Найти в Дзене
GeekyReview: про игры и кино

Достойное продолжение или обычный сиквел: обзор мультфильма «Зверополис 2»

Почти десятилетие минуло с выхода первой части мультфильма «Зверополис». Он покорил сердца многих не только своей яркой анимацией, харизматичными персонажами, но и глубокой историей о предвзятости, силе дружбы. Ах, сколько времени прошло… Тогда у нас даже мысли не было о том, чтобы писать обзоры. Много чего успело поменяться, но не наша большая любовь к мультипликации. Но несмотря на то, что первая часть нам очень понравилась, мы все же считали ее вполне законченной историей, которой не нужны продолжения. Но сборы!!! За гранью привычного: кролик, лис и змея бросают вызов судьбе Были большие сомнения, что сиквел сможет сохранить ту магию: слишком часто подобные популярные франшизы летят в никуда из-за коммерческих интересов (как это было с «Моаной»). Когда же стали появляться первые новости о второй части, в душе и зародилось любопытство…и доля скепсиса. Смогут ли создатели повторить тот успех? Удастся ли им не просто повторить ту формулу оригинала, а развить ее, добавив, что‑то новое и
Оглавление

Почти десятилетие минуло с выхода первой части мультфильма «Зверополис». Он покорил сердца многих не только своей яркой анимацией, харизматичными персонажами, но и глубокой историей о предвзятости, силе дружбы. Ах, сколько времени прошло… Тогда у нас даже мысли не было о том, чтобы писать обзоры. Много чего успело поменяться, но не наша большая любовь к мультипликации. Но несмотря на то, что первая часть нам очень понравилась, мы все же считали ее вполне законченной историей, которой не нужны продолжения. Но сборы!!!

За гранью привычного: кролик, лис и змея бросают вызов судьбе
За гранью привычного: кролик, лис и змея бросают вызов судьбе

Были большие сомнения, что сиквел сможет сохранить ту магию: слишком часто подобные популярные франшизы летят в никуда из-за коммерческих интересов (как это было с «Моаной»). Когда же стали появляться первые новости о второй части, в душе и зародилось любопытство…и доля скепсиса. Смогут ли создатели повторить тот успех? Удастся ли им не просто повторить ту формулу оригинала, а развить ее, добавив, что‑то новое и значимое? У нас есть ответы на вопросы. В обзоре мы и расскажем, удалось ли «Зверополису 2» оправдать ожидания фанатов, сохранить дух первой части, а еще при этом предложить что-то новое.

Прежде чем начать обзор, считаем важным сделать предупреждение: тут будут сюжетные спойлеры (мало, но есть). Мы стараемся обходить их стороной, но тут ситуация особая. Полноценно обсудить плюсы/минусы картины без обращения к ключевым поворотам просто не получится. Не волнуйтесь, если еще не успели посмотреть фильм: мы позаботились о тех, кто хочет сохранить интригу, поэтому мы будем тут предупреждать, что дальше идет раскрытие сюжетного поворота.

О сюжете: напарники на грани срыва

Это у нас с вами прошло почти 10 лет, а у Ника и Джуди всего-то неделя: после раскрытия первого громкого дела, они становятся официальными напарниками. Однако вместо нового расследования они получают направление к мозгоправу: их темперамент настолько разнится, что делает работу в паре невозможной. Но судьба подкидывает им дело: Джуди находит змеиную кожу и предполагает, что в город проник злоумышленник‑рептилия (давным-давно их изгнали из города).

Ник и Джуди после того, как увидели все те арты, которые с ними рисуют фанаты
Ник и Джуди после того, как увидели все те арты, которые с ними рисуют фанаты

Зрителей знакомят с новой страницей истории города Зверополис, который сто лет назад основал Эбенезер Рысевич, создавший ту самую систему стен-стихий. Сейчас его потомки проводят помпезную вечеринку в честь столетия города, а Джуди понимает, что змей почему-то направляется именно туда. Получится ли у таких разношерстных напарников перешагнуть через противоречия и раскрыть новое дело - или триумф в прошлом оказался обычным везением, а не итогами слаженной работы команды? А ответ на такой интересный вопрос узнать можно только в кинотеатре, а мы пока обсудим в обзоре плюсы и минусы нового кино.

Что сработало, а что нет: наш разбор плюсов и минусов

Хотелось бы сначала тут подчеркнуть: все изложенное - это наша точка зрения. Мы делимся личными впечатлениями и замечаниями, и понимаем, что фильмы - вопрос вкуса. Если у вас сложилось иное мнение, мы будем рады обсудить его в комментариях! Делитесь там аргументами, контраргументами, впечатлениями.

