Найти в Дзене
Птичка невеличка

Попробовать сыграть Шопена

Скользящая, хрустальная печаль подобно ветру убаюкивает сознание, растворяясь в нём, проникает сквозь невидимый щит, воспринимается как своя, близкая, родная. Из воспоминаний диалог учителя и ученика: - Это невозможно сыграть. Как...? - Как с горки катаешься. - С горки лечу, а пальцы, как сани, деревянные по песку не едут. - Не думай о них, чувствуй, со временем привыкнут, заиграют. На лице исполнителя целый оркестр и обязательно какая-нибудь труба, не спросив разрешения, возьмёт и выпадет из общей картины, о чем свидетельствует на лице недовольная гримаса. - Держать лицо! - Еще ноты надо помнить... - Не должно быть мучительно больно смотреть на исполнителя! Понимаешь переживания учителя. На слух тоже всё понятно!!! Инструмент становится частью тебя,  который болезненно вывозить из дома, как-то не так вытирать с него пыль, вообще касаться. Знакомство с Шопеном ощутимое произошло на 1-ом курсе училища, когда появилось желание сыграть посмертный ноктюрн до диез минор. То что он посмертны

Скользящая, хрустальная печаль подобно ветру убаюкивает сознание, растворяясь в нём, проникает сквозь невидимый щит, воспринимается как своя, близкая, родная.

Из воспоминаний диалог учителя и ученика:

- Это невозможно сыграть. Как...?

- Как с горки катаешься.

- С горки лечу, а пальцы, как сани, деревянные по песку не едут.

- Не думай о них, чувствуй, со временем привыкнут, заиграют.

На лице исполнителя целый оркестр и обязательно какая-нибудь труба, не спросив разрешения, возьмёт и выпадет из общей картины, о чем свидетельствует на лице недовольная гримаса.

- Держать лицо!

- Еще ноты надо помнить...

- Не должно быть мучительно больно смотреть на исполнителя!

Понимаешь переживания учителя. На слух тоже всё понятно!!!

Инструмент становится частью тебя,  который болезненно вывозить из дома, как-то не так вытирать с него пыль, вообще касаться.

Знакомство с Шопеном ощутимое произошло на 1-ом курсе училища, когда появилось желание сыграть посмертный ноктюрн до диез минор. То что он посмертный осознаётся только сейчас. Ранее понравился потому что красивый, потому что прекрасный, то что посмертный было не важно.

Шопен по отцу француз, по матери поляк, с детства любил музыку.

Короткая жизнь 39 лет, тяжёлая болезнь (туберкулёз), хрупкость, гениальность, изящество, патриотизм...

Советский и шведский лектор-музыковед, популяризатор классической музыки, скрипач, пианист Михаил Казиник говорит о Шопене:

  • «Музыка Шопена — такой силы протест против смерти, что музыкальная энергетика его собственного творчества задерживала болезнь, оттягивая смерть» (из книги «Погружение в музыку, или Тайны гениев — 2»).
  • «Шопен, и Пастернак это очень хорошо понимает, — это тот редчайший случай постоянно расширяющегося пространства. Поскольку альвеолы почти не работают, то Шопен постоянно учит себя и через себя человечество дышать».

Благодаря музыке Шопен продлил себе жизнь. Когда он играл болезнь как-будто отступала. Может это можно как-то объяснить, провести параллель, например, с Бетховеном, который самые яркие свои произведения написал будучи глухим. Что людьми движет, жажда жить?

Шопен великий новатор в музыке для фортепиано, написал много опусов в различных фортепианных жанрах (ноктюрны, прелюдии, мазурки, полонезы, этюды, сонаты, скерцо, баллады...). Особое место в его творчестве занимают вальсы. Всего 25, семь из них утеряны. Из оставшихся восемнадцати отобрал для публикации только восемь. Остальные приговорил к вечному забвению. Одним из самых репертуарных является Вальс № 7 до-диез минор (cis-moll).

Биографы Шопена считают, что вальс в творчестве композитора имеет особое значение и даже отводят ему роль автобиографичного жанра, непосредственно связанного с личной жизнью музыканта. Эти прекрасные произведения Фредерик посвящал женщинам, сыгравшим решающую роль в его судьбе.

Мы музыкой всегда окружены, гремящей и орущей чаще тщетно.

Как вирусом мы ей заражены: шансон, эстрада, рок, хип-хип и этно.

Этический иммунитет души на это отвечает аллергией,

И хочется порой в ночной тиши лечением заняться — ностальгией.

Мелодий, слух волнующих, красот забыть нельзя — уходит только пена. И нас ещё в мир смерти унесёт бессмертная мелодия Шопена.

Михаил Бучек