Найти в Дзене
Тверская Губерния

Ретропоезд «Селигер»: живой музей железнодорожной истории

В Тверской области есть регулярный пригородный маршрут на паровой тяге – ретропоезд «Селигер». Это первый подобный рейс, который запустили в России. Он соединяет Бологое и Осташков через исторические станции и является действующим «музеем на колесах», где сама поездка становится основной частью экскурсии по железнодорожному прошлому нашего региона. Участок Бологое – Осташков входит в линию Бологое – Полоцк, задуманную в начале XX века как стратегически важную магистраль в направлении западных границ империи и строившуюся под руководством инженеров путей сообщения, в том числе Александра Баталина. Регулярное движение здесь открыли в 1907 году, причём дорогу изначально делали «с запасом» – с каменными вокзалами, водонапорными башнями, служебными домами и развитой станционной инфраструктурой. Во время Великой Отечественной войны через этот путь проходили воинские и хозяйственные грузы, а к участку примыкали временные и узкоколейные ветки к лесозаготовкам и фронту. В послевоенный период Б

В Тверской области есть регулярный пригородный маршрут на паровой тяге – ретропоезд «Селигер». Это первый подобный рейс, который запустили в России. Он соединяет Бологое и Осташков через исторические станции и является действующим «музеем на колесах», где сама поездка становится основной частью экскурсии по железнодорожному прошлому нашего региона.

Участок Бологое – Осташков входит в линию Бологое – Полоцк, задуманную в начале XX века как стратегически важную магистраль в направлении западных границ империи и строившуюся под руководством инженеров путей сообщения, в том числе Александра Баталина. Регулярное движение здесь открыли в 1907 году, причём дорогу изначально делали «с запасом» – с каменными вокзалами, водонапорными башнями, служебными домами и развитой станционной инфраструктурой.

Во время Великой Отечественной войны через этот путь проходили воинские и хозяйственные грузы, а к участку примыкали временные и узкоколейные ветки к лесозаготовкам и фронту. В послевоенный период Бологое-Полоцкая стала последней крупной линией советских железных дорог, где паровая тяга сохранялась на регулярной основе вплоть до середины 1970 х годов.

Как экскурсионный проект линия получила новый статус в 2010-е годы, когда участок Бологое – Великие Луки с ответвлением на Соблаго и Торжок был выделен в историко-заповедную зону Октябрьской железной дороги. По плотности и целостности сохранившихся объектов (вокзалов, депо, служебных построек, мостов, башен и семафоров) этому участку сегодня фактически нет аналогов в России. На нем официально насчитывается около двух сотен объектов культурного наследия. Поезд же ведёт паровоз серии «Л», построенный в 1953 году и относящийся к массовому послевоенному пассажирскому парку советских железных дорог.