Найти в Дзене

"Мы должны оставить после себя хорошее впечатление"

Вячеслав Зайцев – о судьбе артиста, диалоге со зрителем и службе Воронежу Вячеслав Дмитриевич Зайцев – заслуженный артист России и один из ведущих актеров Воронежского академического театра драмы имени А. В. Кольцова. Здесь он служит верой и правдой воронежскому зрителю с 1979 года. За эти годы сыграл бесчисленное множество ролей и отмечен многочисленными наградами. О жизни в профессии, творческой судьбе и планах Вячеслав Дмитриевич рассказал в интервью корреспондентам «Культурного региона». Становление большого мастера – Вячеслав Дмитриевич, вся ваша профессиональная деятельность связана с Воронежским театром драмы. Нет ли сожаления по этому поводу? – Воронежу я очень благодарен, во-первых, за то, что у нас есть Институт искусств. Мой руководитель был Глеб Борисович Дроздов. Как раз он нас подхватил на втором курсе, и затем я плавно перешёл в театр. И, конечно, Воронеж – это уже мой город. Театр, вся моя любовь здесь, в Воронеже. Поэтому Воронеж для меня – это неприкасаемая тема, это

Вячеслав Зайцев – о судьбе артиста, диалоге со зрителем и службе Воронежу

Вячеслав Дмитриевич Зайцев – заслуженный артист России и один из ведущих актеров Воронежского академического театра драмы имени А. В. Кольцова. Здесь он служит верой и правдой воронежскому зрителю с 1979 года. За эти годы сыграл бесчисленное множество ролей и отмечен многочисленными наградами. О жизни в профессии, творческой судьбе и планах Вячеслав Дмитриевич рассказал в интервью корреспондентам «Культурного региона».

Становление большого мастера

– Вячеслав Дмитриевич, вся ваша профессиональная деятельность связана с Воронежским театром драмы. Нет ли сожаления по этому поводу?

– Воронежу я очень благодарен, во-первых, за то, что у нас есть Институт искусств. Мой руководитель был Глеб Борисович Дроздов. Как раз он нас подхватил на втором курсе, и затем я плавно перешёл в театр. И, конечно, Воронеж – это уже мой город. Театр, вся моя любовь здесь, в Воронеже. Поэтому Воронеж для меня – это неприкасаемая тема, это самый лучший город мира. Во-первых, он театральный, и не каждый город в России может похвастаться этим. Здесь работать просто одно удовольствие.

-2

– А воронежский зритель, он какой?

– Он разный. Но сейчас очень много молодежи. Очень радует это, потому что старшее поколение ходит, естественно, но каждый привык к своему, к какому-то определенному стилю. Представителей старшего поколения не устраивают, допустим, новые тенденции. А молодежь принимает их с восторгом.

– Скажите, пожалуйста, в чем вы видите смысл профессии актера?

– Театр – это очищение души. Это моя точка зрения, я думаю, может быть, вы со мной согласитесь в этом, потому что это действительно классно. Ведь один и тот же спектакль может идти каждый раз по-разному. Это от многих факторов зависит, даже от публики. Я чувствую дыхание зала, когда зрители молчат. У меня с ними связь. Это очень трудно объяснить, как мы ощущаем зрителя, и зритель ощущает нас.

– Вот как раз хочется спросить, когда вы впервые испытали это ощущение и почему вообще решили стать актёром?

– Всё начинается со школьной скамьи. И с того, какие книги ты читал. Я предпочитал приключенческую литературу, фантастику, и все это уносило меня куда-то в другой мир. И, скорее всего, это началось в школе. Почему? Какие-то конкурсы, чтецкие номера, поездки, где ты себя мог проявить. И это действительно отложило отпечаток. Вот вы верите в судьбу? Скорее всего, судьба – это слово, которое мы всегда говорим, потому что не знаем, как объяснить, но она нас ведет. Ведь у меня никого актеров не было вообще среди родных и знакомых. Но меня вытолкнуло именно на эту стезю. И я нашёл своё призвание именно в театральном деле, как актёр.

-4

– Ну это бесспорно. А свой первый выход по сцену вы помните?

– Помню, что я ничего не помню. Я настолько нервничал, у меня эта роль, казалось, что кошмарный сон какой-то пронёсся. Это волнение было от начала и до конца. Я не могу вспомнить, какие ощущения были. Я помню, что когда закончился, я вздохнул, сел и… ничего не понял.

– А что вам сказали коллеги по этому поводу?

– У меня был шикарный бархатный костюм, бабочка, я играл итальянца. Они сказали только одно – ну, прекрасно выглядишь. А что я сыграл, я ничего не понял.

Роли главные и… главные

– Какую роль в своей карьере вы считаете лучшей?

– Вопрос очень сложный. Я не могу выделить никакой, даже эпизода, который я играл, потому что актёр не имеет права отказываться, если он нужен в какой-то пьесе. Мои роли мне все очень дороги, и я их все вспоминаю. По сложности, ну вот последний спектакль – это «Визит дамы». Я играю бургомистра. Нужно было перелопатить себя настолько, понять психологию политика, какой он. Я не буду рассказывать, что происходит, какие там действия, как можно предать друга, но не ради предательства, в смысле что-то поиметь для себя, а ради города, который находится в разрухе. Вот хороший он человек, этот бургомистр или нет? Я не могу дать ответ. Представляете, предать своего друга.

В спектакле "Визит дамы" Вячеслав Зайцев играет бургомистра // фото пресс-слжбу театра драмы имени А. Кольцова
В спектакле "Визит дамы" Вячеслав Зайцев играет бургомистра // фото пресс-слжбу театра драмы имени А. Кольцова

– Как-то так себе.

