Мэрилин Ялом - писательница, литературовед, историк и феминистка. Она получила образование в Колледже Уэллсли, Сорбонне и Гарвардском университете, где изучала французскую литературу. Мэрилин также была присуждена степень доктора наук в области сравнительной литературы (PhD), ее докторская диссертация была посвящена исследованию творчества Кафки и Камю. Мэрилин много лет занималась преподаванием, была старшим научным сотрудником в Институте гендерных исследований Мишель Клейман Стэнфордского университета.
За ее авторством имеется ряд книг и статей, посвященных женскому вопросу, культурологии и литературоведению. Среди научных публикаций Мэрилин Ялом – «История груди», «История жены», «Как французы придумали любовь» и др. Ее книга «Как французы придумали любовь» была в 2013 году номинирована на премию Гаусса общества «Фи Бета Каппа» и на премию Американской библиотеки в Париже.
Своё произведение «Рождение шахматной королевы: Власть и триумф женщин, правивших на доске и в жизни» Мэрилин Ялом посвятила глубокому исследованию, в котором проводит параллель между судьбами женщин, оказавшихся у власти, и одним из самых важных символов шахматной игры – могущественной шахматной королевой, чьим прообразом они стали. Писательница была очарована шахматной королевой как символом женской силы:
«Это потрясающая воительница, способная перемещаться в любом направлении – вперед, назад, вправо, влево и по диагонали – на одну клетку за раз или по всей доске. В микромире, где все передвижения строго регламентированы, она бросает вызов узким рамкам, которые ограничивают остальную часть ее армии.»
Ялом мучилась вопросами о том, где впервые возникла шахматная королева, существовала ли в действительности правительница, вдохновившая на это новшество, как связано ее появление на доске с тем, что в шахматы могли играть как мальчики, так и девочки, привнесли ли женщины – королевы и другие дамы высокого статуса в игру новое значение, которого без них не существовало. Изучая эту средневековую игру по текстам, изображениям и другим артефактам, анализируя культурные и политические события, которые могли связать эволюцию шахматной королевы с возросшим значением правительниц в позднем Средневековье, исследовательница попыталась воссоздать цивилизацию, которая породила и возвеличила шахматную королеву.
Хотя историки до сих пор спорят о точном происхождении шахмат, большинство сходится во мнении, что они появились в Индии не позднее VI века. На санскрите игра называлась «чатуранга», что означает «четыре участника», и относится к четырем частям индийской армии: колесницам, слонам, кавалерии и пехоте. В Индии, Персии и арабских странах, где впервые появилась эта игра, все человеческие фигуры были мужского пола. Набор состоял из короля, его генерала или главного советника, называемого визирем, и пеших солдат. Как и в настоящих индийских армиях, здесь были колесницы, лошади и слоны. Эта схема с небольшими изменениями распространилась в Персии и арабских странах, а потом и во всем мире. Только после того, как в VIII веке арабы вторглись в Южную Европу и принесли с собой шахматы, на доске появилась королева. Примерно в 1000 году она начала заменять визиря, а к 1200 году ее можно было встретить по всей Западной Европе, от Италии до Норвегии.
Когда арабы привезли игру через Средиземноморье в Испанию и Сицилию, шахматы стали отражать западные феодальные структуры и приобрели социальный аспект. Королева заменила визиря, конь превратился в рыцаря, колесница – в башню (современный замок или ладью), слон – в епископа (во Франции он стал шутом, а в Италии – знаменосцем). Только король и пеший боец(пешка) на противоположных концах иерархии оставались без изменений.(Здесь и далее названия фигур приводятся по оригиналу: привычный русскоязычному читателю слон – епископ (bishop), конь – рыцарь (knight).
Сейчас королева - самая влиятельная шахматная фигура на доске, но так было не всегда. До ее появления игра существовала без королевы более 500 лет. Мэрилин Ялом проводит параллели между возвышением шахматной королевы и появлением женщин-монархов в средневековой Европе. Как эта фигура оказалась на шахматной доске? Какая из могущественных королев Средневековья стала ее прообразом? И как ее развитие отражало положение женщин у власти и в обществе в целом? Именно этому посвящена книга исследовательницы.
Она отслеживает историю шахмат от их рождения в Индии V века до повсеместного распространения в XX веке, попутно делая краткий обзор биографий могущественных женщин-монархов, чья значимость могла быть настолько глубокой, что повлияла на эволюцию шахматной королевы в агрессивную воительницу, и раскрывая некоторые особенности гендерных отношений и положения женщин в обществе.
