Самолёт Ту-144 ни разу не попадался на моём жизненном пути. Видел его в новостях и документальных фильмах, а чаще всего - в «Мимино». Был бы не против пролететь на нём пассажиром, но наши маршруты никогда не совпадали. Впрочем, я от этого нисколько не страдал — полётом на сверхзвуке меня не удивишь. Ничего в нём необычного, только двигатель истребителя непомерно жрёт топливо, не спускай глаз с топливомера, чтобы вовремя отключить форсаж на остатке, позволяющем долететь до родного аэродрома.
Конечно, первый вылет на разгон сверхзвуковой скорости был волнительным, но больше от излишней курсантской образованности. Не знал бы про эти сверхзвуковые невидимые скачки, про фатальный сдвиг центра подъёмной силы и перестройку системы управления самолётом в момент перехода сверхзвука, то вылет казался бы рядовым. А процесс катапультирования из самолёта МиГ-21уб на сверхзвуке? Встретить телом сверхзвуковой поток… бр-р-р! Те ещё страсти для курсанта, который три года бороздил небо на тихоходах, позволяющих покинуть самолёт без катапульты при её отказе! На сверхзвуке такой номер не пройдёт.
Но переживал я зря: первый полёт за звук оказался без особенностей, скорее догадался, чем почувствовал, о перестройке системы управления.
Не любил летать в стратосферу: специальный костюм, гермошлем с ограниченным обзором палит лицо обогревом щитка, вялый самолёт, ювелирная работа ручкой управления, если хочешь выжать максимум скорости и высоты, топливные баки стремительно пустеют… Другое дело — лететь пассажиром на Ту-144: экипаж потеет, а ты — на расслабоне в кресле. Увы, не случилось такого опыта пассажирской жизни.
Разумеется, гордился этим чудом советского авиастроения. И взлетел Ту-144 раньше, чем его британо-французский конкурент «Конкорд». Приятный момент, учитывая, что французы приобщили русских к воздухоплаванию. Жаль, что недолго наша музыка играла. А сейчас, наверное, Америка начнёт новый виток пассажирских сверхзвуковых полётов, есть у них интересная идея, как снизить силу звукового удара для людей на земле. А может и Китай всем нос утрёт. Эти умеют перехватывать идеи!
Короче говоря, я ещё дома узнал, что в Казани стоит один экземпляр Ту-144, и вознамерился этот самолёт увидеть. А если повезёт, то и в салон попасть.
Стоянка самолёта оказалась очень далеко от гостиницы, и, когда пришёл черёд моих интересов в Казани, мы решили доехать до стоянки на общественном транспорте. Дежурный по гостинице подсказал мне номер автобуса с остановкой недалеко от гостиницы, автобус идёт мимо стоянки. Повезло! Поинтересовался у дежурного другими местами в городе, где могут обитать летательные аппараты. Юноша в самолётах совершенно не петрил, зато петрила Алиса на его рабочем компьютере, и вскоре юноша показал мне на мониторе снимки Парка Победы, где имелись самолёты. Ура-а-а, то, что доктор прописал!
Воскресное утро было солнечным. Уселись в нужный автобус и стали глазеть по сторонам. Маршрут автобуса изучил и ждал проезда через мост Миллениум, который видел с колеса обозрения. Эта достопримечательность появилась в Казани в новейшее время, хотел сделать во время проезда пару кадров Казанки, которая выглядит солиднее Дона в нашем Ростове. Однако, через несколько минут кондуктор оповестила немногочисленных пассажиров, что автобус через мост не пойдёт. Новый маршрут нам ни о чём не говорил, но кондуктор заверила нас, что автобус на улицу Амирхана вернётся, только немного дальше нашей остановки. Ладно, пройдёмся немного.
Это «немного» вынудило нас несколько раз справляться у прохожих с направлением на стоянку — никак огромный самолёт не хотел проявляться на улице. И телефон вышел из доверия из-за своих противоречивых подсказок. Мы уже было заволновались, но молоденькая татарка успокоила нас, мол, ещё один подземный переход и вы увидите самолёт. Так и случилось. Слава Аллаху!
Действительность отличалась от той, что я видел на картинке в интернете. На самом деле самолёт стоит за забором в институтском дворе, а калитки и ворота, мимо которых мы прошли, на замках. Облом!
Ту-144 с тротуара хорошо виден, но на таком расстоянии не впечатляет своими размерами. Кажется игрушечным. Сфотографировались на фоне сверхзвукового пассажирского лайнера. Цель достигнута! Будь я один, попытался бы найти вход, но у нас были и другие планы.
Телефон сказал, что до парка Победы идти около получаса. Связь восстановилась, решили довериться штурманскому плану телефона. Для надёжности подключил виртуального «штурмана» и порадовался его работе. Удобная вещь! Показываешь ему улицу через камеру телефона, а «штурман» накладывает на изображение стрелку нужного направления. И голосом даёт подсказки на перекрёстках и подземных переходах. Знает «штурман» Казань отлично. Но в нашей станице заблудится — не тот статус у населённого пункта. Хотя, несколько лет назад видел на улице станицы людей со странным автомобилем.
Ничего интересного на маршруте не встретилось, зря били ноги. Приметил на подходе к парку торговый центр с кинотеатром. Хочется в кино сходить. Чем ныне потчуют российского зрителя?
