Найти в Дзене

Как доносить духовную информацию

Конфуций: "Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество." Когда следует учить и наставлять, а когда стоит остановиться и не лезть к человеку со своим наставлениями? Как проявить тактичное и уважительное отношение к человеку, оказывая ему духовную помощь или сделать замечание и при этом не назидательно, не по-учительски, а просто и дружелюбно обьяснить ему сложные вещи, не критикуя его поведение, не обижая?    Определённый ответ на этот вопрос можно увидеть в высказывании из Первого послания к Тимофею святого апостола Павла: "Погружаться в душу другого человека мы можем лишь в той степени, в какой внутри нас живёт дух кротости и дружелюбия" . Тимофей был епископом города Эфес и ему по службе было необходимо заботиться о нравственной чистоте своих подопечных, а также уделять внимание их духовной жизни. Безусловно, все люди обращают внимание на слова, но в ещё большей степени они ощущают то, с каким настроением эти слова сказаны. А потому все рекомендации

Конфуций: "Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество."
Конфуций: "Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество."

Когда следует учить и наставлять, а когда стоит остановиться и не лезть к человеку со своим наставлениями? Как проявить тактичное и уважительное отношение к человеку, оказывая ему духовную помощь или сделать замечание и при этом не назидательно, не по-учительски, а просто и дружелюбно обьяснить ему сложные вещи, не критикуя его поведение, не обижая?  

 Определённый ответ на этот вопрос можно увидеть в высказывании из Первого послания к Тимофею святого апостола Павла: "Погружаться в душу другого человека мы можем лишь в той степени, в какой внутри нас живёт дух кротости и дружелюбия" .

Тимофей был епископом города Эфес и ему по службе было необходимо заботиться о нравственной чистоте своих подопечных, а также уделять внимание их духовной жизни. Безусловно, все люди обращают внимание на слова, но в ещё большей степени они ощущают то, с каким настроением эти слова сказаны. А потому все рекомендации апостола Павла требовали от Тимофея очень внимательного отношения к себе. Он сам был должен вести духовную жизнь и быть примером чистоты жизни. Это относится и к нам, как к духовным наставникам. 

Наши даже очень правильные слова могут принести человеку боль, оставить на его сердце едкую горечь, нанести тяжёлую рану. А потому следует быть очень внимательными к себе и к тому, в каком состоянии находится наше собственное сердце. Ведь погружаться в душу другого человека мы можем лишь в той степени, в какой внутри нас живёт дух кротости и дружелюбия

Мы понимаем, что внутренний мир человека уникален и индивидуален — это сфера очень чувствительная и ранимая. Здесь не может быть одного подхода или правила поведения, для всех. Ведь душевные переживания человека касаются очень личного, затрагивая даже интимные сферы жизни. А потому нам следует быть очень деликатными и предусмотрительными —увещевать необходимо без укора.

Не укоряй — рекомендация краткая, но очень ёмкая. Но как же это возможно, если речь идёт о замечаниях? Ведь замечания — это уже есть и укор, и упрёк.

Можно понять это так: замечание превращается в укор и упрёк лишь тогда, когда человек находится в определённом внутреннем расположении духа: в нём живёт энергия неприязни, раздражения, враждебности, подозрительности, превозношения. И, наоборот, когда на сердце чисто и светло, когда человек дружелюбно настроен по отношению к другому, когда в нём нет подозрительности и неприязни, то он может так сделать даже неприятное замечание, что человек примет его без обиды, а как заботу и помощь со стороны  себе на пользу.

 А потому все рекомендации апостола Павла, обращенные к Тимофею, подходят и нам, требуя от нас очень бережного и внимательного отношения к своему внутреннему состоянию. Мы сами должны вести духовную жизнь и быть примером кротости и чистоты жизни, создавая вокруг себя  атмосферу уважения и доверия. Кроткие люди склонны к терпимости и пониманию, что позволяет им эффективно доносить информацию, решать конфликты и находить общий язык и взаимопонимание с окружающими. Дружелюбный настрой, улыбка и проявление эмпатии позволяет учитывать чувства собеседника и внимательно относиться к выслушиванию  проблем человека и его мнению о себе, пусть и ошибочном, что делает результат общения более продуктивным, а диалог гармоничным, никак и никого не раздражающим

Несомненно, умение направить человека так, чтобы он смог сделать правильные выводы из всего происходящего с ним в жизни и помочь проанализировать поичины случившегося на духовном уровне — это значит дать ему правильное направление мыслей и, как следствие,  возможность эволюционного движения вперед.

