Вспомнила про Клару Румянову. И в памяти возникла ассоциация - поэт-песенник Юрий Энтин. Их кое-что связывало. Несколько раз общалась с Энтиным. Помню, он говорил про Градского, который умел выкачать дивиденды из своих музыкальных произведений. Энтин сокрушался, что ему так не удавалось. Но отметил, что к нему обратились рекламщики с предложением использовать в рекламе его песни. "И хорошо заплатили, нужны деньги на лекарства - жена болеет", - сказал. Писал тексты песен, например, к "Голубому щенку".
- Когда я писал эту песню, никто не знал об ином значении этого слова. Существовало понятие «голубой герой» - чистый, - вспоминал.
«Песню Водяного» для мультфильма «Летучий корабль» написал, сидя в ванне.
- Чтобы войти в образ, залез в ванну, положил рядом листок бумаги, карандаш. И за десять минут написал тест. Анатолий Папанов на озвучивании «Песни Водяного» самовольно добавлял от себя целые фразы! У меня написано: «Зато мои подружки - пиявки да лягушки». После этого Папанов добавил от себя: «Фу, какая гадость!» Слова: «Внутри меня водица, ну как с таким водиться?» Анатолий Дмитриевич вновь от себя: «Противно даже!» Я говорю ему: «Что же это такое?». А он отвечает: «Я очень не люблю лягушек». Обидевшись, я даже покинул студию.
Я прямо 31 декабря 1972 года сочинил песню для Миронова «Вжик-вжик, уноси готовенького». С Андреем мы тогда первый раз познакомились. Меня до этого заверили, что он доступный человек. А он жестко сказал, что песня получилась однобокая, развлекательная и такое впечатление, что стихотворение недописано. Я дописал еще один куплет. Только потом понял, почему Миронов так себя вел: он был очень щепетилен во всем, что касалось работы.
С песней «Бу-ра-ти-но» связано много переживаний. Я все стихи для «Буратино» быстро написал, кроме этой. Она должна была звучать на титрах и почему-то никак не получалась. Месяц прошел, а слов нет. Затянул до того, что композитор Алексей Рыбников говорит: «У меня есть «буратинная» мелодия, пусть на титрах будет музыка без слов». И начал наигрывать. Я говорю: «Написал! Бу - па-ра-па-ра-па-па (проигрыш)! Ра - па-ра-па-ра-па-па…» И так далее. Получилось, что я написал припев. И быстро к нему добавил куплет. Рыбников обычно не любит импровизировать, но тут сел за рояль и разом досочинял все остальное. Мы хлопнули по рукам и пошли в ресторан - отмечали до утра.
Для фильма «Гостья из будущего» написал несколько песен, как режиссер Павел Арсенов сообщил, что нужна только одна - на титрах. А песня на титрах, как правило, не становится шлягером. Люди в кинотеатрах в это время встают и уходят. Словом, я дико разозлился. Режиссер говорит: сделай песню, чтобы был какой-то философский вывод из всего фильма. Я знал, что режиссер - философ, читал античных авторов, изучал Сократа. И я написал недетский, философский текст: «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко». Иронизировал на самом деле.
Пытались запретить мою песню из фильма «Приключения Электроника»: «Но ты человек, ты и сильный, и смелый, своими руками судьбу свою делай, иди против ветра, на месте не стой». Говорили: «Чему вы учите? Вот куда коммунистическая партия ведет, туда и надо идти!» Песню «Лесной олень» главный режиссер детского ТВ назвала цыганщиной, и ее запретили на радио. А пластинка «Бременские музыканты» девять месяцев пролежала на полке из-за вызвавших возмущение цензоров строчек: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы». В слове «дворец» посчитали, что имеется в виду Дворец съездов.
Клара Румянова, поющая за Зайца в «Ну, погоди!» - блестящий мастер своего дела. Знаю, обижалась, что ей приходится, по ее выражению, пищать за Зайца. Ее естественного красивого голоса не знали.
С Румяновой у меня связана забавная история. Я, когда с ней работал, видимо, ей понравился. Одна ее подруга мне передала, что Клара с подружками поспорила, что уложит меня в постель. Мне донесли. И я начал подыгрывать ей. Как бы принимаю ее намеки. Она пришла ко мне домой в гости. Вижу, готова перейти к интиму. Но тут вернулась моя жена, и… мы сели на кухне втроем пить чай. Так что пари Клара проиграла.
Зюганов предлагал ей должность в партии, но она отказалась: «Меня все ассоциируют с Зайцем из «Ну, погоди!», получится Заяц-коммунист». Кстати, за Кларой Румяновой одно время ухаживал Владимир Высоцкий - они вместе снимались в фильме «Как царь Петр Арапа женил». Румянова его отвергла со словами: «Зачем мне пьяница?»
Прообразом Принцессы в мультфильме «Бременские музыканты» была моя жена.
С нее рисовали образ. Изначально идея мюзикла «Бременские музыканты» была моя. Мы с Геннадием Гладковым пришли в гости к другу Василию Ливанову. В процессе разговора решили делать мультфильм. Он имел успех. И нас попросили о продолжении. Мои коллеги были в замешательстве: что еще можно придумать? А я говорю - будет сыщик, который отправится на поиски сбежавшей Принцессы. И прочитал стихи:
Я - гениальный сыщик,
Мне помощь не нужна,
Найду я даже прыщик
На ж... у слона.
Друзья начали хохотать. И работа пошла как по маслу! Но прыщик «перенесли» на тело.
«Чунга-Чанга» - родилась эта песня так: я вышел на улицу, увидел афишу - «Чанга». Это было имя режиссера, который ставил балет на льду. Я добавил - Чунга. Позже мы с Гладковым написали оперетту «Хоттабыч». А Евгений Чанга там был балетмейстером. Так мы и познакомились. И он мне пожаловался, что жена его уже никогда не зовет Женей, а только Чунга-Чангой. Я, говорит, в ванне сижу, а она мне: «Чунга-Чанга, выходи, пора обедать».