Есть такая притча. Жил-был учитель. Он всё знал и всё умел, но никого ничему не научил.
Я убеждён: доброта – необходимое качество в учительском ремесле. Может ли умный, но недобрый человек быть хорошим учителем? Неплохим, наверно, может, хорошим и выдающимся – нет.
Очевидно, в последние лет двадцать в мире стало меньше доброты, но в душах людей (а особенно детей) её меньше не стало, и благородная задача современного учителя – нажимать на клавиши душ обучающихся.
В словаре В.Даля у слова «доброта» есть ещё значение: прочность, достоинство вещи; качество выработки, отделки. Удивительно – доброта (как качество человека) даёт прочность (добротность!) всему обществу.
Детство и юность – благодатнейшее время жизни, когда у человека ещё остаётся в душе много той изначальной (божественной) доброты, когда он ещё не утратил почти ничего самого важного, ещё никого не предавал (и его не предавали), почти не научился лгать, не приобрёл главных человеческих «грехов».
Русский язык широк, силён, как наша страна, как русская душа, – и он столь же добр и щедр. А высшая форма языка – это, конечно, лучшая литература, на нём созданная. Литература – одно из совершенных орудий для воздействия на душу ребёнка.
«Чувства добрые я лирой пробуждал» – вечно актуальная для нашей словесности пушкинская формула.
В процессе изучения таких произведений, как «Юшка» А.Платонова, «Лапти» И.Бунина, «Муму» И.Тургенева и других, я иногда вижу блеск в глазах некоторых детей. Это у них слёзы выступают – от сострадания, от катарсиса, прошу прощения за пафос. И в такие мгновения юные люди становятся лучше, вырастают над самими собой. В такие моменты в человеке может навсегда зародиться любовь к слову.
Моя учительница Зоя Александровна в своё время умела на уроках находить ключики к нашим душам. Она была добрым и искренним человеком. Во многом благодаря ей я полюбил литературу и русский язык. Будет замечательно, если я тоже кому-то помогу полюбить словесность.
Доброта учителя – это хорошо. Но ещё лучше, когда его доброта «подсвечена» внутренней силой. Доброта не значит вседозволенность и отсутствие дисциплины. Добрый учитель должен быть и строгим, и требовательным, и справедливым.
Мне самому обучающиеся часто говорили: «Вы добрый». Сначала меня это даже немного расстраивало, но потом я научился пользоваться этим. Что такое доброта учителя, в чём она выражается? Наверно, в умении оступившемуся дать возможность исправиться, заблудшему подсказать выбор пути, в конфликтной ситуации на уроке или после урока не рубить с плеча, а прислушаться к ребёнку, предпочесть «человечный», а не авторитарный способ решения проблемы. Доброта – в незримых лучах – от души к душе. Иногда в начале занятия достаточно в шутку произнести, подбадривая кого-то: «Ура, ура, лучи добра!» – и оставшиеся сорок четыре минуты в классе будет царить прекрасная атмосфера.
Мне кажется, что в наше циничное, прагматичное время, время бездушной роботизации особую значимость обретает именно доброта: благодаря ей возможно чудо.
Так почему же учитель из притчи никого ничему не научил? Ответ лежит на поверхности.
_______
Сие моё эссе поучаствовало в муниципальном конкурсе. Успешно.