Недавно мы поделились с вами впечатлениями от выставки, посвященной Архипу Куинджи в Корпусе Бенуа. Сегодня же хотим рассказать о другой замечательной выставке, также организованной Русским музеем только уже в Михайловском (Инженерном) замке. Героем временной экспозиции стал трепетно нами любимый художник-пейзажист Федор Васильев.
Последняя монографическая выставка, посвященная художнику, была 50 лет назад!
О его творчестве, как и об этом событии, на наш взгляд, говорят недостаточно, и поэтому мы хотим обратить ваше внимание на такого замечательного пейзажиста. В этой статье мы не будем углубляться в биографию художника, так как ранее уже о ней говорили, а поделимся нашими впечатлениями от выставки.
Покупка билетов
Билеты на выставку можно приобрести, как онлайн, так и в кассе Михайловского замка. Мы приобретали билеты на месте в кассе. Очередей совсем не было, но это был будний день. Однако стоит отметить, что в отзывах в интернете люди также пишут, что и в выходные дни больших очередей нет.
В билет входит сразу и посещение основной экспозиции, и временных выставок. Кроме того, существует ряд льгот, которые также дают скидку или позволяют посетить музей бесплатно. Полную информацию вы найдете на официальном сайте «Русского музея».
Помещение
Выставка творчества Федора Васильева располагается в выставочном пространстве на первом этаже недалеко от гардероба. Светлые и просторные залы позволили вместить более 100 живописных и графических работ художника, большая часть из них принадлежит коллекциям Русского музея и Третьяковской галерее.
Так же, как и в кассе, в самих залах было немного людей. Либо нам так показалось… Все дело в том, что пространство довольно большое, а потому зрители могут спокойно наслаждаться работами, не мешая друг другу.
Освещение было установлено продуманно, поэтому, если и есть блики, то небольшие – они совсем не мешают наслаждаться красотой работ.
Впечатления о выставке
Выставку открывает портрет Васильева кисти его друга Ивана Крамского. Здесь же располагается сопроводительный текст, где написана биография пейзажиста. Приятно порадовало, что информация есть в каждом зале, поэтому каждый может ознакомится с творческой биографией художника.
Пейзажи расположены в хронологическом порядке, начиная от самых ранних полотен художника, заканчивая его последними годами в Ялте. Каждый зал – словно портал в новый период творчества Васильева. Вот мы смотрим на его первые полотна, среди которых «Пейзаж в Парглово» и «Деревня», демонстрирующие соединение влияния «шестидесятников» и желание по-новому, по-своему почувствовать природу.
Затем мы видим невероятные городские пейзажи, представленные работами «Заря в Петербурге» и «Иллюминация в Петербурге».
Далее следует водная стихия, работы, выполненные художником в четырехмесячном путешествии на Волгу. И мы видим, что Васильеву поддается абсолютно любой пейзаж! Так, привлекает внимание известное полотно «Вид на Волге. Барки», которое высоко оценили как его коллеги, так и критики. Русский музей отмечает, что это полотно «свидетельствует о романтически восторженном восприятии мира его автором», и что «для рубежа 1860–1870-х эта картина оказалась вершиной живописных достижений отечественного пейзажа». Не ускользает от глаза и то, что линия горизонта на картине расположена низко, а потому большую часть работы занимает небо…
Небо! Как же говорить о Васильеве и не упомянуть о его лазурном и розовом небе, о его то легких, то тяжелых облаках. Репин писал:
– Небо-то, небо... – начинаю я восторгаться. – Как же это? Неужели это без натуры?.. Я никогда еще не видывал так дивно вылепленных облаков, и как они освещены!!! Да и все это как-то совершенно по-новому...
Так на полотне «После дождя. Проселок» зритель может увидеть темные мрачные тучи, через которые пробивается солнце и нежно голубое небо. Васильев мастерски играет со светом, что создает контраст между мрачной атмосферой полотна и его светлой серединой. С одной стороны – природа опасна и непредсказуема, с другой – дает надежду.
Хотим отметить замечательную деталь выставки. В каждом зале над картинами Васильева можно увидеть цитаты его коллег о его творчестве. Здесь и Крамской, и Репин, и Ге. Таким образом, посетители могут сделать вывод о том, как трепетно и с каким восторгом относились другие мастера к творчеству пейзажиста. Кроме того, здесь цитаты и самого Васильева, что позволяет еще лучше понять его творчество.
Не менее ценны графические работы художника – это и этюды, и эскизы, и наброски, и самостоятельные работы карандашом и акварелью. В них так же, как и в живописных полотнах, прослеживается мастерство и бесконечная привязанность художника к природе.
Завершается выставка «крымским» периодом творчества Васильева. В это время он был уже болен. Тем не менее художник продолжал работать и строил планы на будущее. Одна из известных работ тех лет – «Эриклик. Фонтан» – открывает нам вид на завораживающий пейзаж с нежно-голубым небом, пушистыми белыми облаками и почти розовыми горами. Теплая цветовая гамма говорит нам о близящемся вечере и окутывает невероятным теплом, как и все творчество Васильева.
Как итог, мы для себя не увидели каких-то недостатков. Нам удалось в комфортной и приятной атмосфере насладиться работами пейзажиста. Мы рекомендуем посетить эту выставку, как можно скорее, ведь она продлится до 26 января 2026 года. Вы обязательно получите приятные впечатления!