Сразу скажем как есть: до уровня оригинала сиквел, увы, не дотягивает - и это не придирка, а объективное ощущение. Порой ловишь себя на мысли: то ли мы изменились - стали взрослыми, менее доверчивыми к экранным чудесам, то ли реально «тогда все было лучше». Время неумолимо: мы уже не те зрители, что в 2016 году встретили первый «Зверополис». Сиквел - добротный и хорошо сделанный, но… не такой, каким, когда‑то и был оригинал. «Зверополис 2» - это достойное продолжение, но до планки первой части, ему далеко. Здесь некого/нечего ругать - просто первая часть была настоящим глотком свежего воздуха.

На болоте глоток свежего воздуха героям тоже бы не помешал
На болоте глоток свежего воздуха героям тоже бы не помешал

Планка была задана слишком высокой: мы даже не надеялись, что сиквел будет на этом же уровне. Оригинал же даже запустил волну анимационных проектов с антропоморфными животными, которые выстроили человеческое общество. Но сиквел – это просто стандартное продолжение, где нет места чувству новизны. И в этом, пожалуй, отражается общая тенденция. Заявление Боба Айгера в 2023 г. о фокусировках Дисней и Пиксар на успешных франшизах многое объясняет: в эпоху высоких рисков студии предпочитают безопасные инвестиции. «Холодное сердце», «Зверополис», «История игрушек» - сиквелы к фильмам‑миллиардерам и оскаровским номинантам выглядят как бизнес‑ход. Но вопрос: а где место для нового? Для тех историй, которые сегодня кажутся риском, а завтра прорывом?

Социально‑тематический каркас «Зверополиса 2» остался неизменным, но несмотря на то, что это новая часть/новое дело/новые герои. Это же словно какой-то пересказ очевидного. Снова тут толерантность, боязнь не таких как все, предубеждения и гонения. СПОЙЛЕР (из-за этого главный твист, о том, что змея и основала город, угадывается буквально на первых минутах. Как неожиданно... Хищник-корпорат тут оказывается злым, а рептилии-мигранты все оказываются хорошими/обманутыми). Это главная проблема мультфильма – он предсказуем. Главный твист мы угадали уже в самом начале, а предателя выявили и ничуть не позже. Ему хотя бы мотивации что ли прописали для помощи героям. Не за что зацепиться, нечему удивиться. Но есть и новая тема - коррупция и монополизм клана Рысевичей. Она выглядит интересной, но должного раскрытия она тут не получила. А все, потому что подана она очень непоследовательно. Почему же о столь влиятельной семье не упомянули еще в первой части, если все их интриги связаны с историей? Зная Джуди, она должна была все разузнать до ее приезда.

Узнать, как возникли районы Зверополиса, оказалось по‑настоящему интересно
Узнать, как возникли районы Зверополиса, оказалось по‑настоящему интересно

События первой части по хронологии должны идти с подготовкой к столетию. А почему героев Зверополиса в виде Ника и Джуди не пригласили на вечеринку? Ладно, не в этом суть. Рысевичи – типичные монополисты, которые хотят чтобы самым большим регионом была тундра, не заботясь о том, что климат далеко не всем подходит. Именно они – главные в этом городе. СПОЙЛЕР (даже мэр – это их подставная утка, а они этакие теневые правители. А прежний мэр – тоже был их человеком (точнее львом)? Раз эти рыси - короли тундры, то почему об этом не знает глава мафии Мистер Биг?) Возникает ощущение, что Рысевичей ввели в сюжет исключительно ради сиквела, не потрудившись вписать в существующую логику мира. СПОЙЛЕР (намек на триквел с возможным появлением птиц лишь усиливает это ощущение шаблонности: кажется, авторы опять пойдут по старой дороге, добавляя новых «изгнанных» персонажей. Что же потом? Рыба, которую едят хищники окажется разумной?) фильм балансирует на грани между важным социальным высказыванием и клише - и больше скатывается в сторону второго.

А вот юмор в «Зверополисе 2» - это одна из безоговорочных удач фильма. Конечно, авторы не стали здесь изобретать велосипед, а просто снова грамотно обыграли врожденные особенности животных, высмеяв биологические реалии. Тут нет дешевых и плоских сортирных шуток. И поэтому зритель просто смеется, смотря, как по воде несуразно бежит ящер, медленно говорит черепах (хотя, мы это уже видели в первой части), а важный рысь превращается в котенка, увидев клубок ниток. Многие гэги опираются на стереотипы - но именно это и смешит, так как относится к животным. Бобр, пожирающий карандаш, ящер‑гуляка, чью сброшенную шкуру принимают за нее саму (и продолжают подливать выпивку), морской котик, принимающий оплату рыбой - такие шутки работают благодаря узнаваемости образов и хорошей подаче: не просто есть, а внедрены в сюжеты.