Ни один свидетель не оставил после себя сообщений о возникновении шахматной королевы. Первое упоминание о ней содержится на заплесневелых листах латинского манускрипта, хранящегося в аббатстве Айнзидельн в Швейцарии более1000 лет.
Все фигуры, описанные в Айнзидельнской поэме, имели те же функции, что и в персидских и арабских шахматах. Существенное отличие от сегодняшней игры составляли движения графа/епископа (не более двух клеток за раз, в отличие от сегодняшнего неограниченного движения по диагонали) и королевы (одна диагональная клетка, в отличие от любого количества клеток по прямой или диагональной линии).
В годы, непосредственно предшествовавшие написанию поэмы, было необычайно много королев-регентш. В течение короткого периода в 980-х годах правление женщины-регента было доминирующим в Западной Европе. Не только Аделаида Бургундская и Феофано были регентшами; но и дочь Аделаиды Эмма правила от лица французского короля Людовика V; герцогиня Беатрис Лотаргинская правила от имени своего несовершеннолетнего сына, а юный Этельред II находился под опекой своей матери в Англии. Неудивительно, что при таком количестве королев, единолично занимавших престол, шахматная королева появилась именно в эту эпоху.
Появление шахматной королевы и графа/ старейшины /будущего епископа примерно в 1000 году пришлось на новый период в европейской истории, отмеченный ростом могущества короля, королевы и церкви:
Пара короля и королевы на шахматной доске символизировала союз более прочный и значимый, чем союз короля и его главного министра. Он также отражал еще одно различие между европейской королевой и женой восточного монарха: европейская королева ожидала, что будет делить политическую власть со своим мужем, особенно если вместе с ней через брак приобретались территориальные владения. В таких странах, как Испания и Англия, где дочерям разрешалось наследовать троны от своих отцов в отсутствие наследника мужского пола, некоторые королевы даже правили самостоятельно, без участия супруга.
К концу XI века, несмотря на противодействие церкви шахматы прочно утвердились в Италии, а также в Южной Германии и Испании. В последующие годы они распространились севернее, западнее и восточнее этих земель. Шахматная королева рано или поздно являла себя в каждой стране, хотя соперничество с визирем порой задерживало ее появление на десятилетия и даже столетия.
ИСПАНИЯ
В XII веке шахматная королева впервые появилась в Испании. Прием, оказанный ей на шахматной доске, во многом определялся местными обычаями и религиозными верованиями. Мусульманский мир был неприветлив: шахматные фигуры изображались абстрактно, а визирь никак не уступал место королеве. Европейское христианство, напротив, допускало и активно поощряло изображения людей, животных и божественного начала, в том числе легкоузнаваемых королев. Евреи оказались где-то посередине. Им тоже было запрещено создавать «идолов», но они были менее строги в этом вопросе, чем мусульмане.
Она олицетворяет ограниченную власть женщины, ее наивысший статус на шахматной доске, где, как и в жизни, все равно властвовали мужчины. Такой образ был редкостью в средневековой Испании, где абстрактных шахматных фигур мусульманского типа было больше, чем изображений людей, даже среди христиан. Одна из причин популярности шахмат среди женщин крылась в том, что в них можно было играть в помещении. Даже вынужденные оставаться в четырех стенах по причине родов и болезни, женщины могли играть в шахматы даже в постели.
Знаменитая рукопись, написанная по заказу короля Леона и Кастилии Альфонсо X под названием «Книга игр» и датированная 1283 годом, рассказывает нам о том, как играли в эту игру и как на нее смотрели в то время, а также о связанных с ней гендерных ролях. В трактате прямо говорилось, что настольные игры особенно подходят женщинам: «женщины, которые не ездят верхом и остаются в доме, могут наслаждаться ими» наравне с пожилыми и ослабшими мужчинами, заключенными, рабами и моряками. Эти игры, в которые играли сидя, отличались от тех, которые требовали больше движения (бег, прыжки, борьба, метание мячей и копий) и были прерогативой здоровых мужчин.
ИТАЛИЯ И ГЕРМАНИЯ
В Италии и Германии история средневековых шахмат воспринимается как игра с моралью. Когда церковь смягчила свою позицию в отношении шахмат, некоторые священнослужители стали использовать эту игру как символическую модель общественного устройства. Труд доминиканского монаха Якобуса де Цессолеса под названием «Книга шахмат», созданный в Италии в конце XIII века на основе этой модели, стал одним из самых известных в свое время. Взятый в качестве дополнения к рукописи Альфонсо X1283 года, он дает нам общее представление о европейских шахматах в эпоху высокого Средневековья.
