Найти в Дзене

«Устроили фильм «Терминатор»: Депутаты поставили под сомнение эксперимент с роботами-доставщиками в Петербурге

Северную столицу планируют включить в число регионов, где проведут эксперимент с роботами-курьерами. Правительство России готовит постановление о введение особого правового режима для автономных доставщиков в 36 регионах страны, в том числе и в Петербурге. А тем временем на улицах города уже появились умные «тележки», которые возят заказы из ресторанов и супермаркетов. «КП-Петербург» узнала, как они себя показали и чем опасно их распространение. Роверы (так называют роботов-курьеров) появились в Петербурге 24 ноября. Как рассказала на заседании профильной комиссии ЗакСа заместитель Комитета по транспорту Смольного Александра Бахмутская, сейчас «тележки» работают в пяти локациях Приморского района, в скором времени подключат и шестую. Всего трудятся 14 автономных роботов. За неполный месяц они совершили 661 доставку. Это примерно 11% от всех заказов в этом районе. - Были небольшие нарекания от жителей. Основной вопрос: как открыть крышку, хотя там большая кнопка. Очень беспокоит пользов
Оглавление
   По Петербургу катаются 14 таких доставщиков. Фото: комитет по транспорту Смольного.
По Петербургу катаются 14 таких доставщиков. Фото: комитет по транспорту Смольного.

Северную столицу планируют включить в число регионов, где проведут эксперимент с роботами-курьерами. Правительство России готовит постановление о введение особого правового режима для автономных доставщиков в 36 регионах страны, в том числе и в Петербурге. А тем временем на улицах города уже появились умные «тележки», которые возят заказы из ресторанов и супермаркетов. «КП-Петербург» узнала, как они себя показали и чем опасно их распространение.

Велокурьеры обижают роботов

Роверы (так называют роботов-курьеров) появились в Петербурге 24 ноября. Как рассказала на заседании профильной комиссии ЗакСа заместитель Комитета по транспорту Смольного Александра Бахмутская, сейчас «тележки» работают в пяти локациях Приморского района, в скором времени подключат и шестую. Всего трудятся 14 автономных роботов. За неполный месяц они совершили 661 доставку. Это примерно 11% от всех заказов в этом районе.

- Были небольшие нарекания от жителей. Основной вопрос: как открыть крышку, хотя там большая кнопка. Очень беспокоит пользователей время доставки. Среднее время в пути - 18 минут, потому что ровер не может двигаться с превышением скорости. У него заложено, что он едет не более 4 километров в час, - отметила Александра Бахмутская. - Ровер соблюдает правила ПДД при пересечении пешеходного перехода. Он двигается исключительно на зеленый сигнал и ориентирован на то, чтобы останавливаться в любой непонятной ситуации. Плюс его постоянно страхует внешний пилот.

Сейчас в компании, которая запустила роботов, собирают аналитику. За это время было несколько микро-происшествий: несколько раз машина перекрывала дорогу роботу и ему пришлось остановиться. Несколько раз робота задевали коллеги – велокурьеры. И были случаи, когда пешеходы пытались бить или переворачивать тележки.

По данным начальника второго отдела управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти Константина Яковлева, за эти недели ДТП с роверами не происходили.

- Я уточнял у коллег из Мурино, где такие устройства работают не первый год, там за все это время не произошло ни одного ДТП, - сообщил Яковлев.

Прячутся за людьми на переходах

У эксперта рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрия Попова больше вопросов не к роботам, а к документу, который скоро разрешит им ездить по улицам Петербурга.

- Я смотрел, как работают эти роверы в Москве. Он ведь не человек и не машина, потому что на нерегулируемых пешеходных переходах стоит и терпеливо ждет, когда появится живой человек, чтобы, прикрываясь за ним, проезжать переход, - говорит Попов. – Но ровер не учитывает изменений в Правилах дорожного движения, которые требуют убедиться, что ему предоставляют преимущество проезда. Именно поэтому и получился резонансный конфликт с машиной с синим проблесковым маяком: ровер уверенно пер на зеленый сигнал светофора, хотя должен был уступить.

Предложенный проект постановления, который запустит в Петербурге эксперимент, оставляет у экспертов массу вопросов. Например, роверы не относят к транспортным средствам. Как тогда ГАИ будет оформлять ДТП и кто будет отвечать за ущерб или гибель людей, если авария возникнет по вине робота? Устройство весит 80 килограммов: что делать, если оно с кем-то столкнется и уедет, где его искать и как добиваться компенсации? Еще одна претензия – их плохо видно, особенно водителям на больших машинах.

Депутаты парламента Северной столицы составили письмо в правительство России с просьбой разъяснить эти моменты и показать, как все это будет работать, чтобы не создавать проблем жителям.

Сказано

Председатель комиссии по транспорту ЗакСа Алексей Цивилев:

- Владельцы роверов заявили, что они ездят по Правилам дорожного движения, но в них не указано про роботов. Это создает правовую неопределенность. Мы пригласили эту компанию на разговор, но она отказалась обсуждать этот вопрос. Это самое краеугольное, когда компания ссылается на ПДД, а там есть только человек или животное, которое может оказаться на дороге. То есть живое существо. На велосипеде, на мопеде, и даже на самокате и на машине ездит человек. А они говорят, что приравняли робота к человеку. По факту устроили у нас фильм «Терминатор-3».

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru

Автор: Александр ДЫБИН