ПРЕДЫСТОРИЯ
С 1972 года BMW 5-й серии E12 завоевала репутацию одного из лучших автомобилей бизнес-класса. В 1982-м модель обновили до E28, а в 1987-м на смену ей пришла новая E34.
BMW Motorsport с 1974 года тайно тюнинговала E12, и только в 1979 году такие версии стали доступны через дилеров. E12 M535i стала основой для всех последующих моделей Motorsport.
До конца 1990-х у «горячей» 5-й серии не было конкурентов. Желающим тюнинговать Mercedes-Benz или Jaguar приходилось заказывать их у AMG или Lister, где изготовили бы малосерийные автомобили.
В 1989 году началась разработка четвёртого поколения 5-й серии — E39. Модель представили на Франкфуртском автосалоне в 1995 году, она получила положительные отзывы. Продажи стартовали в том же году, а год спустя появилась версия Touring.
Сначала E39 предлагали с рядными шестицилиндровыми двигателями (520i, 523i, 528i) и новым V8 (540i). В 1996 году вышла модель 535i с V8.
На Женевском автосалоне в 1998 году 540i исключили из линейки E39, её заменила долгожданная версия M5.
Как и 535i и 540i, E39 M5 оснастили полностью алюминиевым V8, в отличие от предыдущих моделей Motorsport с чугунным рядным двигателем.
E39 M5 производили на заводе BMW в Дингольфинге, в отличие от предшественников, которые собирали на заводе BMW Motorsport в Гархинге. Модель выпускали только в четырёхдверном кузове.
ШАССИ
Базой для последнего поколения M5 стал привычный четырехдверный кузов E39 из оцинкованной стали. Колесная база увеличилась до 2830 мм, на 69 мм длиннее, чем у предшественника E34.
Подвеска была независимой: спереди стойки Макферсона, сзади — многорычажная система. Алюминий активно использовался для снижения массы.
По традиции M-cars, подвеска подверглась многочисленным доработкам. Установлены более короткие и жесткие пружины, специализированные амортизаторы Sachs и усиленные стабилизаторы.
Кузовные элементы, рулевые тяги и механизм были укреплены, а резиновые вспомогательные пружины заменены на полиуретановые.
Передняя ось оснащена ступичными подшипниками от BMW Motorsport, а задняя — прочными нижними рычагами от E39 Touring, неразрезной балкой от E38 750 iL и стальными шаровыми опорами.
E39 M5 стал первым автомобилем, настроенным для автоспорта, с системой динамической стабилизации BMW (DSC). Она оптимизировала характеристики в зависимости от стиля вождения, отслеживая скорость вращения колес, рыскание и ускорения. Основное преимущество DSC — возможность притормаживать любое колесо для исправления недостаточной или избыточной поворачиваемости.
Для отключения DSC предусмотрена специальная кнопка на центральной консоли.
По сравнению с другими модификациями E39, M5 имеет более быстрое передаточное число рулевого управления — 14,7:1 вместо 17,9:1. При активации кнопки Sport рулевое управление становится жестче.
В стандартную комплектацию входят система ABS и увеличенные вентилируемые тормозные диски. Передние диски диаметром 354 мм (на 30 мм больше, чем у 540i), двухкомпонентные плавающие суппорты для лучшего теплоотвода (за исключением автомобилей для американского рынка, где установлены однокомпонентные суппорты). Задние диски увеличены с 298 до 328 мм.
Уникальная особенность M5 — 18-дюймовые легкосплавные диски M Parallel Spoke II с сатинированной хромированной отделкой. Передние колеса — 8 дюймов, задние — 9,5 дюймов. Специальные шины разработаны для этого автомобиля. Задняя колея увеличена на 12 мм.
Под задним сиденьем расположен стандартный 70-литровый топливный бак E39.
ДВИГАТЕЛЬ / ТРАНСМИССИЯ
В 1996 году BMW представила обновлённый V8 — двигатель M62. Он заменил первый V8 компании, M60, почти за три десятилетия. Как и предшественник, M62 имел алюминиевый блок, два распределительных вала и четыре клапана на цилиндр.
Для E39 M5 разработали двигатель S62 B50. Это увеличенная и улучшенная версия 4,4-литрового M62 из модели 540i. Он стал первым тюнингованным V8 от BMW Motorsport.
Объём двигателя вырос с 4398 до 4941 куб. см. Для этого увеличили диаметр цилиндров до 94 мм и ход поршня до 89 мм.
M5 получила первую в истории BMW систему VANOS. Она непрерывно изменяла фазы газораспределения впускного и выпускного валов. В каждом цилиндре был отдельный электронный дроссельный патрубок. С помощью BMW M Driving Dynamics водитель мог выбрать спортивный режим.