В его эпоху шахматы не были исключительно военной игрой. К королю, коням, ладьям и пешкам присоединились невоенные фигуры, а именно королева и епископ, что позволяло рассматривать шахматы как аллегорию общества. Его фундаментально консервативная проповедь поддерживала статус-кво: король находился на вершине социальной пирамиды, а крестьяне – внизу.
Добродетели, присущие королю и королеве, были, конечно, окрашены католическим взглядом на мораль, подчеркивающим контроль над их сексуальностью. Слова «целомудренный» и «непорочность» повторялись несколько раз, чтобы напомнить зрителям, в чем заключалась главная добродетель женщины. Сексуальная верность была особенно важна для королевы, чтобы гарантировать, что ее отпрыск точно являлся потомком короля.
Цессолес игнорировал политическое значение правящих женщин и представлял их исключительно как жен и матерей. Эта попытка подорвать политическое значение королевы, возможно, была вызвана опасениями по поводу женской власти в целом и авторитета правящих королев в частности.
По всей Европе продолжали появляться другие письменные работы о шахматах, многие из которых в той или иной степени основывались на книге Цессолеса. Очень популярная книга XIV века «Римские деяния» содержала несколько разделов о шахматах, некоторые из которых были заимствованы непосредственно из трудов Цессолеса. В одном отрывке шахматная королева, которую сравнивают с душой, приобретает христианские черты, подобающие женщинам: ненасилие, пассивность и отсутствие любопытства. В таких аллегориях, охватывающих весь спектр человеческого общества, авторы могли выразить свои половые и классовые предрассудки.
ФРАНЦИЯ И АНГЛИЯ
Шахматы пришли во Францию из Испании в начале второго тысячелетия. Шахматные поединки стали распространенным явлением в средневековой литературе. Эпические сказания, прославляющие войну, пришли с севера Франции, где говорили на старофранцузском языке. Но юг Франции, где преобладал провансальский, породил совсем другой вид литературы: лирическую поэму о любви. Вместо сражений и кровопролития герцог Аквитанский Гийом IX восхвалял домну, или любимую женщину. Отвернувшись от маскулинного прославления войны, он сосредоточился на любви между полами и особенно на страсти, которую красивая женщина может пробудить в чувственном и музыкально одаренном мужчине, таком как он сам. Гийом IX был первыми звестным трубадуром и дедом Алиеноры Аквитанской (1122-1204).
Алиенора Аквитанская и Бланка Кастильская за свою долгую жизнь стали равными своим мужьям и сыновьям, живыми образцами женской силы и величия, символически воплощенными в шахматной королеве. Их блистательное правление совпало с распространением шахмат во Франции и Англии и повысило престиж королевы на шахматной доске. Культурные течения, благодаря которым запомнились эти две королевы, - культ Девы Марии, пропагандируемый Бланкой, и культ любви, пропагандируемый Алиенорой, - имели удивительные последствия для шахмат.
Одержимость Святой Девой неуклонно росла с начала XI века и до своего наивысшего расцвета вXV веке. Так же развивались и история шахматной королевы, и культ романтической любви. Прекрасная Богородица, шахматная королева и возлюбленная дева росли вместе и укрепляли друг друга. Все вместе и по отдельности они показывали женщин в позитивном свете, в отличие от более традиционных мизогинных представлений. Со временем эти три культурных феномена способствовали большей значимости женского начала, особенно в отношении женщин самого высокого социального статуса. Сама Мария была не только женщиной, но и придворной "дамой" - Богоматерью, Nostra Domina, Notre Dame.
Вскоре после этого шахматы стали ассоциироваться с хорошим воспитанием и «куртуазностью». Девушки из хороших семей могли рассчитывать на игры с противоположным полом, учитывая все романтические возможности, которые открывали такие встречи. Шахматы давали влюбленным повод встречаться в уединении садов и будуаров, где они могли поделиться своими чувствами так же, как и своим мастерством.
К концу XV века, кода верховные полномочия шахматной королевы были официально закреплены, сама игра достигла пика популярности и приобрела особое значение для семейных пар. Они могли рассматривать шахматы как привилегированное пространство для обмена интеллектуальными идеями, чувствами и сексуальным желанием. Как до, так и после вступления в брак шахматы представляли собой игровое поле, на котором мужчины и женщины могли противостоять друг другу на равных.
Продолжение:
М.Ялом "Рождение шахматной королевы: Власть и триумф женщин, правивших на доске и в жизни".Ч.2