Найти в Дзене
Фигачу на удалёнке с 2011 года

Снайперский туризм: как богатые европейцы приезжали в Сараево убивать людей ради развлечения

15 ноября 2025 года итальянская газета La Repubblica опубликовала большое расследование о так называемом «снайперском туризме» во время осады Сараево. По его следам миланская прокуратура начала официальное расследование. Осада Сараево длилась 1422 дня — с 5 апреля 1992 года по 29 февраля 1996 года. Город окружали горы, на склонах которых располагались позиции армии боснийских сербов. В разгар войны на сербских позициях начали появляться странные «гости». Богатые иностранцы, в основном из Западной Европы, приезжали на день-два, платили местным командирам и получали снайперскую винтовку. Им показывали удобное место на крыше или на склоне, указывали, где чаще всего проходят мирные жители, и давали пострелять по живым мишеням. Бывший офицер Армии Боснии и Герцеговины Эрвин Терзич в интервью BBC вспоминал: «Они приезжали как на сафари. Стреляли, смеялись, фотографировались на фоне города. Потом садились в джип и уезжали ужинать в Белград или Загреб. А мы потом собирали тела с простреленными
Оглавление

15 ноября 2025 года итальянская газета La Repubblica опубликовала большое расследование о так называемом «снайперском туризме» во время осады Сараево. По его следам миланская прокуратура начала официальное расследование.

Как это было возможно

Осада Сараево длилась 1422 дня — с 5 апреля 1992 года по 29 февраля 1996 года. Город окружали горы, на склонах которых располагались позиции армии боснийских сербов. В разгар войны на сербских позициях начали появляться странные «гости».

Богатые иностранцы, в основном из Западной Европы, приезжали на день-два, платили местным командирам и получали снайперскую винтовку. Им показывали удобное место на крыше или на склоне, указывали, где чаще всего проходят мирные жители, и давали пострелять по живым мишеням.

Женщина бежит по улице Zmaja od Bosne
Женщина бежит по улице Zmaja od Bosne

Бывший офицер Армии Боснии и Герцеговины Эрвин Терзич в интервью BBC вспоминал: «Они приезжали как на сафари. Стреляли, смеялись, фотографировались на фоне города. Потом садились в джип и уезжали ужинать в Белград или Загреб. А мы потом собирали тела с простреленными головами».

Кто были эти «туристы»

По свидетельствам военных корреспондентов и участников событий, среди «гостей» были:

  • профессиональные наёмники (французы, греки, итальянцы, британцы, американцы);
  • ультраправые активисты из Европы;
  • просто очень богатые люди, связанные с организованной преступностью или имевшие личные контакты с сербскими командирами.

Стоимость одного «снайперского дня» составляла от 500 до 2000 долларов (в ценах 1990-х). В «пакет» входили оружие, патроны, переводчик и иногда обед.

-3

Журналист Билл Картер в книге Fools Rush In (2007) описывает случай, когда на крыше полуразрушенного отеля Holiday Inn (где жили иностранные репортёры) обнаружили самодельные турели и десятки гильз от винтовок, которыми официально сербские снайперы не пользовались. Следователи сделали вывод, что это следы «экскурсий для стрелков-любителей».

Снайперская аллея

Центральная магистраль города — улица Zmaja od Bosne — получила прозвище Снайперская аллея. Чтобы перейти её, люди бежали зигзагами, прячась за контейнерами и сгоревшими трамваями.

Люди прячутся от снайперов
Люди прячутся от снайперов

Американский фотограф Рон Хавив, работавший там в 1993 году, рассказывал: «Некоторые выстрелы были слишком точными, как будто людей выбирали. Я видел стрелков, которые улыбались и радовались после попаданий. Я видел, как один парень в дорогой куртке и с новой винтовкой буквально подпрыгивал от радости после каждого попадания».

Почему никто не ответил

Гаагский трибунал (ICTY) знал об этом феномене. Эпизоды «снайперского туризма» упоминались в обвинительных заключениях против Станислава Галича, Ратко Младича и Драгомира Милошевича как часть «систематического террора против гражданского населения».

Однако привлечь самих «туристов» к ответственности не удалось: они въезжали по поддельным документам или вообще без них, не состояли в официальных формированиях, а свидетели с сербской стороны молчали.

Если миланская прокуратура предъявит обвинения и докажет вину, это станет первым случаем, когда дело об убийстве мирных жителей снайперами в Боснии и Герцеговине будет передано в суд.

Эхо войны

Сегодня историки и жители Сараево называют «снайперский туризм» одной из самых циничных страниц боснийской войны. Журналистка Алиша Лей, много лет изучавшая этот феномен, пишет:

«Для одних это было экстремальное развлечение, для других — способ почувствовать абсолютную власть над чужой жизнью. Для жертв и выживших разницы не было».

"Сараевская роза"
"Сараевская роза"

По всей бывшей Снайперской аллее до сих пор сохраняются «сараевские розы» — заполненные красной смолой воронки от снарядов, отмечающие места, где погибли люди. Это самые тихие и самые красноречивые памятники той войны.

Подписывайтесь на канал!