Разве возможно представить «Зверополис» без «Блиц‑скорости без границ»
Разве возможно представить «Зверополис» без «Блиц‑скорости без границ»

Другим безусловным достоинством «Зверополиса 2» остается сам город - по‑прежнему завораживающий, многогранный и безупречно проработанный. В этой части зрители получают ответ на вопрос о происхождении его уникальных районов, и каждая новая деталь лишь усиливает ощущение живого и дышащего мира, где действительно может найти место любой зверь. Но не змеи-мигранты и не птицы. Особенно радует, что Ник/Джуди не топчутся на знакомых локациях из первой части: создатели тут открывают перед зрителем неизведанные ранее уголки, каждый из которых тут обладает собственным характером и атмосферой.

Это не фон для действия - это полноценный персонаж истории, чья архитектура, климат и даже ритм жизни отражают многообразие его обитателей. Зверополис - город, в который нам было приятно вернуться. Анимация тут по‑прежнему на высоте: картинка радует глаза сочностью красок, плавностью движений и такой невероятной тщательностью в прорисовке деталей. Главное - город не выглядит статичной декорацией. На заднем плане ну постоянно что‑то происходит: кто‑то спешит по делам, кто‑то ведет торговлю, кто‑то попадает в комичную ситуацию - и каждый эпизод подчеркивает уникальные особенности различных животных.

И куда же нас занесло?
И куда же нас занесло?

А вот темп картины плюсом уже не назвать: ритм то несется вскачь, мельком показывая места и персонажей, то вдруг начинает тормозить, растягивая сцены, которые скорее всего очень понравятся фанатам пары «Ник/Джуди». Но это все играет против глубины повествования: многие второстепенные герои остаются набросками, а впечатляющие городские пространства не успевают раскрыться - зритель едва успевает рассмотреть их, прежде чем камера унесет его дальше. С одной стороны, хочется упрекнуть создателей в спешке: мир так богат деталями, что заслуживает более вдумчивого исследования. А с другой - нам понятно, что хронометраж полнометражного мультфильма (особенно ориентированного на аудиторию 6+) накладывает ограничения. И возможно, сиквел обрел бы больше глубины в формате сериала, где можно было бы неспешно раскрывать героев и локации. Но коммерческий расчет очевиден: выход проекта в кино гарантирует кассовый рекорд, а значит, полный метр - это приоритет. При этом история еще и стала более детской - из остросоциальной сатиры она перешла в безопасную тайну с элементами квеста: секрет городских стен, загадочный дневник, который может прочесть избранный, злодеи, которые злые просто потому, что они злые.

Дуэт Ника и Джуди - одновременно сильная и спорная сторона сиквела. С одной стороны, возвращение харизматичной пары на большой экран вызывает искреннюю радость: их химия по‑прежнему работает, а фирменные перепалки, взаимовыручка напоминают, почему же они - один из самых запоминающихся дуэтов современной анимации. С другой - создатели явно решили поиграть на чувстве шипперов. Лично мы не хотели всех этих романтических намеков в этой истории про двух копов-напарников, но есть люди, которые спят и видят их как пару. Тут создатели как будто угодили сразу всем (в не очень хорошем смысле).

007… но с хвостами: лис и крольчиха спасают мир
007… но с хвостами: лис и крольчиха спасают мир

Вместо четкой линии зритель получает набор двусмысленных сцен, где каждый волен додумать то, что хочет. Для одних это «намек», для других «признание», а в реальности - растянутая игра в угадайку. И вся эта «игра» как по нам занимает слишком много экранного времени, отвлекая от более важного посыла: не надо бояться говорить важные слова, а умение слушать/признавать ценность близких - вот что действительно стоит всего. Но в погоне за удовлетворением фанатских ожиданий авторы немного размыли фокус, превратив сильный эмоциональный пласт в очень осторожную игру, которая и создает ощущение недосказанности.

Еще нас в новой части дико раздражала Джуди. Раньше она покоряла балансом: наивность сочеталась с целеустремленностью, энтузиазм с готовностью учиться, а ее стремление к справедливости не перерастало в самоуверенность. Она была тем самым «хорошим полицейским», который верит в людей (и зверей) и умеет работать в команде. Здесь героиня словно теряет эту гармонию. Но не надо нам говорить, что за время герои поменялись. Прошла неделя! Ее энергия перешла в навязчивость, а упорство – в нездоровую самоуверенность. Джуди действует не как часть дуэта, а как одиночный боец, чьи намерения идут вразрез не только с логикой и интересами напарника, но и вообще с самосохранением. Возможно, авторы пытались показать «кризис роста», стресс от новых вызовов, но прошло совсем мало времени. Возможно, это и сработало бы, если бы события сиквела были бы через большее количество времени. А герои бы тогда уже поработали вместе над небольшими делами, а здесь уже и получили свое первое серьезное.