– Да, это очень как-то скользко.

– В каких спектаклях вы ещё сейчас задействованы?

– У меня семь спектаклей. Например, я занят в спектаклях по Островскому. Вообще я переиграл всего Островского в театре. Островский, Чехов… И я очень рад этому, потому что классика – это наше всё. Это необыкновенный материал. Испытываешь такое удовольствие, такой кайф! Ведь все произведения классиков разобраны на цитаты. Мы до сих пор говорим цитатами из этих великих драматургов.

Ротль Нила Мамаева в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты"// фото пресс-службы театра драмы им. А. Кольцова
Ротль Нила Мамаева в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты"// фото пресс-службы театра драмы им. А. Кольцова

– Как происходит осмысление роли актером? Как вы этого человека, своего героя, понимаете?

– Мне всегда задают вопрос: как вы учите текст? На что я отвечаю: текст не самое главное. А главное – понять его смысловую нагрузку. И тогда сложится, что я хочу от себя и от партнера. Почему я действую сейчас именно так? Вы знаете, что даже время дня действует на роль. Утро, обед или вечер, психофизическое состояние человека и его поведение совершенно меняются в зависимости от времени суток. Наша профессия очень интересная в этом плане, потому что мы проникаем в суть персонажа, которого нам предстоит играть.

В роли Дьяка в спектакли "Новчь перед Рождеством" // фото пресс-службы театра драмы им. А. Кольцова
В роли Дьяка в спектакли "Новчь перед Рождеством" // фото пресс-службы театра драмы им. А. Кольцова

– То есть вы, например, знаете, как уставший человек ведет себя вечером, и как-то воплощаете это на сцене?

– Конечно. С утра мы бодры, в обед какое-то уже другое настроение, а вечер, естественно, усталость. Понимаете? Поэтому роль складывается из этих маленьких нюансов.

– Получается, актер это психолог, да?

– Конечно, актёр – это психолог, да ещё какой.

– Какую роль вы бы хотели сыграть?

– Я играл очень много хороших ролей, и сейчас играю. А что хотелось бы мне сыграть, так это Сальери. Это я уже не первый раз говорю, правда, своим коллегам. Они говорят: «А что ты тут нашёл?» Я говорю: я не понимаю. Ведь самый страшный грех – это зависть. Зависть человека толкает на поступки, которые не соответствуют его предназначению. Как мог учитель учить талантливейшего ученика и отравить его? Я говорю о пьесе. Такого случая, может быть, и не было. Но как это понять и как это можно было молодого человека просто уничтожить? Вот для меня это загадка. Но роль очень интересная.

Служить Воронежу и воронежскому зрителю

– Какие ваши любимые фильмы? Вы вообще кино смотрите?

– Вы знаете, я вам скажу, все мои фильмы остались в моей молодости, остались в советском времени. Я человек советской закалки. Я смотрю очень мало наших сериалов. Говорю откровенно, потому что меня раздражают одни и те же актёры, которые не меняются, которые играют, мне кажется, не очень хорошо.

– Давайте поговорим о режиссёрах. О театральных, я имею в виду. Нынешние молодые режиссёры вас не раздражают?

– Нет, не раздражают. Им нужно помогать, чтобы росли режиссёры, нужно понять их взаимодействие с миром, что их волнует, и, естественно, помогать им. Аппетит приходит во время еды, а актёрский опыт и режиссёрский – во время игры, во время постановок. Поэтому приезжает к нам действительно много молодёжи, режиссёров, которые работают в нашем театре. Они приглашённые. У них своя позиция, свое видение. Это интересно. И я склонен думать, что мы должны их просто поддерживать. Мне довелось работать с прекрасными режиссерами. Это Глеб Борисович Дроздов, Анатолий Васильевич Иванов. Сейчас это Владимир Сергеевич Петров. Это люди со своим мировоззрением. Я работал с Марком Захаровым. Небольшое время он ставил у нас спектакль. Это был интересный опыт. Я с Романом Виктюком не был занят спектаклем, но наблюдал, как он работал у нас. Это же всё складывалось в копилку. Каждый режиссёр делает свой театр, то, что он видит. А мы должны соответствовать этому.

Спектакль "Женитьба"
Спектакль "Женитьба"

– Вячеслав Дмитриевич, мы обо всём поговорили, и я хочу вам задать последний вопрос. А какой вы в жизни?

– Я такой, какой есть сейчас перед вами. Я доброжелательный человек. Добро, творите добро. У меня, кстати, был спектакль «Спешите делать добро». И вот мы должны делать добро. Мы должны оставить после себя хорошее впечатление, прежде всего, и помочь тем людям, которые пока где-то ищут себя.

– Слушайте, это отличная фраза – оставить после себя хорошее впечатление. Ее можно даже вывести в название нашего интервью.

– Ну, вполне возможно. Но я надеюсь, и вы тоже стараетесь так поступать. Я посвятил свою жизнь театру, Воронежу, воронежскому зрителю. И я безумно люблю этот город! И если можно, я ещё добавлю буквально немножко. В этом году я отдыхал в Дагестане. Меня совершенно поразила совершенно природа. Эти каньоны, горы, орлы – это потрясающе! А потом я вернулся домой, и как-то в одном из воронежских ресторанов мы отмечали день рождения моего внука. Там была смотровая площадка. И когда я посмотрел на Воронеж после той роскоши, что я видел в Дагестане, я был потрясён. Это чистейший город, это прекрасная архитектура, оказывается, сверху, просто зеленый город. Наше море, зелень и купола церквей! Я просто счастлив, что я живу в Воронеже, что служу Воронежу и воронежскому зрителю.

Глеб Стародубцев, фото Сергея Трифонова