Найти в Дзене
ANNA-NEWS

Неутешительные итоги первого года Сирии «после Асада»

Расстрелянный портрет Башара Асада в городе Хама, декабрь 2024 года. Фото: AP Год назад, после стремительного 11-дневного наступления боевики группировки «Хайт Тахрир аш-Шам» (ХТШ, деятельность организации запрещена на территории РФ), в Сирии свергли режим семьи Асадов, находившийся у власти 53 года. В декабре 2024 года бывший президент Сирии Башар Асад вместе с семьёй получил убежище в Москве, где, по сообщениям, живёт до сих пор. В Дамаске годовщина революции была отпразднована при большом стечении людей, однако ряд СМИ отмечает, что в стране нарастает недовольство новым режимом, развязавшим резню на этнической и религиозной почве. Нападения на представителей меньшинств продолжаются практически ежедневно. Несмотря на дипломатические достижения нового правительства страны, старые межрелигиозные противоречия продолжают подтачивать хрупкую стабильность государства. В марте в течение четырёх дней на сирийском побережье продолжались массовые убийства, совершённые проправительственными по
Расстрелянный портрет Башара Асада в городе Хама, декабрь 2024 года. Фото: AP
Расстрелянный портрет Башара Асада в городе Хама, декабрь 2024 года. Фото: AP

Год назад, после стремительного 11-дневного наступления боевики группировки «Хайт Тахрир аш-Шам» (ХТШ, деятельность организации запрещена на территории РФ), в Сирии свергли режим семьи Асадов, находившийся у власти 53 года.

В декабре 2024 года бывший президент Сирии Башар Асад вместе с семьёй получил убежище в Москве, где, по сообщениям, живёт до сих пор. В Дамаске годовщина революции была отпразднована при большом стечении людей, однако ряд СМИ отмечает, что в стране нарастает недовольство новым режимом, развязавшим резню на этнической и религиозной почве. Нападения на представителей меньшинств продолжаются практически ежедневно.

Несмотря на дипломатические достижения нового правительства страны, старые межрелигиозные противоречия продолжают подтачивать хрупкую стабильность государства. В марте в течение четырёх дней на сирийском побережье продолжались массовые убийства, совершённые проправительственными подразделениями и вооружёнными группами против местных алавитов и христиан.  По данным расследования агентства Reuters, в результате массовых расправ  были убиты около 1479 человек.

В июле силы безопасности и племенные формирования, лояльные новому правительству, развязали бойню в городе Сувейта, где проживают представители народности друзов. С тех пор регион фактически изолирован, а местные жители сплотились вокруг жёстко настроенного религиозного лидера Хикмата аль-Хиджри, требующего расширения автономии.

Однако власти практически не расследуют убийства меньшинств. 22 июня в восточном районе Дамаска Двейла террористы совершили нападение на православную церковь Ильи Пророка. В результате нападения погибло 25 человек, ещё 63 получили ранения. Новое правительство не осудило нападение и устранилось от расследования.

Боевики из Средней Азии на сирийском побережье
Боевики из Средней Азии на сирийском побережье

В Сирии продолжаются случаи похищений девушек и молодых женщин из религиозных меньшинств. Семьи нередко боятся обращаться в правоохранительные органы, опасаясь мести или не доверяя местным структурам безопасности. В некоторых районах похищения приобрели систематический характер и стали инструментом давления, что усиливает атмосферу страха и подрывает попытки наладить гражданский порядок.

Несмотря на заявления новых властей о борьбе с преступностью, расследования таких случаев продвигаются медленно, а многие инциденты остаются нераскрытыми. Для жителей, особенно женщин и девушек, риск столкнуться с насилием остаётся реальной ежедневной угрозой. В ряде случаев представительниц меньшинств заставляют насильно сменить веру и выйти замуж за боевиков. Также участились случаи похищения с целью выкупа, на которые власти как правило закрывают глаза.

В конце октября в Хомсе погибла 32-летняя учительница Рихам Хамуйе, принадлежащая к религиозной общине алавитов. В её дом бросили гранату на глазах у двух маленьких детей. Её мужа, бывшего военнослужащего сирийской армии, арестовали за два месяца до этого.

Боевики совершают нападения на зоны компактного проживания христиан, алавитов, друзов и курдов. Также правительство проводит тактику «замещения» населения. Поселки, где ранее проживали арабы-алавиты, заселяются боевиками из Средней Азии и членами их семей.

Тела жителей провинции Хомс, убитых боевиками
Тела жителей провинции Хомс, убитых боевиками

При этом обещанные оппозицией демократические перемены так и не произошли. Действующая конституция Сирии даёт президенту почти неограниченные полномочия, а «выборы» в парламент прошли без участия населения — две трети депутатов назначили комитеты, оставшуюся треть определил сам президент.

Критике подвергается и новое «бюро по политическим делам», выполняющее функции агентства государственной безопасности. Новое ведомство фактически приостановило действие всех существующих политических партий, заморозив политическую жизнь в стране. Иными словами, деятельность демократических институтов была ещё более ограничена, по сравнению с эпохой Асада.

Таким образом, годовщина сирийской революции проходит в атмосфере нарастающих внутренних противоречий. Несмотря на усилия со стороны США, часть территории страны всё также находится под контролем курдских вооруженных группировок.

Часть южных территорий Сирии была оккупирована армией Израиля. При этом израильские ВВС наносят удары по Дамаску и всей территории страны. Сама Сирия в политическом плане всё более становится сателлитом соседней Турции, которая планирует разместить на территории страны военные базы.

Таким образом, годовщина сирийской революции проходит в атмосфере нарастающих внутренних противоречий, которые могут обостриться в любой момент. Однако можно констатировать, что эпоха светской Сирии, где в мире могли жить представители разных общин, окончательно ушла в прошлое.