Джуди словно утратила всякую осмысленность и стала пугающе бездумной
Джуди словно утратила всякую осмысленность и стала пугающе бездумной

Что насчет новых героев, то они понравились (не все). Среди новичков ярко выделяется гадюка Гэри - без преувеличения просто лучшее, что здесь есть. Он просто покорил наши сердца (и даже предзаказали фигурку себе в коллекцию, а еще и Ника в придачу). Редко бывает, чтобы новичок так органично вписался в уже сложившийся мир. Вот с антагонистами тут вышла осечка. Они получились шаблонными, что очень бросается в глаза на фоне интриганки мисс Барашкинс из первой части, чья истинная сущность оставалась загадкой до самого финала. Здесь же авторы попытались повторить трюк со скрытым злодеем, но не сумели его реализовать. СПОЙЛЕР (как уже писали мы быстро поняли, что младший из Рысевичей – предатель. Отсутствие у него нормальных причин помогать героям раскрывает все карты в самом начале. Его поступки просто лишены внутренней логики. Зачем Пуберту (ну и имечко) идти против семьи? И опять у нас не такой как все – изгой, который просто хочет получить уважение). Вся проблема здесь – недостаточное раскрытие. Другие новые герои выглядят функционально - как бобр Нибблс, существующая только для того, чтобы двигать сюжет. Это «рояль в кустах»: появляется в нужные моменты, решает проблему и исчезает из фокуса.

От рептилий мы были в восторге: вы только посмотрите какие милашки у Ника на рубашке:)
От рептилий мы были в восторге: вы только посмотрите какие милашки у Ника на рубашке:)

Это подводит и к еще одному минусу - излишней легкости, с которой герои выходят из сложных ситуаций. В оригинале Нику и Джуди чаще приходилось проявлять смекалку. В сиквеле все складывается само собой (так как времени на подумать нет) - в нужный момент что‑то падает, выпрыгивает, находится рядом, спасая положение, не привлекая особые усилия со стороны героев. Этот подход лишает историю напряжения и ощущения победы. Вспомните первую часть: как же они лихо придумали заменить пули на ягоды. Вот тут уже ничего такого нет.

Что же еще нам поругать напоследок? Музыка... В этом деле сиквел совсем не выдерживает ну никакого сравнения с оригиналом. Музыкальная составляющая первой части задала высокую планку: Try Everything в исполнении Шакиры (она же Газеле) стала не просто саундтреком, а настоящим гимном для мультфильма, чего не сказать о новой композиции ZOO. Она выглядит как попытка повторить тоже самое, а в итоге становится лишь бледной тенью. В целом звуковой ряд тут существует, но не оставляет после себя никакого следа: мелодии не цепляют, не запоминаются, не усиливают ключевые сцены так, как это было в первой части.

Все как в реальном мире: создать хит - задача не из легких
Все как в реальном мире: создать хит - задача не из легких

Что же напоследок нам похвалить? Отсылки. Авторы щедро рассыпали здесь «пасхальные яйца», которые станут настоящей находкой для взрослых зрителей. Да, дети их скорее всего и не поймут. Что заметили мы: сцена со шприцем, явно перекликающаяся с эстетикой Тарантино, зловещий образ хромающего злодея в заснеженном лабиринте, как прямая аллюзия на «Сияние», барашка в тюрьме, как отсылка к «Молчанию ягнят». А сцена с поваром‑львом, за которого на деле готовит спрятавшийся под колпаком крыс, отсылает к «Рататую» - забавная дань уважения еще одному анимационному шедевру. Все «пасхалки» не просто есть, а интегрированы в сюжет, как бонус для самых внимательных. Что заметили вы?

Итог: хороший сиквел, но без желания на пересмотр

«Зверополис 2» - очень хороший мультфильм, но как продолжение того, что мы увидели в 2016 года, оно слабовато. Проект оставляет после себя двойственное впечатление. С одной стороны, это невероятно стильный, визуально роскошный мультфильм с обаятельными героями, тонкой иронией и продуманным миром - тот самый «Зверополис», в который приятно было вернуться. С другой - сиквел все же не смог дойти до уровня оригинала (и мы тут не говорим про превзойти). В конечном счете это выглядит как встреча со старыми друзьями после разлуки: радостно, уютно, но с таким легким оттенком грусти, ностальгии. Ты улыбаешься знакомым лицам, смеешься над старыми шутками, наслаждаешься атмосферой - но временами ловишь себя на мысли: «Где же чувство, которое было раньше?».

Авторы: Дарья Астафьева и Антон «ExoNauter»