Найти в Дзене
Дари искусство

Савва Мамонтов: человек, который создавал не картины, а гениев

Он должен был продолжить семейное дело и стать винокуренным магнатом, как отец. Но Савва Мамонтов выбрал другой путь: из наследника винной империи он превратился в создателя русского культурного ренессанса. Лаборатория гениев Купив в 1870 году заброшенное имение Абрамцево, Мамонтов создал творческий эпицентр России. Здесь Серов написал «Девочку с персиками», Васнецов — «Алёнушку», Врубель нашёл вдохновение для своих демонов. Художник Нестеров вспоминал: «Все пишут, играют, поют. Все артисты или друзья артистов». Дороги, опередившие время Его железнодорожные проекты считали безумием: - Донецкая дорога до Мариуполя («нерентабельная») - Линия до Архангельска («бессмысленная») Но именно эти «убыточные» магистрали спасут Россию в Первую мировую войну. Три билета к бессмертию В Частной опере Мамонтова раскрылись таланты: 24-летний Рахманинов стал дирижёром Неизвестный Шаляпин превратился в великого оперного певца Врубель создавал авангардные декорации Шаляпин признавался: «Я почувствовал раз

Он должен был продолжить семейное дело и стать винокуренным магнатом, как отец. Но Савва Мамонтов выбрал другой путь: из наследника винной империи он превратился в создателя русского культурного ренессанса.

Лаборатория гениев

Купив в 1870 году заброшенное имение Абрамцево, Мамонтов создал творческий эпицентр России. Здесь Серов написал «Девочку с персиками», Васнецов — «Алёнушку», Врубель нашёл вдохновение для своих демонов. Художник Нестеров вспоминал: «Все пишут, играют, поют. Все артисты или друзья артистов».

Дороги, опередившие время

Его железнодорожные проекты считали безумием:

- Донецкая дорога до Мариуполя («нерентабельная»)

- Линия до Архангельска («бессмысленная»)

Но именно эти «убыточные» магистрали спасут Россию в Первую мировую войну.

Три билета к бессмертию

В Частной опере Мамонтова раскрылись таланты:

  1. 24-летний Рахманинов стал дирижёром
  2. Неизвестный Шаляпин превратился в великого оперного певца
  3. Врубель создавал авангардные декорации

Шаляпин признавался: «Я почувствовал разницу между роскошным кладбищем императорского театра и этим зелёным полем».

Его называли «Великолепный»

Прозвище родилось по аналогии с Лоренцо Медичи Великолепным — правителем Флоренции эпохи Возрождения. Как и итальянец, Мамонтов сочетал бизнес-гений с художественным вкусом. Он не только финансировал искусство, но и создавал среду, где рождались гении.

Цена величия

В 1899 году Мамонтова арестовали за «хищение миллионов». Адвокат Плевако доказал: это была не корысть, а попытка спасти дело — как капитан в шторм перебрасывает груз, чтобы спасти корабль. Присяжные оправдали его, но империя рухнула.

Умер Мамонтов в 1918 году в забвении, но его наследие пережило века. Как писал Дорошевич: «Два колодца, в которые плевали, пригодились. Бесполезное оказалось необходимым».