Другие улучшения включали двойные воздухозаборники, двойные датчики массового расхода воздуха, модифицированные головки цилиндров, поршни с масляным охлаждением, полые распределительные валы и двухрядную цепь ГРМ. Водяной насос стал производительнее, а стальные трёхслойные прокладки головки блока цилиндров повысили надёжность.
При интенсивной эксплуатации включалась система полусухого картера с двумя дополнительными насосами. Охлаждение двигателя улучшилось благодаря теплообменнику, связывающему охлаждающую жидкость и масло.
Двигатель управлялся цифровой системой Siemens MSS 5.2 Motronic. Степень сжатия увеличилась до 11,0:1, что выше, чем у 540i (10,0:1).
Этот мощный двигатель комплектовался двухкомпонентной выхлопной системой с четырьмя выходами. На американском рынке компоненты располагались ближе, чем на других рынках.
Характеристики двигателя впечатляли: 394 лошадиные силы при 6600 об/мин и 490 Н·м крутящего момента при 3800 об/мин. Для сравнения, у 540i было 282 лошадиные силы при 5700 об/мин и 420 Н·м при 3900 об/мин.
Двигатель S62 B50 легко узнавался по крышке с логотипом M и надписью BMW M Power.
Трансмиссия была представлена только одной моделью — шестиступенчатой механической коробкой передач Getrag Type D. Коробка имела те же передаточные числа, что и у 540i, но M5 получила усиленное сцепление, укороченный задний дифференциал с соотношением 3,15:1 и механический самоблокирующийся дифференциал с коэффициентом блокировки 25%.
КУЗОВ
Чтобы новый M5 соответствовал своим уникальным характеристикам, BMW Motorsport обновила модель E39, созданную Джоджи Нагасимой. Обновления коснулись как передней, так и задней части автомобиля.
Передняя часть получила новый бампер с тремя агрессивными воздухозаборниками, сетчатыми решётками и круглыми фарами. Спонсоры на углах придают автомобилю динамичный вид. Чёрная сатиновая накладка была заменена двухсоставной.
Решётка радиатора стала больше и получила блестящие металлические накладки.
Боковые зеркала и значки M5 на молдингах добавляют аэродинамики и стиля. Стандартная комплектация включает отделку Shadowline.
Задняя часть автомобиля дополнена спойлером и специальным бампером. На крышке багажника красуется дополнительный значок M5.
Для других моделей E39 предлагали аналогичный, но не идентичный комплект.
По сравнению с E34 M5, E39 длиннее на 64 мм, шире на 49 мм и выше на 45 мм.
САЛОН
Салон новой M5 также стал более спортивным.
BMW оснастила автомобиль трёхспицевым рулевым колесом Motorsport уменьшенного диаметра с прострочкой M и кнопками управления на спицах.
Приборы с логотипом M имеют красные стрелки и алюминиевые рамки. В стандартной комплектации указатель температуры масла заменяет топливомер. Тахометр со светодиодными индикаторами меняет красную линию в зависимости от температуры двигателя.
Другие особенности включают подножку Motorsport, накладки на пороги M5 и ручку переключения передач с подсветкой.
Стандартные сиденья с подогревом и электроприводом имеют функцию памяти.
Комплектация Sport включает алькантаровую обивку и вставки из кожи Nappa с алюминием. На некоторых рынках, например в США, кожа предлагается автоматически.
Стандартное оборудование включает ксеноновые фары с омывателем, электропривод складывания зеркал с подогревом, электростеклоподъёмники, подогрев передних сидений, регулировку руля, климат-контроль, круиз-контроль, бортовой компьютер и аудиосистему.
Вскоре после начала выпуска добавили зеркало заднего вида Motorsport с автозатемнением.
ВАРИАНТЫ
Владельцы M5 могли бесплатно удалить значки M5 и задний спойлер. Также можно было бесплатно заменить отделку Shadowline на Chromeline.
Опциональная отделка салона Sport предлагала кожаную обивку наппа с вставками из искусственного алюминия или древесины Bruyere Club.
Комплектация Exclusive включала в себя плиссированную кожу Nappa с вставками из древесины Bruyere Club или Burr Walnut.
Также был доступен пакет Extended Leather, где кожей отделаны дверные ручки, подлокотники, центральная консоль и солнцезащитные козырьки.
Комплектация Complete Leather предлагала обширную кожаную отделку приборной панели, перчаточного ящика, верхних дверей и нижней части средней стойки, а также алькантаровую обивку потолка, передних, средних и задних стоек и задней полки.
