Найти в Дзене

Пешком по Кыргызстану. День 25 и 26: перевал Чапчыма

От крайнего села Терек-Сай до перевала Чамчыма высотой около 2840 метров расстояние составляло 37 км с набором высоты более 1300 метров. Естественно со всем нашим грузом мы и не думали преодолеть его одним днём, да и ночевать на перевале - сомнительная затея.
Но так или иначе в первый день мы хотели пройти как можно больше, чтобы подкрасться к перевалу как можно ближе, поэтому выдвинулись из Терек-Сая прям на рассвете.
Шли бодрым шагом, но не в самом лучшем настрое. Сначала грохотали золотодобытчики вдоль реки, которые собирали пробы, а затем начался бесконечный ремонт дороги, точнее ее расширение, что ещё хуже. Расширение дороги в горах это что-то с чем-то: после взрывов (где это возможно) везде одни булыжники, где-то снимают часть скал огромными экскаваторами, везде гремят камазы ииии...пылища! Бесконечные столбы пыли! Но при всём этом "движе" люди не переставали нас удивлять: один мужчина, проезжая мимо, просто высунул руку в окно камаза и протянул нам пакет со сладостями со с

От крайнего села Терек-Сай до перевала Чамчыма высотой около 2840 метров расстояние составляло 37 км с набором высоты более 1300 метров. Естественно со всем нашим грузом мы и не думали преодолеть его одним днём, да и ночевать на перевале - сомнительная затея.

Но так или иначе в первый день мы хотели пройти как можно больше, чтобы подкрасться к перевалу как можно ближе, поэтому выдвинулись из Терек-Сая прям на рассвете.

Шли бодрым шагом, но не в самом лучшем настрое. Сначала грохотали золотодобытчики вдоль реки, которые собирали пробы, а затем начался бесконечный ремонт дороги, точнее ее расширение, что ещё хуже. Расширение дороги в горах это что-то с чем-то: после взрывов (где это возможно) везде одни булыжники, где-то снимают часть скал огромными экскаваторами, везде гремят камазы ииии...пылища!

Бесконечные столбы пыли! Но при всём этом "движе" люди не переставали нас удивлять: один мужчина, проезжая мимо, просто высунул руку в окно камаза и протянул нам пакет со сладостями со словами: "угощайтесь"; другие дорожные рабочие угостили нас домашней сметаной и бутылкой колы; ну а из мимо проезжающей фуры вышел мужчина и ОЧЕНЬ хотел нас подвезти.

Машин на этой дороге, не считая машин спецтехники, было совсем немного, почти все приветливо махали и сигналили. Движ с ремонтом дороги и соответственно с машинами закончился после того, как мы прошли основное предприятие по золотодобыче.

Первую половину дня мы топали по жаре, а вот после обеда полил дождь, который к счастью закончился довольно быстро, пережидать пришлось под деревом. За пару часов до заката на этом пути нам впервые встретилось крупное хозяйство: юрты, коровы, лошадки, овцы и козы.

-2

Рядом с ними около реки мы запреметили хорошенькое местечко под палатку. Винни спросил у хозяина можем ли мы тут расположиться, он конечно же согласился и вдобавок угостил нас горстью курута и домашним маслом (оно тут называется как-то иначе, но это просто нереальная вкуснота). После заката стало довольно холодно и мы очень быстро переместились в палатку и закутались в спальники.

Следующим утром проснулись на рассвете, по-прежнему было холодно, но как только первые лучики солнца вышли из-за горы и начали освещать наш домик, как тут же стало тепло, мы собрались и отправились дальше на перевал. До вершины оставалось около 8 км. Тут-то и началась настоящая красота!!! Вся эта природа вокруг, да в ярких солнечных лучах казалась настоящей сказкой! А эти горные ручьи и насыщенно зелёного цвета зелень вокруг...мммм

-3



Ранняя прогулка в горах, наполненная полнейшим кайфом! Машин практически не было, от этого шагать стало ещё приятнее, хоть и на весьма резкий подъём.
И вот наконец-то он - наш первый перевал на маршруте! Да, совсем не высокий, но первый, да ещё и с табличкой и с таким роскошным монументом. Радости не было предела!

-4

Пообедали прямо тут и далее довольные пошли на спуск. Сначала встретили большое семейство на пути, они ехали в гости в соседний район и остановились сфоткаться с нами (кстати одна из женщин преподает в школе русский язык). Ну а далее, пройдя ещё около км, мы увидели на пути остатки снежника, и это в июне! Конечно же поиграли в снежки, попрыгали на плотном снегу, а Винни даже скатился с горки. В общем веселились как дети.

-5

Спуск с перевала оказался не менее резким, чем подъём. И опять: непередаваемый кайф беззаботно идти среди величественных гор и фантастических пейзажей.

-6

Чуть ниже начались крупные выпасы лошадей и коров. С мая по конец июля - самый сезон кымыза (его делают из кобыльего молока с добавлением горных трав в специальной таре). Продукт считается очень полезным, многие приезжают в горные районы Кыргызстана (хотя тут везде сплошные горы) специально на кымызолечение.

В одном из хозяйств нас тоже угостили этим чудодейственным напитком. Я не особый любитель молочки, мне не очень понравилось, а вот Винни ОЧЕНЬ заценил и в дальнейшем выпивал по пиалке и за себя и за меня.

-7

Но в какой-то момент столь прекрасный спуск вновь стал омрачнять ремонт дороги: пыль и камазы. От всего этого хотелось бежать, но чем дальше мы бежали, тем стены пыли становились всё гуще. А ещё и поломка колеса у тележки посреди этой дороги. Благо быстро починили и в этом нам опять помогли проезжающие мимо местные жители.

-8


Настроение становилось всё хуже... Как же хотелось в душ, смыть с себя всю эту пыль. И, о счастье! Съезд к реке! Нашли уютное местечко вдали от дороги в деревьях, тут же набрали воды, погрели её и устроили себе "банный" вечер. Поужинали и улеглись спать в предвкушении Чаткальской долины.

-9



Продолжение следует...