Но сам процесс осмысления и осознания прожитого опыта не всегда бывает прямой, он часто носит зигзагообразный, скачкообразный характер. А без Бога и веры, принятия и смирения его вообще не достигнуть. Хорошо, когда рядом оказываются люди, умеющие разложить все по полочкам.

Как же правильно вести беседу и доносить духовную информацию?

Мы не просто говорим человеку, мол, "забудь боль" (ни в коем случае!), или "всё было хорошо" "не будем вспоминать, потому что всё в прошлом". Ничего не стоит обесценивать — все происходит не случайно и потому всегда полезно для души и несет определенный опыт.

Мы подводим человека к осмыслению тяжёлой психологической травмы на духовном уровне, помогая разобраться с тем, что с ним происходило и для чего ему дали пережить ту или иную ситуацию и накопить тот или иной опыт.

Для начала надо помочь человеку осмыслить свои чувства, переживания, пусть это будет даже гнев на обстоятельства, который выливался в мат (это нормальная реакция на беспомощность для человека, отвернувшегося в тот момент от Бога). Отчаяние и тоска по тому, что потеряно. Раскаяние и, возможно, стыд после срыва. Надежда и благодать в момент таинств. Все его чувства ценны и полезны.

Помимо практического урока о будущем, часто опыт переживания травматических ситуаций мог быть дан, чтобы:

1) сломать идеализм, то есть показать, что духовный путь — не про то, чтобы никогда не падать, а про то, чтобы вставать. Даже в грязи можно принять благодать, и это не аннулируется последующим падением.

2) Учиться состраданию — на собственной опыте испытать, что такое быть на самом деле униженным, зависеть от доброты и внимания, помощи других людей. Это бесценно для понимания других людей.

3) Укрепить связи с близкими, остро ощутив ценность их любви. Это знание нельзя получить иначе, только сравнив, приняв помощь и дар любви и сделать всё, что в наших силах, чтобы ответить тем же.

4). Обрести внутренний стержень, который не сломается, когда внешние обстоятельства изменятся не в лучшую сторону.

5). Принять мысль, что наша сила — не в том, чтобы стать независимым от других, а в том, чтобы научиться просить о помощи и быть благодарным, любящим, осмысленным человеком, ради которого стоит жить и заботиться.

Взрослеть означает перестать разрываться между "я чистый" и "я грешник", а принять себя цельным, то есть человеком, который в отчаянии даже мог гневаться на себя, роптать на Бога, но который теперь всем сердцем ищет Бога, раскаивается и принимает Его дары. 

Как бы странно это не показалось человеку, но тяжелый опыт переживания трагических событий, болезней и неудач в жизни надо принять с искренней благодарностью. И это не значит подавить свои эмоции, их надо преобразовать —значит не просто сказать, что опыт был хорошим. Надо признать, что он был для нас необходимым уроком и учителем.

За что опыт можно и нужно благодарить?

Во-первых, за снятие иллюзий. Он с жестокой прямотой показал нам дно возможной реальности. Он вырвал нас из условно безопасного и благополучного мира и бросил в ад, где рушится наше прежнее представление о жизни. Но мы многое там поняли и получили сложный, но ценный и полезный урок на будущее.

Во-вторых за удар по гордыне, так как любая беспомощность ранит наше эго. Опыт беспомощности в сложных и тяжелых ситуациях — самый сильный удар. Но именно после такого удара может начаться рост в нас кротости и подлинного смирения — не как покорности судьбе, а как трезвого принятия своих границ без самоуничижения. Надо благодарить Бога за этот крах ложного "я", которое хотело бы быть независимым.

В - третьих, за урок о свете в кромешной тьме. Благодать от Бога приходит к нам и поддерживает как раз в таких тяжелых моментах, когда мы вынуждены обращаться к Богу за помощью, как к последней опоре и надежде.

