарядов в фундаменте. Под местом захоронения литератора выкопали подземный ход протяженностью примерно 20 метров, куда поместили фугасные заряды и авиационные бомбы.
При проведении разминирования территории монастыря в Святых Горах и прилегающих к нему участков, включая место захоронения великого поэта, потери составили девять сапёров. Причиной трагедии стало применение германскими войсками неизвестных ранее взрывных устройств модификации RMi-43, с которыми советские специалисты по разминированию прежде не сталкивались. Несмотря на жертвы, задача по обезвреживанию территории была успешно завершена.
Гоголь и писатели-мародеры
Вокруг последнего пристанища великого писателя Николая Гоголя сложилось невероятное количество преданий и таинственных историй — их вполне достаточно для создания захватывающего приключенческого произведения. Смерть настигла классика в Москве в 1852-м, местом его погребения стал погост при Даниловом монастыре. Памятник представлял собой композицию из двух элементов: мраморную плиту дополнял бронзовый крест, установленный на темном камне, который называли «голгофой». Существует предание, что этот черный камень для надгробия был доставлен с Крымского полуострова благодаря стараниям Ивана Аксакова, известного приверженца славянофильских идей. Спустя восемь десятилетий, когда наступили 1930-е, кладбище при Даниловом монастыре подверглось уничтожению. Прах Гоголя извлекли из земли и транспортировали на территорию Новодевичьего погоста, где он находится по сей день в соседстве с местами упокоения Булгакова и Чехова.
Множество мифов о том, что обнаружили в захоронении Гоголя, возникло благодаря записям Владимира Лидина — литератора, который наблюдал за процессом извлечения тела. Существует две основные версии: согласно первой, голова писателя вообще отсутствовала, согласно второй — череп лежал в неправильном положении, развернутый вбок. Эта история (хотя официальная экспертиза её опровергает) о странном расположении костных останков дала жизнь ещё одному популярному мифу — будто бы Гоголь был погребён живым, находясь в состоянии летаргии, и пришёл в сознание уже под землёй.
Между тем, сам Лидин признавался, что унёс с собой фрагмент одежды покойного — часть его сюртука. Причём подобным занимался не только он. В личных записях Вячеслава Полонского, также присутствовавшего при эксгумации, можно найти упоминание:
Во время эксгумации произошли странные события: некто Малышкин отрезал фрагмент сюртука с тела писателя, кто-то ещё присвоил часть позумента, украшавшего гроб. Наиболее шокирующим стало поведение Стенича — он похитил одну из костей грудной клетки Гоголя, просто положив её к себе в карман.
Согласно свидетельствам Полонского, дальнейшая судьба этой реликвии сложилась следующим образом: Стенич оставил кость на хранение у Льва Никулина, коллеги по писательскому цеху, попросив вернуть её перед отъездом в северную столицу. Никулин поступил хитро — изготовил деревянную имитацию ребра и именно её в упакованном виде передал обратно Стеничу.
Существует также версия писателя Лидина относительно исчезновения черепа великого классика: по его мнению, его тайно забрал коллекционер театральных раритетов Алексей Бахрушин. Однако все попытки обнаружить местонахождение черепа оказались безрезультатными.
Вдова писателя Елена Сергеевна приобрела надгробие, которое когда-то украшало место захоронения Гоголя и некоторое время находилось на территории мастерских Новодевичьего погоста. Впоследствии этот камень установили на месте погребения Михаила Булгакова. Так сбылось необычное желание писателя, который восхищался творчеством Гоголя и за восемь лет до своей кончины оставил запись: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью». Существует предположение, что история о пропавшем черепе Гоголя послужила источником вдохновения для сюжетной линии с исчезнувшей головой Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита».
Блок и две его могилы
Более тысячи петербуржцев сопровождали траурную процессию: в знойный августовский полдень гроб поэта пронесли на руках через весь путь от дома на улице Декабристов до Смоленского православного кладбища.
По городу распространялись слухи о помешательстве Блока. Перед кончиной поэт отверг медицинскую помощь и отказывался принимать пищу. Последние годы жизни он практически перестал создавать стихотворения и мучился от множества болезней. «Меня выпили», — признавался сам Блок.
Владислав Ходасевич так объяснял уход поэта из жизни: агония длилась несколько месяцев... Блок скончался не от конкретного недуга — болезнь охватила весь его организм, он просто исчерпал способность существовать. Ходасевич формулирует это предельно точно: «Он умер от смерти».
Черный обелиск появился на Литераторских мостках после того, как прах поэта был туда перемещен в 1944 году. Эта мера была необходима для защиты захоронения от уничтожения. На прежнем месте погребения, на Смоленском православном кладбище, сохранился лишь символический памятник с крестом.
Первоначально место упокоения отмечал скромный крест из дерева. Годы войны не пощадили его – он пропал, а вместо него осталась только металлическая палка с фамилией «Блок». К этому моменту некрополь находился в плачевном состоянии: запустение привело к тому, что множество захоронений знаменитостей безвозвратно исчезли. В тридцатые годы прошлого столетия даже планировалось организовать на территории кладбища зону отдыха.
Ходят непроверенные слухи о том, что с прежнего места захоронения переместили лишь черепную коробку литератора, а оставшиеся фрагменты покоятся на территории Смоленского погоста. Отсюда родилось предание о существовании «двойного захоронения Блока» — примечательно, что оба места (будь то настоящая усыпальница и символический памятник или действительно две гробницы?) привлекают множество посетителей, которые регулярно приносят живые букеты к обоим объектам.
Интересная деталь: когда Блок покоился на Смоленском православном погосте, рядом находилась могила его коллеги по символистскому направлению — Федора Сологуба. После же перезахоронения на Литераторских мостках поэт обрел новое соседство — здесь упокоился его родственник по жене, знаменитый ученый Дмитрий Менделеев.
Спасибо, что читаете наши статьи. С Уважением Мир Памяти.рф