Вячеслав Зайцев – о судьбе артиста, диалоге со зрителем и службе Воронежу
Вячеслав Дмитриевич Зайцев – заслуженный артист России и один из ведущих актеров Воронежского академического театра драмы имени А. В. Кольцова. Здесь он служит верой и правдой воронежскому зрителю с 1979 года. За эти годы сыграл бесчисленное множество ролей и отмечен многочисленными наградами. О жизни в профессии, творческой судьбе и планах Вячеслав Дмитриевич рассказал в интервью корреспондентам «Культурного региона».
Становление большого мастера
– Вячеслав Дмитриевич, вся ваша профессиональная деятельность связана с Воронежским театром драмы. Нет ли сожаления по этому поводу?
– Воронежу я очень благодарен, во-первых, за то, что у нас есть Институт искусств. Мой руководитель был Глеб Борисович Дроздов. Как раз он нас подхватил на втором курсе, и затем я плавно перешёл в театр. И, конечно, Воронеж – это уже мой город. Театр, вся моя любовь здесь, в Воронеже. Поэтому Воронеж для меня – это неприкасаемая тема, это самый лучший город мира. Во-первых, он театральный, и не каждый город в России может похвастаться этим. Здесь работать просто одно удовольствие.
– А воронежский зритель, он какой?
– Он разный. Но сейчас очень много молодежи. Очень радует это, потому что старшее поколение ходит, естественно, но каждый привык к своему, к какому-то определенному стилю. Представителей старшего поколения не устраивают, допустим, новые тенденции. А молодежь принимает их с восторгом.
– Скажите, пожалуйста, в чем вы видите смысл профессии актера?
– Театр – это очищение души. Это моя точка зрения, я думаю, может быть, вы со мной согласитесь в этом, потому что это действительно классно. Ведь один и тот же спектакль может идти каждый раз по-разному. Это от многих факторов зависит, даже от публики. Я чувствую дыхание зала, когда зрители молчат. У меня с ними связь. Это очень трудно объяснить, как мы ощущаем зрителя, и зритель ощущает нас.
– Вот как раз хочется спросить, когда вы впервые испытали это ощущение и почему вообще решили стать актёром?
– Всё начинается со школьной скамьи. И с того, какие книги ты читал. Я предпочитал приключенческую литературу, фантастику, и все это уносило меня куда-то в другой мир. И, скорее всего, это началось в школе. Почему? Какие-то конкурсы, чтецкие номера, поездки, где ты себя мог проявить. И это действительно отложило отпечаток. Вот вы верите в судьбу? Скорее всего, судьба – это слово, которое мы всегда говорим, потому что не знаем, как объяснить, но она нас ведет. Ведь у меня никого актеров не было вообще среди родных и знакомых. Но меня вытолкнуло именно на эту стезю. И я нашёл своё призвание именно в театральном деле, как актёр.
– Ну это бесспорно. А свой первый выход по сцену вы помните?
– Помню, что я ничего не помню. Я настолько нервничал, у меня эта роль, казалось, что кошмарный сон какой-то пронёсся. Это волнение было от начала и до конца. Я не могу вспомнить, какие ощущения были. Я помню, что когда закончился, я вздохнул, сел и… ничего не понял.
– А что вам сказали коллеги по этому поводу?
– У меня был шикарный бархатный костюм, бабочка, я играл итальянца. Они сказали только одно – ну, прекрасно выглядишь. А что я сыграл, я ничего не понял.
Роли главные и… главные
– Какую роль в своей карьере вы считаете лучшей?
– Вопрос очень сложный. Я не могу выделить никакой, даже эпизода, который я играл, потому что актёр не имеет права отказываться, если он нужен в какой-то пьесе. Мои роли мне все очень дороги, и я их все вспоминаю. По сложности, ну вот последний спектакль – это «Визит дамы». Я играю бургомистра. Нужно было перелопатить себя настолько, понять психологию политика, какой он. Я не буду рассказывать, что происходит, какие там действия, как можно предать друга, но не ради предательства, в смысле что-то поиметь для себя, а ради города, который находится в разрухе. Вот хороший он человек, этот бургомистр или нет? Я не могу дать ответ. Представляете, предать своего друга.
– Как-то так себе.
– Да, это очень как-то скользко.
– В каких спектаклях вы ещё сейчас задействованы?
– У меня семь спектаклей. Например, я занят в спектаклях по Островскому. Вообще я переиграл всего Островского в театре. Островский, Чехов… И я очень рад этому, потому что классика – это наше всё. Это необыкновенный материал. Испытываешь такое удовольствие, такой кайф! Ведь все произведения классиков разобраны на цитаты. Мы до сих пор говорим цитатами из этих великих драматургов.