 Испытания являются способом нашего очищения. Проходя через боли и страдания, мы становимся сострадательнее к другим, учимся быть благодарными за перенесенные страдания... Иначе мы бы не стали тем, кем стали сейчас и не умели бы чувствовать чужую боль, сострадать, предлагать свою помощь людям и так глубоко доверять Господу. Нет никаких бессмысленных и бесполезных событий в нашей жизни: все ведут к Богу.

Взросление — это не про то, чтобы "преодолеть" душевную травму силой воли. Это про то, чтобы стать для самого себя тем самым взрослым, заботливым и сильным, которого так не хватало нам для своей собственной израненной детской части души. 

Благодарность должна быть не к травме, а к тому ресурсу выживания, который мы в себе обнаружили благодаря перенесенной душевной боли. Тем и ценен наш тяжёлый, но такой ценой доставшийся опыт с духовного уровня. 

Через посланных нам в трудную минуту добрых и отзывчивых людей Бог  придает нам сил и духовного мужества. По сути это как посреди ада вдруг увидеть лучик Света...

И как не быть Богу благодарным за то, что Он послал нам столько людей, принимающих участие в нашей жизни, помогая нам самим своим присутствием рядом в нелегкие моменты тяжелых испытаний веры. 

Только мы сами выбираем на чем зафиксировать свое внимание — на аде отчаяния и душевной боли или на благодарности. Главное не считать себя жертвой, а видеть в себе победителя - справился, выдержал, приобрел опыт, окреп духом. Именно так надо осмыслять сложные периоды жизни. 

Наша внутренняя реальность — есть наша суть как накопительный,  неизменный опыт души, основанный на незыблемом фундаменте прожитого. Именно он является плацдармом и домом , где как на подсвечнике горит та самая Божественная искра, поддерживаемая  внутренним слухом (интуицией), которая невидимой нитью связует нашу душу с  Первоисточником. Прикосновение к Богу через призму своего сознания —есть путь, где ты настоящий. Это прямой и добрый путь, уплотняемый личными мыслями, делами, поступками и чувствами. Это путь трудного взросления через собственное Я. Исследование внешнего мира — только мостик в свой внутренний мир, ведущий через творческое глубинное осознание к формированию нашей внутренней опорности и духовной зрелости. Это и есть то самое пребываеие в Боге и с Богом. И это не эмоция, не теория, а цельное состояние. Это непосредственное, невыразимое переживание внутри нас некой фундаментальной "неизменности" собственного бытия, которое открывается через благодать.

Обретя такую внутреннюю основу, можно жить в мире, участвуя в его играх, но уже не отождествляться с ними полностью, сохраняя внутри себя свободу и покой.

Проработка любого события нашей жизни с духовной точки зрения с вопросом Для Чего это произошло и от каких именно энергий должна очиститься душа, а какие энергии наработать, какой опыт извлечь — это и есть проявление действующей в нас Веры, требующей непрерывного наблюдения за своим состоянием души и постоянной внутренней работы над собой для осознанного процесса трансформации и  глубинных духовных преобразований. Как это донести до людей, желающих встать на путь духовного делания как раз и рассказывается в данной статье. Передача духовной информации для зрелых и опытных душ является их земным предназначением.

В связи с тем, что до Перехода остается совсем немного времени, а с каждым десятилетием души приобретают всё больше опыта, нарабатывают и уплотняют всё большее количество энергий и качеств, в дальнейшем будет всё четче и ярче проявляться принадлежность людей к Свету или Тьме. То есть  "неопределившихся" —тех кто пока "где-то посерединке" будет всё меньше. Поэтому души, идущие по пути деградации будут всё сильнее проявлять свои тёмные качества, что на физическом плане будет выражаться во все более ярких проявлениях энергий черствости, зависти,  злобы, осуждения, злопамятства и тд, Это в полной мере и во всей красе покажет всю их нравственную ущербность и духовную пустоту, до краев заполненную негативными энергиями, уплотненными до предела своими темными хозяевами.

Они же по попущению Божьему и будут устраивать всё более сложные испытания для душ, идущих путем эволюции, чтобы души, принадлежащие Светлой Иерархии окончательно утвердились в своём выборе и в свою очередь, смогли максимально уплотнить в матрице души добродетели и высокочастотные энергии для максимальной готовности к Переходу.