Найти в Дзене

Что такое картельный сговор и как его выявить в закупках?

Представьте ситуацию: несколько участников перед тендером заранее договариваются между собой о том, кто именно станет победителем и по какой цене. Остальные компании в такой схеме лишь формально участвуют, создавая видимость конкурентной борьбы для соблюдения процедуры. Эта практика нечестного взаимодействия как раз и является картельным сговором. Схемы картельного сговора Картельные соглашения на практике могут принимать разные, часто смешанные формы. Выделяют два основных вида: Горизонтальный – сговор между прямыми конкурентами (например, тремя строительными компаниями), которые договариваются друг с другом вместо честного соперничества. К нему относятся: Сговор о ценах на торгах для блокирования реального снижения стоимости контракта. Договоренность поочередно побеждать в закупках, имитируя конкуренцию. Подача заведомо «невыигрышных» заявок для формального соблюдения правил о количестве участников. Вертикальный – сговор между компаниями из цепочки поставок (например, завод и его ди
Оглавление

Представьте ситуацию: несколько участников перед тендером заранее договариваются между собой о том, кто именно станет победителем и по какой цене. Остальные компании в такой схеме лишь формально участвуют, создавая видимость конкурентной борьбы для соблюдения процедуры. Эта практика нечестного взаимодействия как раз и является картельным сговором.

Схемы картельного сговора

Картельные соглашения на практике могут принимать разные, часто смешанные формы. Выделяют два основных вида:

Горизонтальный – сговор между прямыми конкурентами (например, тремя строительными компаниями), которые договариваются друг с другом вместо честного соперничества.

К нему относятся:

  • Сговор о ценах на торгах для блокирования реального снижения стоимости контракта.
  • Договоренность поочередно побеждать в закупках, имитируя конкуренцию.
  • Подача заведомо «невыигрышных» заявок для формального соблюдения правил о количестве участников.

Вертикальный – сговор между компаниями из цепочки поставок (например, завод и его дилер), которые не конкурируют между собой. Их цель — создать несправедливые условия для остальных игроков на рынке.

Цель – ограничить доступ на рынок другим компаниям или получить контроль над ценообразованием.

Сговор с организатором закупки

Отдельным и серьезным нарушением является сговор между заказчиком и участником торгов. В этом случае сам организатор процедуры незаконно содействует победе «нужного» поставщика или подрядчика, создавая для него привилегированные условия (ст. 17 135-ФЗ).

Как это обычно выглядит на практике:

  • Техническое задание или критерии оценки формулируются так, что им соответствует только одна конкретная компания, а для остальных они становятся искусственным барьером.
  • Заказчик предоставляет «своему» участнику закрытые сведения о заявках или предложениях его конкурентов.
  • Участника с выгодным предложением необоснованно не допускают к торгам, а победителем признают компанию, чья заявка изначально не соответствует требованиям или содержит заведомо невыполнимые условия.

Как выявить признаки картельного сговора?

Обнаружить сговор напрямую часто непросто, однако существует ряд тревожных сигналов, которые должны привлечь внимание добросовестных участников закупочных процедур.

1. Подозрительные сигналы на этапе подготовки

  • Наличие в документации излишне детальных или, наоборот, чрезмерно узких условий, не вытекающих из сути закупаемой работы или товара. Часто такие требования может выполнить лишь одна конкретная компания.
  • Объявление крайне сжатых сроков исполнения контракта, которые могут указывать на то, что работы уже фактически ведутся или проект изначально создавался под «своего» исполнителя.
  • Необоснованно заниженная или завышенная начальная максимальная цена контракта (НМЦК), которая выглядит как инструмент для отсева реальных конкурентов или создания искусственных финансовых препятствий.

2. Подозрительные сигналы на этапе проведения торгов

  • Схема «таран»
    Один или несколько участников подают заявки с заведомо нереалистично низкими ценами. Впоследствии эти заявки отклоняются заказчиком по формальным причинам, а контракт уходит заранее определенному участнику с более высокой ценой.
  • Неизменный круг участников
    В тендерах одного заказчика или в рамках одного рынка постоянно и неоднократно участвует один и тот же ограниченный круг компаний.
  • Пассивное поведение участников
    Участники не используют возможность снизить свою цену в ходе аукциона или неожиданно выходят из торгов без объяснимых причин. Такая пассивность может быть следствием предварительной договоренности о победителе.
  • Одинаковые ошибки в заявках
    В заявках от разных участников встречаются идентичные опечатки, специфические формулировки, аномально схожие ценовые предложения или документы, подписанные одним и тем же ответственным лицом.

