Аутичные люди иногда смеются без видимой причины или в неуместных ситуациях. Чем можно объяснить такое поведение?
Правда ли, что люди с РАС смеются иначе, чем люди без аутизма?
Прежде всего необходимо отметить, что люди с расстройством аутистического спектра (РАС) способны воспринимать юмор, представленный в аудиовизуальный и письменной форме. Однако исследования показывают, что понимание юмора может оказаться более сложным при восприятии аудиоинформации и при просмотре мультфильмов, в которых герои общаются невербальными способами. Это же касается и иронии, результаты указывают на большие сложности понимания в устной форме, но не в письменной.
Также исследования показывают, что некоторые люди с расстройствами аутистического спектра смеются чаще и экспрессивнее, чем нейротипичные люди. Смех аутичного человека может звучать несколько иначе. В среднем для него характерны более высокий тон, повторяющийся характер и большая продолжительность. Часто во время смеха отсутствуют социальные сигналы, такие как улыбка или зрительный контакт. Это связано с тем, что у людей с РАС смех часто не является средством коммуникации. Нейротипичные дети и взрослые чаще всего смеются, чтобы показать расположение, одобрение, взаимопонимание. Аутичные люди могут реагировать смехом на понятные только им самим стимулы (внезапное воспоминание и т. д.). Исследование среди детей с аутизмом в возрасте от 8 до 10 лет показало, что они не имитируют смех, а также только в 2% случаев прибегают к неозвученному смеху (ухмылкам или беззвучным смешкам, выполняющим социальные функции). Иногда аутичные люди смеются, чтобы справиться со сложными эмоциями: страхом, волнением, тревогой и даже болью. Смех может выполнять для них роль средства саморегуляции, как и другие виды стимминга.
Как уже упоминалось выше, у аутичных людей нередко встречаются трудности с пониманием юмора и шуток. Ситуации и истории, вызывающие смех у нейротипичных людей, могут быть непонятными и даже смущающими для людей с аутизмом.
Дети с аутизмом рассказывают значительно меньше шуток, чем их типично развивающиеся сверстники. Исследования показали, что использование шуток или обучение юмору и смеху детей с аутизмом может улучшить социальные навыки и отношения со сверстниками (Derks & Nezlek, 2001; Martin & Yip, 2006). Юмор важен для детей, потому что возможность рассказывать анекдоты и смеяться вместе с другими помогает им развивать навыки межличностного общения.
Вот некоторые причины неуместного смеха при аутизме:
Столкновение с неизвестным триггером
Представьте себе ситуацию: на уроке во время объяснения материала учителем ребенок с аутизмом внезапно начинает смеяться, в то время как остальные ученики сосредоточены на занятии. Или вы рассказываете ребенку, чем планируете заниматься на выходных, а он прерывает вас смехом. Почему так происходит? Возможно, он вспомнил что-то забавное или услышал слово-триггер, которое напомнило ему о какой-то смешной истории. Нейротипичные люди в таких случаях склонны держать эмоции при себе, люди в спектре РАС часто открыто выражают свои переживания через смех.
Непонимание социальных ситуаций
Дети и взрослые с аутизмом могут засмеяться в неуместной ситуации (речь идет о так называемом неразделенном смехе), например во время серьезного разговора, свидания, собеседования, экзамена или визита к врачу. Такое поведение может быть связано с непониманием социальных сигналов: интонации, языка тела, выражения лица. Для коррекции поведения можно использовать метод социальных историй. Расскажите человеку с РАС, чего от него ожидают в той или иной ситуации и как ему вести себя, чтобы окружающие лучше его понимали.
Потребность в саморегуляции
Многие люди с аутизмом испытывают серьезные проблемы с саморегуляцией, им сложнее переживать стресс и негативные эмоции. Это связано с тем, что их уровень окситоцина ниже, чем у нейротипичных людей. Поэтому смех, в ходе которого вырабатывается этот гормон, становится для них способом справиться с напряжением (выпустить пар). Описаны случаи, когда аутичные люди смеялись на похоронах или когда кто-то рядом плачет. Не стоит трактовать такое поведение как неуважение или бесчувственность: часто для человека с РАС это единственный способ справиться со стрессом и волнением. Поэтому неуместный смех не является признаком равнодушия или отсутствия эмпатии. Обучение пониманию собственных эмоций и способам саморегуляции является важным для аутичных людей.
Повышенная сенсорная чувствительность
Повышенная чувствительность к стимулам окружающей среды (звукам, прикосновениям, особенностям освещения, неудобной одежде) может вызывать у аутичных людей необычные реакции, одной из которых являются приступы смеха. Таким образом смех помогает регулировать работу сенсорной системы. Например, ребенок может начать смеяться в метро, чтобы «сбросить» ощущение перегрузки от чрезмерного фонового шума. Очень важно обучать детей вовремя распознавать признаки сенсорной перегрузки и справляться с ней. Предотвратить перегрузку в шумных местах с большим скоплением людей (общественный транспорт, торговые центры и т.д.) некоторым аутичным людям помогают наушники, капюшоны, затемненные очки и т.д. Необходимо помнить о том, что сенсорные особенности очень индивидуальны. Сначала определите, что именно вызывает перегрузку, и только потом ищите способы, как с ней лучше справиться.
Боль
В некоторых случаях смех может быть даже ответом на боль или болезненные ощущения, которые испытывает человек с РАС. Если аутичный ребенок имеет трудности с тем, чтобы понять свое состояние и/или выразить его словами, очень важно внимательно наблюдать за его или ее поведением: возможно, ребенок смеется не потому, что увидел или вспомнил что-то смешное, а потому что у него что-то болит. Предупредите учителей и воспитателей в школе или детском саду об особенностях переживания боли у вашего ребенка.
Синестезия
У людей с РАС часто наблюдается синестезия — смешение сигналов от разных сенсорных систем. Человек с такой особенностью может чувствовать запах, идущий от цвета, или щекотку на коже от разных звуков. Эти стимулы вызывают у него смех, в то время как другие люди гадают, в чем причина неожиданного веселья.
Что делать, если вы заметили у ребенка неуместный смех?
Если проблема неуместного смеха доставляет вам и вашему ребенку значительные неудобства, становится социальным барьером и не решается стандартными способами (визуальная поддержка, социальные истории, разработка структурированного и предсказуемого окружения, сенсорная поддержка и т.д.), то родителям следует обратиться за консультацией к специалистам в области ABA — они смогут помочь в обучении ребенка навыкам саморегуляции. Кроме того, чрезмерный необъяснимый смех может указывать на какую-то медицинскую проблему. Например, судорожный синдром или синдром Туретта могут вызывать непроизвольные движения или вокализацию, в том числе смех.
Тем, кто хочет узнать больше о смехе аутичных людей, рекомендуем прочитать обзор "Humor in autism spectrum disorders: A systematic review", его можно найти здесь.