Два дня назад я опубликовала статью, в которой развенчивала ложь Дмитрия Белоусова
А сегодня на сайте Ящzк Пандорры обнаружила вчерашнюю весьма своеобразную лицензию на неё.
Моя первая реакция была следующей
Посмотрим, что из этого получится. А пока предлагаю посмотреть на мифы, для чего они нужны человечеству, каково их назначение и т.д. Начну со следующего:
Для чего человеку ум и психика?
Ум нужен человеку, чтобы ориентироваться в окружающей среде и в её условиях, которые весьма и весьма изменчивы, а вовсе не тепличные.Ему требуется знать и решать не только вопросы: как и где раздобыть пищу, но и как выжить в тех или иных случаях. Поэтому, прежде всего человеку, как виду, для выживания нужен трезвый, наблюдательный и рассудительный ум.
Но умом человеческое существо в своей деятельности не ограничивается. Существует психика. Психика - явление иного плана, её "руками" (инструментами) являются чувства. И чувства непременно необходимы уму, как источники его энергии. Упрощая сильно-сильно, для понятности, сравню их с батарейками. Чтобы ум работал нужны батарейки - чувства. Если чувства молчат, ум тоже молчит, поскольку ум взаимодействует с психикой. Но не только так, проще говоря, взаимовоздействие ума и психики осуществляется не только в прямом порядке, но и в обратном. Посредством ума можно и должно управлять чувствами - их громкостью и тембром звучания, чистотой их звука. И то, и другое - благо для человека, если ум и психика способствуют его выживанию. Ещё раз повторю, чтобы выживать, нужны дисциплинированный ясный ум и незамутнённая эмоциями (это шумы, окрашивающие те или иные чувства) психика. Не случайно подмечено "Юпитер, ты сердишься, ты не прав". Неуправляемые сильные чувства являются мощной помехой для ума, управляемые - помощниками, позволяющими преодолевать даже "непреодолимые" барьеры.
Чувства бывают разные по спектру их звучания, в чистом виде их семь. Интерес - самое продуктивное для познавательной работы ума чувство. Если интереса нет, ум "не замечает" информацию, "проходит мимо" неё. Если человека что-то интересует, ум наиболее эффективно работает именно в этом направлении, замечая то, что созвучно его интересу, иными словами говоря, - цели интереса. Чем концентрированнее (сфокусирование) интерес, тем шире и глубже извлекаемая умом информация, тем продуктивнее она перерабатывается. Этому учатся, это можно развивать и совершенствовать, подобно тому, как мы учимся действовать руками. И это дисциплинируется, ибо всё в человеке едино, и всё проявляется во всём.
Способность быть частью социума
Это второй механизм выживания. Общество - это своего рода организм более высокого порядка. В природе существуют такие аналоги, как пчелиная или муравьиная семья, стая или стадо. Каждая особь в составе надорганизма выполняет свою функцию вольно или невольно. И то, насколько успешнее и безконфликтнее особь "вписывается" в это образование и взаимодействует с другими особями, его составляющими, определяет не только судьбу конкретной отдельной особи, но и "самочувствие" социума, его способность выживать.
Чтобы особь была успешно "вписана" (адаптирована), она должна знать, понимать и выполнять некие социальные внутренние законы данного социума. Для этого природой дадены человечеству свои "инструменты". Одним из инструментов "приведения" социума к единству, начиная с первобытных обществ, являются сказки (или мифы, истории), рассказываемые не только детям, но и взрослым членам общества.
Эта форма донесения норм поведения и системы мировоззрения очень отличается от того, как нынче регулируются законы общественного поведения. Например, те же уставы, домострои, законодательные сборники и проч - это регуляторы поведения, которые, являясь внешними, поддерживаются и охраняются внешне. Но, кроме законов и прав, существуют нравственные установки. Если законы и права - это внешнее, то нравственные установки - дело внутреннее.
Совесть, милосердие, дружелюбие, уважительность, чадолюбие не формируется и не прививается кодексами и уставами, хотя и в них они могут и упоминаться. Нравственные установки воспитываются и прививаются социумом иначе. Делается это через формирование мировоззрения. А мировоззрение с самых давних времён было связано с мифами, а гораздо позже к ним присоединилась и религия и идеология, последняя в каждой стране поддерживается государством (или не поддерживается вовсе никакая, из-за чего разброд и шатание - дело обычное). Совершенно справедливы слова "всякое царство, разделившееся само в себе, приходит в запустение; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит". Поэтому социуму необходимы и уставы, и идейное согласие.