Какими методами ФАС борется с картельными сговорами?

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) применяет целый набор инструментов и методов для выявления тайных соглашений между компаниями.

1. Проведение проверочных мероприятий

Служба обладает полномочиями проводить внеплановые проверки, в ходе которых может запрашивать у организаций полный спектр документов: от внутренней переписки и финансовой отчётности до протоколов совещаний. Также в рамках расследований проводится выемка документов для получения доказательств.

2. Межведомственное сотрудничество

Для получения полной картины ФАС активно взаимодействует с другими государственными органами. Служба направляет запросы в Федеральную налоговую службу (ФНС) и Росфинмониторинг с целью получения данных о финансовых потоках компаний и их реальных владельцах (бенефициарах).

3. Цифровая экспертиза и анализ данных

Современный метод, включающий поиск технических совпадений, которые могут указывать на неочевидную связь участников торгов. Аналитики проверяют совпадение IP- или MAC-адресов, идентификаторов электронной подписи (ЭЦП), телефонных номеров и других цифровых следов.

4. Использование интеллектуальных систем

Для анализа огромного массива данных о закупках ФАС внедряет передовые технологии. С августа 2025 года ведётся разработка и тестирование государственной системы «Антикартель». Её задача – автоматически проверять процедуры закупок по более чем 20 параметрам и формировать «тревожные» сигналы о потенциальных нарушениях, что значительно ускорит их обнаружение.

Какая ответственность предусмотрена за картельный сговор?

За сговор предусмотрена административная (по ст. 14.32 КоАП РФ) и уголовная ответственность (по ст. 178 УК РФ).

Административная ответственность

Данная мера применяется к организациям и их руководителям независимо от размера причинённого ущерба.

  • Для должностных лиц (руководителей, организаторов):
    — Штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей.
    — Либо дисквалификация (отстранение от должности) на срок от одного до трёх лет.
  • Для юридических лиц (компаний-участников):
    — Штраф рассчитывается от выручки компании и может составлять от 0,03% до 0,15% от её суммы.

Если соглашение касалось госзакупок или коммерческих тендеров, размер штрафа может быть рассчитан от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и составит от 1/10 до 1/2 от её суммы.
В любом случае минимальная сумма штрафа для юрлица не может быть ниже 100 000 рублей, а в случае сговора на торгах существует и верхний предел – не более 25% от общей выручки компании.

Уголовная ответственность

Уголовное дело возбуждается, если действия картеля причинили крупный ущерб (свыше 16 млн рублей) или принесли его участникам крупный доход (свыше 80 млн рублей). Наказания существенно строже.

  • Основной состав (ч. 1 ст. 178 УК РФ):
    Штраф от 300 000 до 500 000 рублей (либо в размере дохода осуждённого за 1-2 года), принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет.
  • Сговор на торгах (ч. 2 ст. 178 УК РФ):
    Если соглашение было направлено на искусственное влияние на цены в закупках, наказание усиливается: лишение свободы на срок до 5 лет с дополнительным штрафом от 600 000 до 800 000 рублей (или в размере дохода за 1-3 года).
  • Квалифицированный состав (ч. 3 ст. 178 УК РФ):
    Если сговор принёс участникам особо крупный доход (свыше 350 млн рублей) или причинил особо крупный ущерб, а также при наличии иных отягчающих признаков, мера ответственности максимальна: лишение свободы на срок от 2 до 6 лет с дополнительным штрафом от 2 до 4 млн рублей (или в размере дохода осуждённого за 2-3 года).

Как ФАС пресекает картельные сговоры?

Реальные случаи, расследованные Федеральной антимонопольной службой, наглядно демонстрируют масштаб проблемы и методы борьбы с ней.

В 2024 году ФАС
выявил факт картельного сговора между тремя компаниями: «Симестра», «Агротрест» и «Продснаб-Агро». Установлено, что они координировали свои заявки в рамках шести аукционов на поставку продуктов питания для больниц и школ. Общая сумма контрактов превысила 52 млн рублей.
Компании заранее договаривались, кто из них станет победителем в каждом конкретном аукционе, а остальные подавали формальные заявки для создания видимости конкуренции.
ФАС признала соглашение антиконкурентным и наложила на участников совокупные оборотные штрафы на общую сумму 3,7 млн рублей.