Парк Победы показался мне небольшим для третьей столицы, зато сразу увидел старых знакомцев: самолёты, на которых довелось полетать в училище. Аппараты порадовали ухоженным видом. Кроме Л-29 и МиГ-17, позвал к себе знакомой геометрией и МиГ-27 — ближайшая родня МиГ-23м, на котором летал несколько лет. Кроме утиного носа, на МиГ-27 бросился в глаза нижний гребень в выпущенном положении. Эффектно смотрится, но гребень при выпуске шасси складывается, чтобы не стесался о бетонку при посадке. Присмотрелся к красавцу Су-7б, заслуженный и массовый аппарат, как и мой МиГ-21. Жаль, что последнего нет в этом парке Победы, впрочем, как и в парке «Патриот» в Каменске-Шахтинском. А уж МиГ-21 наклепали в своё время!.. Куда же подевались эти «балалайки»?
Немного просветил супругу в особенности конструкции знакомых летательных аппаратов. Приятное времяпровождение!
Прошлись мимо рубки атомной подлодки К-403 «Казань». Впечатлили размеры и рубки, и торпед возле неё. Чего-чего, а подлодок не видел вблизи.
На другой стороне парка ряды сухопутной военной техники: танки, БТР, БМП и артиллерия. Наверное каждый армеец найдёт в этом парке своего старого железного знакомого.
Поклонились Вечному огню на Мемориале памяти и покинули парк Победы.
Следующей нашей целью был государственный музей изобразительных искусств. Бить ноги не стали, вызвали такси к стоянке у парка. Еле уговорили водителя подъехать к нам на стоянку, он почему-то хотел, чтобы мы нашли его на ближайшей заправке. Водитель оказался молодым гастарбайтером-азиатом. И в Казани, всё-таки, сподобились встретиться со «спасителями» нашей экономики!
Весёлый и общительный парень на плохом русском по дороге поделился своей историей. Начинал свой бизнес с братом на Дальнем Востоке, держали теплицу. Прогорели. Самое смешное: жаловался на тамошних аборигенов, мечтающих об отделении от России. Мол, сами работать не хотят, пьянствуют, а русских и таких работящих иностранных бизнесменов, как они с братом, винят в своей бедности. Пришлось им с братом переехать в Казань. Тут тоже не сложилось, но пришлось задержаться: брат подписал контракт на службу. Подзаработает, вернётся, поедут в Краснодар, там, говорят, тепло.
Мы подтвердили, что в Краснодаре гораздо теплее, чем на Дальнем Востоке, и теплее, чем в Татарстане. Водитель ещё больше повеселел. До музея успел ознакомить нас со своим взглядом на мироздание: общество делится на хороших и плохих людей, хороших — больше. На этой оптимистической ноте наша поездка закончилась. Чаевые с нас, путешественников, не взял, точно отсчитал сдачу.
Я вышел из такси с ощущением дежавю. Где-то всё это уже слышал…
Музей изобразительного искусства никаких впечатлений не оставил. Что-то мешало мне насладиться любимым занятием, то ли разговор с добрым гастарбайтером, то ли просроченное время обеда… Не в коня корм! Бывает.
А супруга восторгалась портретами, написанными русскими художниками старой школы. Тропинин особенно её покорил.
Двинулись в кремль, чтобы осмотреть то, что не показал нам экскурсовод. Супругу не оставляла мысль пройтись по крепостным стенам, а я надеялся зайти на выставку изобразительного искусства на территории кремля. Сделать второй подход. Хорошо бы — после обеда.
Прошлись по опрятным закоулкам Казанского кремля, по ходу присмотрели общепитовское заведение и отобедали. После обеда продолжили осмотр и задержались на смотровой площадке за Благовещенским собором. Отсюда открывается прекрасный вид на Казанку и город. Вдалеке на правом берегу виднеется знакомое колесо обозрения, чуть ближе — Казан, у которого мы тоже были. А на левом берегу ближе всех хорошо просматривается Дворец земледельцев, чуть выше него - Богородицкий монастырь, на территории которого мы осматривали подземный храм.
Супруга высматривала движение туристов под крышами крепостных стен, но там жизни не наблюдалось. Облом!
А я с высоты смотровой площадки Казанского кремля любовался сквером у Дворца земледельцев: молодые деревца и стриженые кусты пламенели осенней раскраской листвы. Лепота!
Зашли в музей естественной истории. Разносторонняя и познавательная экспозиция. Среди прочего имеется там и про добычу полезных ископаемых. Я и в шахте никогда не был. Минералы увидел, коллекцию метеоритов. В палеонтологическом зале сфотографировался под скелетом какого-то доисторического зверя и отправил фото внучке: это её точно заинтересует. Нынешние городские малолетки рано начинают разбираться в динозаврах, а вот корову не знают. Впрочем, показать внучке крупный рогатый скот уже и в нашей станице затруднительно. Неведомое животное!
Занятный музей, не пожалели, что потратили в нём время.
Когда мы вышли из ворот Казанского кремля, над Волгой уже пылал закат. Спустились от ворот к станции метро, и моё внимание вновь приковало тёмное здание в форме пирамиды на фоне закатного неба. Надо же такое придумать… Египетская сила!