Нравственность формируется мировоззрением и воспитывается на примере окружения. А окружение может не только проявлять нравственные установки в поведении, но и выражать их в мировоззренческих мифах, как примеры взаимоотношений между духами природы, божествами и т.д., их отношений к тем или иным событиям.
Зачем человечеству нужны мифы?
Учёные занимались изучением мифов (устных историй) в существующих ныне группах, живущих по-первобытному. Меня это исследование заинтересовало, и я о нём как-то давно написала статью. К сожалению нынче тамошняя ссылка на первоисточник не открывается, потому даю новую.
Здесь повторю то, что есть в ней главное, относящееся к теме сегодняшней статьи.
"Почему люди так любят слушать всякие истории? Оказывается, устные
истории - а это так называется, - являются необходимым механизмом
образования социальных групп, выработки общих норм поведения и
коллективной памяти человечества. Устные истории, как недавно выяснили
учёные, ещё оказались и предшественниками религий."
Рассказывание историй - это человеческое свойство, которое,
вероятно, восходит к происхождению нашего вида. Даже ныне существующие
группы охотников и собирателей, такие как Агта на Филиппинах, имеют
талантливых рассказчиков, которые развлекают слушателей историями,
передаваемыми несколькими поколениями.
Большинство историй Агты, таких как «Солнце и Луна», способствуют прививанию и поддержанию социальных и кооперативных норм. В статье, опубликованной в журнале Nature Communication, учёные предоставили убедительное доказательство того, что рассказывание историй помогало объединять и укреплять группы людей до того, как сопоставимые практики развивались в более крупных сельскохозяйственных обществах развились сопоставимые практики, такие как появление организованной религии с морализаторскими богами высокого уровня.
Исследователи обнаружили, что истории об очеловеченных природных
объектах, таких животных или небесных телах, способствовали координации
группового поведения, формируя социальные и кооперативные нормы.
«Тогда, ничего не ожидая найти, мы решили проверить, были ли в лагерях (в Агте) хорошие сказочники, которые увеличивали уровень сотрудничества в группах», - сказала Мильяно. «Но эффект от этого там был. Лагеря с
большим количеством рассказчиков были более сплочёнными. Похоже, истории работают».
Они обнаружили, что 70 процентов выборки из 89 историй, взятых в семи
других обществах охотников и собирателей, касаются укрепления и
регулирования социального поведения.
...повествование является в группе мощным способом трансляции социальных
норм и распространения метазнаний, которые являются знаниями о знании
других, для организации поведения членов группы. То есть, в группе было необходимо знать и то, какие нормы и представления существуют в других группах - у соседей.
«Это основополагающий принцип, необходимый для функционирования общества... В качестве простого примера: недостаточно знать, что вы
должны ехать по одной стороне дороги. Вам также нужно знать, что другие
обладают теми же знаниями, иначе система ломается. Мы предполагаем,
чтобы рассказы транслировали это мета-знание среди всех членов
сообщества ».
Учёные подчеркнули, что «существует опасность того, что повествования можно также использовать для более зловещих и манипулятивных целей, особенно если рассказчику дают волю в выборе типов историй, которые он
рассказывает».
Итак, мифы - это естественное явление, и они могут быть как на пользу, так и во вред социуму.
Теперь перехожу к главному.
Чему учат мифы альтернативщиков?
Если вы критически перечитаете мифы альтернативщиков на тему нашей истории, то непременно заметите, что все они, созданные по поводам самых различных тем, непременно обвиняют науку и её представителей (историков, археологов, геологов и многих-многих других, и, даже, физиков) в тотальной лжи, глобальной фальсификации, сговоре-заговоре и тому подобном.
Что такое представление, внедряемое в умы (читай, в мировоззрение) даёт и к чему ведёт альтернативщиков?