В 2025 году был
выявлен картельный сговор с участием семи компаний, действовавший на рынке закупок. Сумма договоренностей, по данным ФАС, превысила 1,8 млрд рублей.
Это дело стало одним из первых, где активную роль в первичном выявлении аномалий сыграла автоматизированная государственная информационная система «Антикартель», анализирующая данные по множеству параметров.

Общая статистика и вывод
По данным
на ноябрь 2025 года, антимонопольные дела о картелях были возбуждены ФАС во всех регионах России. За указанный период служба инициировала 280 дел по подозрению в ограничивающих конкуренцию соглашениях. При этом более 91% всех выявленных нарушений связано именно со сферами государственных и коммерческих закупок.

Эти цифры и примеры подтверждают, что картельные сговоры являются не редким исключением, а системной проблемой, наносящей ущерб добросовестной конкуренции по всей стране.

Как действовать при подозрении в сговоре?

Если вы заметили признаки сговора, важно действовать четко и в установленные сроки.

1. Соберите доказательства
Сохраните всю информацию, которая может указывать на нарушение:

  • Скриншоты страниц ЕИС с документацией и протоколами.
  • Копии официальных уведомлений и писем.
  • Сравнительный анализ цен и документов участников.
  • Любые другие материалы, подтверждающие координацию действий.

2. Подайте жалобу в ФАС
Обратитесь в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы:

  • Не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола итогов в ЕИС.
  • Детально опишите все выявленные признаки сговора со ссылками на конкретные документы.
  • Приложите собранные доказательства.

3. Обжалуйте решения при необходимости
Если результат рассмотрения вас не устраивает:

  • Решения заказчика или ФАС можно обжаловать в Арбитражном суде.
  • Соблюдайте сроки и порядок обжалования, установленные АПК РФ.

Как оценить заказчика и конкурентов перед участием в закупке?

Чтобы избежать участия в заведомо нечестных торгах и сконцентрировать ресурсы на перспективных процедурах, рекомендуется проводить предварительный анализ.

1. Анализ заказчика

Изучите историю и репутацию организатора закупки. Ключевые моменты для проверки:

  • История прошлых торгов: Обратите внимание, побеждают ли у этого заказчика одни и те же компании, и на каких условиях (особенно по цене) заключаются контракты.
  • Жалобы в ФАС: Частые и успешные жалобы участников на действия заказчика – серьёзный сигнал о возможных нарушениях или сговоре с определённым поставщиком.
  • Арбитражные споры: Большое количество судебных дел, особенно связанных с неисполнением обязательств, может указывать на повышенные риски и проблемную деловую репутацию.

2. Анализ конкурентов и рынка

Проверьте компании, которые регулярно выигрывают в вашей сфере, чтобы оценить реальные условия конкуренции.

  • Судебные и регуляторные риски: Наличие арбитражных разбирательств и решений ФАС против конкурента может свидетельствовать о склонности к недобросовестному поведению, включая участие в картельных сговорах.
  • Выявление связей: Анализ может помочь обнаружить формальные и неформальные связи между различными участниками торгов (например, общих учредителей), что является прямым признаком картельного сговора.

Как автоматизировать проверку?

Ручной анализ данных по открытым источникам (ЕИС, картотеки арбитражных дел, сайт ФАС) требует значительного времени. Этот процесс можно упростить, используя специализированные аналитические сервисы.

Например, в системе РосТендер в одном окне доступна агрегированная информация:

  • История закупок заказчика
  • Данные о жалобах в ФАС
  • Арбитражная практика как заказчика, так и поставщиков-конкурентов

Получить бесплатный доступ к РосТендер можно на 7 дней для тестирования возможностей. Такой анализ помогает быстро оценить риски и принять обоснованное решение об участии в тендере.

Итоги

  • Картельный сговор – это серьёзное нарушение закона о конкуренции на торгах, которое вредит всем: государство переплачивает, а добросовестные компании лишаются шансов на победу.
  • Знание признаков сговора помогает защитить ваш бизнес, позволяя не тратить ресурсы на участие в закупках, где победитель предопределён нечестным путём.
  • Наиболее надёжная стратегия – всегда работать прозрачно, анализировать заказчиков и конкурентов и строго соблюдать законодательство. Это лучшая защита от рисков и проблем в сфере закупок.