– Как происходит осмысление роли актером? Как вы этого человека, своего героя, понимаете?
– Мне всегда задают вопрос: как вы учите текст? На что я отвечаю: текст не самое главное. А главное – понять его смысловую нагрузку. И тогда сложится, что я хочу от себя и от партнера. Почему я действую сейчас именно так? Вы знаете, что даже время дня действует на роль. Утро, обед или вечер, психофизическое состояние человека и его поведение совершенно меняются в зависимости от времени суток. Наша профессия очень интересная в этом плане, потому что мы проникаем в суть персонажа, которого нам предстоит играть.
– То есть вы, например, знаете, как уставший человек ведет себя вечером, и как-то воплощаете это на сцене?
– Конечно. С утра мы бодры, в обед какое-то уже другое настроение, а вечер, естественно, усталость. Понимаете? Поэтому роль складывается из этих маленьких нюансов.
– Получается, актер это психолог, да?
– Конечно, актёр – это психолог, да ещё какой.
– Какую роль вы бы хотели сыграть?
– Я играл очень много хороших ролей, и сейчас играю. А что хотелось бы мне сыграть, так это Сальери. Это я уже не первый раз говорю, правда, своим коллегам. Они говорят: «А что ты тут нашёл?» Я говорю: я не понимаю. Ведь самый страшный грех – это зависть. Зависть человека толкает на поступки, которые не соответствуют его предназначению. Как мог учитель учить талантливейшего ученика и отравить его? Я говорю о пьесе. Такого случая, может быть, и не было. Но как это понять и как это можно было молодого человека просто уничтожить? Вот для меня это загадка. Но роль очень интересная.
Служить Воронежу и воронежскому зрителю
– Какие ваши любимые фильмы? Вы вообще кино смотрите?
– Вы знаете, я вам скажу, все мои фильмы остались в моей молодости, остались в советском времени. Я человек советской закалки. Я смотрю очень мало наших сериалов. Говорю откровенно, потому что меня раздражают одни и те же актёры, которые не меняются, которые играют, мне кажется, не очень хорошо.
– Давайте поговорим о режиссёрах. О театральных, я имею в виду. Нынешние молодые режиссёры вас не раздражают?
– Нет, не раздражают. Им нужно помогать, чтобы росли режиссёры, нужно понять их взаимодействие с миром, что их волнует, и, естественно, помогать им. Аппетит приходит во время еды, а актёрский опыт и режиссёрский – во время игры, во время постановок. Поэтому приезжает к нам действительно много молодёжи, режиссёров, которые работают в нашем театре. Они приглашённые. У них своя позиция, свое видение. Это интересно. И я склонен думать, что мы должны их просто поддерживать. Мне довелось работать с прекрасными режиссерами. Это Глеб Борисович Дроздов, Анатолий Васильевич Иванов. Сейчас это Владимир Сергеевич Петров. Это люди со своим мировоззрением. Я работал с Марком Захаровым. Небольшое время он ставил у нас спектакль. Это был интересный опыт. Я с Романом Виктюком не был занят спектаклем, но наблюдал, как он работал у нас. Это же всё складывалось в копилку. Каждый режиссёр делает свой театр, то, что он видит. А мы должны соответствовать этому.
– Вячеслав Дмитриевич, мы обо всём поговорили, и я хочу вам задать последний вопрос. А какой вы в жизни?
– Я такой, какой есть сейчас перед вами. Я доброжелательный человек. Добро, творите добро. У меня, кстати, был спектакль «Спешите делать добро». И вот мы должны делать добро. Мы должны оставить после себя хорошее впечатление, прежде всего, и помочь тем людям, которые пока где-то ищут себя.
– Слушайте, это отличная фраза – оставить после себя хорошее впечатление. Ее можно даже вывести в название нашего интервью.
– Ну, вполне возможно. Но я надеюсь, и вы тоже стараетесь так поступать. Я посвятил свою жизнь театру, Воронежу, воронежскому зрителю. И я безумно люблю этот город! И если можно, я ещё добавлю буквально немножко. В этом году я отдыхал в Дагестане. Меня совершенно поразила совершенно природа. Эти каньоны, горы, орлы – это потрясающе! А потом я вернулся домой, и как-то в одном из воронежских ресторанов мы отмечали день рождения моего внука. Там была смотровая площадка. И когда я посмотрел на Воронеж после той роскоши, что я видел в Дагестане, я был потрясён. Это чистейший город, это прекрасная архитектура, оказывается, сверху, просто зеленый город. Наше море, зелень и купола церквей! Я просто счастлив, что я живу в Воронеже, что служу Воронежу и воронежскому зрителю.
Глеб Стародубцев, фото Сергея Трифонова