Первое - награждает ощущением себя (вместе со всем народом, естественно) в рядах глобально обманутых, то есть наполняет ощущением невинной жертвы обмана. Естественно, у "жертвы" возникает желание восстать, освободиться и поквитаться с "виновниками". Плюсом к этому появляется стремление из состояния "униженного" возвыситься над "палачами", а, возвысившись, растоптать этих самых "надругателей", а ещё лучше, снести их всех нахрен. При этом альтернативщикам, принявшим такое мировоззрение, уже не важно, кого топтать: обманувших ли их историков, живших пару веков назад, или сегодняшних, своих же сограждан. У них виноваты все, в том числе их соседи, учителя в школе, коллеги по работе, даже члены собственной семьи, не принимающие позиции альтернативщиков.
Далее, такая установка отворачивает человека с нормального пути обретения знаний (последовательного, шаг за шагом, с дополнением и пополнением интроспективного "организма" - мировоззрения). Начинается отказ от любознания, интереса к саморазвитию и самообразованию и... от умственной работы. Человек отказывается от рассудочной деятельности и прибегает к вере "авторитетам" на слово, без проверки.
Чтобы поддержать стремление возвыситься мысленно над "виновниками", сочинятели мифов всячески подчёркивают, что уж теперь-то адепты альтернативной истории стали обладателями точных правильных знаний, утаённых ватиканом, романовыми и злостными историками, то есть, стали "прозревшими". Потому "прозревшие" спешат "открыть глаза" слепому стаду, ведомому на убой. Думаете, я передёргиваю? Ничуть. ОНЕ не стесняются в выражениях
Для того, чтобы ещё больше "подогреть" альтернативно возмыслящую публику по максимуму подключают слова, вздымающие эмоции до небес, а ютюберы ещё и тонально подкрепляют те или иные слова и выражения, прибегая к повторам. Подключая и усиливая эмоции, отключают пастве ум. А без него в мировоззрение практически безконтрольно встраиваются чужеродные пазлы, никак с мировоззрением (в котором при нормальном порядке образуется стройная целостная система) не связанные, противоречащие ему. В итоге образуется "царство, разделившееся в себе". Это проецируется и на психику, и на ум, и на нравственность, и на поведение в обществе.
Учитесь воздерживаться от эмоций и начните проверять.
Теперь покажу, что происходит, когда человек подходит к таким мифам критически, применяя рассудочную деятельность ума.
Прежде всего человек проверяет информацию
Не всегда это легко и просто, поскольку нынче в школе этому как-то не учат, а в интернете поисковики могут вывалить кучу альтернативных текстов. Так что, для получения правильного ответа, нужно правильно сформулировать вопрос. Мысль, вооружившись таким вопросом, не отвлекается на многочисленные помехи, а следует цели - сути вопроса, заданного, прежде всего себе. Во время поиска возникают различные идеи и варианты, как этот самый поиск успешнее организовать и провести. Ум, внимательно наблюдающий во время поиска, замечает массу фактов (или упоминаний о них), отмечает их и собирает для дальнейшего анализа.
Собрав факты, ум начинает их анализировать - сопоставлять, сравнивать, выявлять особенности и детали, общие черты и различия, распределяет по группам и т.д. Далее наступает время выявления закономерностей. Для любого анализа нужен обрабатываемый материал (факты) и работа по выявлению закономерностей. Факты в группе должны по категориям своим соответствовать друг другу. А как иначе сможете выявить закономерности? Будете приравнивать белое с кислым?
После обнаружения закономерности, возвращаетесь к проверяемой информации и смотрите, не противоречит ли она им. И тогда рассудок, как судья принимает решение - правдива ли полученная информация или лжива, и стоит ли доверять тому, кто её создаёт и распространяет.
Иногда бывает сложнее увидеть, какую идею несёт в себе информация. Но и этому довольно легко научиться, были бы желание и интерес.
Я вам показала только одну из идей, заложенных практически во всех мифах альтернативщиков и её последствия для носителей. Там есть ещё идея паразитирования, отказа от своих предков, ответственности за свои слова и много ещё каких. Они вам нужны?
Посмотрите, как обработали население прежде братской республики, и снова ответьте себе, нужна ли вам такая участь. Выбирать каждому.
По-моему, гораздо полезнее обратиться к идеям сплочённости и единства, возможности достижения в созидании своими усилиями высших результатов, в почитании подвига предков и наших современников, уважения достоинств человеческих, преданности и стремления к совершенству.
Напоследок напомню тем, кто видел ранее, и рекомендую тем, кто ещё не видел, фильм "Я и другие"