Среди других опций — дистанционный контроль парковки, тонированное ветровое стекло, двойное остекление, защитные стекла, тонировка задних и боковых окон, металлическая краска, отделка Bruyere Club или ореховым деревом Burl, двухцветная кожа, сиденья Comfort memory, бортовой телевизор, люк с электроприводом, система слежения, раздельно складывающиеся задние сиденья, задние боковые подушки безопасности, лыжная сумка, аудиосистемы на выбор, подготовка к звонку, автомобильный телефон GSM, хромированные накладки на пороги и система голосового управления для телефона.
Некоторые опции были стандартными для определенных рынков, например, люк с электроприводом и спутниковая навигация шли в комплекте с E39 M5 для США.
ВЕС И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
E39 M5 весил 1795 кг, что на 84 кг больше, чем у предыдущей модели E34 с 3,8-литровым двигателем.
Тем не менее, новая машина оказалась значительно быстрее: разгон от 0 до 100 км/ч занимал 5,3 секунды, в то время как у предшественника этот показатель составлял 6,1 секунды.
Максимальная скорость была ограничена электроникой на уровне 250 км/ч.
РАННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ
В мае 2000 года система контроля дистанции при парковке стала стандартной функцией.
С июня 2000 года BMW добавила активные передние сиденья и съемную фаркоп-балку в список опций.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ В 2001 ГОДУ
Модель M5 2001 года, поступившая в производство в сентябре 2000-го, получила ряд обновлений.
Её можно было легко узнать по фарам типа «Angel Eye». Задние фонари теперь имели прозрачные элементы для режима заднего хода.
Внутри автомобиля появилось трёхспицевое рулевое колесо от E46 M3 и панели приборов со светло-серыми, а не чёрными циферблатами.
Безопасность повысилась за счёт новых задних подушек безопасности для защиты головы и обновлённой системы контроля давления в шинах. Раньше датчики системы контроля дистанции при парковке устанавливались только на заднем бампере, а теперь они появились и спереди.
Среди опций был увеличен экран навигационной/аудиосистемы, а в комплектацию Extended leather pack (в отличие от Complete leather pack) добавили алькантаровый потолок.
Через несколько месяцев к списку опций добавили улучшенные аудиосистемы BMW Individual.
ПОЗДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ
Изменения в производстве были незначительными.
В 2002 году BMW предложила несколько новых цветов кузова и сделала теплоизолирующее стекло стандартной опцией.
В 2003 году навигационная система была переведена на DVD-платформу, а задние боковые подушки безопасности стали стандартными в Северной Америке.
КОНЕЦ ПРОИЗВОДСТВА
Производство E39 M5 завершилось в июне 2003 года. Всего было выпущено 20 482 автомобиля.
Распределение по рынкам:
Рынок с левосторонним движением в Европе (с октября 1998 по июнь 2003) — 7895 единиц Рынок с правосторонним движением в Европе (с октября 1998 по июнь 2003) — 2595 единиц Рынок с левосторонним движением в Северной Америке (с сентября 1999 по июнь 2003) — 9992 единицы
Замена E39 M5 — E60 M5 Седан с двигателем V10 и E61 M5 Универсал — была запущена в 2004 и 2007 годах соответственно.
BMW M5 III (E39)
Седан, 1998-2003
Размеры:
Высота: 1440 мм
Клиренс: 120 мм
Длина: 4785 мм
Ширина: 1800 мм
Колёсная база: 2830 мм
Колесная колея: 1515 (передняя), 1525 (задняя) мм
Колёса: 235/45 R17
Диски: 8x17, 8x18, 9.5x18 (ET20/22)
Объём и масса:
Багажник: 460 л
Топливный бак: 70 л
Снаряженная масса: 1720 кг
Полная масса: 2290 кг
Двигатель:
Тип: Бензиновый
Объём: 4941 см³
Мощность: 400 л.с. (294 кВт) при 6600 об/мин
Крутящий момент: 500 Н⋅м при 3800 об/мин
Цилиндры: V-образные, 8 шт.
Клапанов на цилиндр: 4
Система питания: Распределенный впрыск
Степень сжатия: 11
Диаметр цилиндра/ход поршня: 94.0/89.0 мм
Код двигателя: S62B50
ГРМ: DOHC
Трансмиссия:
Коробка передач: Механика
Количество передач: 6
Привод: Задний
Эксплуатационные показатели:
Максимальная скорость: 250 км/ч
Разгон до 100 км/ч: 5.3 с
Расход топлива (город/трасса/смешанный): 21.1/9.8/13.9 л/100 км
Марка топлива: АИ-98
Подвеска и тормоза:
Передняя подвеска: Независимая, пружинная
Задняя подвеска: Независимая, пружинная
Тормоза: Дисковые вентилируемые (передние и задние)