Найти в Дзене
Группа компаний ICL

Аутсорсинг информационной безопасности: не страшно и даже выгодно

Тема аутсорсинга информационной безопасности до сих пор окружена мифами. Страшилки про утечки данных и полную зависимость от подрядчика пугают многих руководителей. Но что, если эти страхи – просто заблуждения, которые мешают вашему бизнесу быть по-настоящему защищенным? Давайте разбираться. Миф 1. Это только для больших корпораций и стоит космических денег Часто можно услышать: «У нас же малый бизнес, нам такое не по карману» Но сегодняшняя реальность такова, что поставщики предлагают разнообразные тарифы и пакеты услуг, адаптированные под конкретные нужды клиента и доступные бюджеты. Оплачивается лишь то, что действительно нужно бизнесу. К примеру, небольшие фирмы могут подключиться к базовым пакетам защиты вроде EDR и VM для пары сотен рабочих мест, в то время как большие корпорации заинтересованы в комплексных решениях, охватывающих сотни и даже тысячи защищаемых устройств. Миф 2. Мы потеряем контроль над своими данными Многие думают: «Отдадим безопасность на сторону – и мы ничег
Оглавление

Тема аутсорсинга информационной безопасности до сих пор окружена мифами. Страшилки про утечки данных и полную зависимость от подрядчика пугают многих руководителей. Но что, если эти страхи – просто заблуждения, которые мешают вашему бизнесу быть по-настоящему защищенным? Давайте разбираться.

Миф 1. Это только для больших корпораций и стоит космических денег

Часто можно услышать: «У нас же малый бизнес, нам такое не по карману»

Но сегодняшняя реальность такова, что поставщики предлагают разнообразные тарифы и пакеты услуг, адаптированные под конкретные нужды клиента и доступные бюджеты. Оплачивается лишь то, что действительно нужно бизнесу.

К примеру, небольшие фирмы могут подключиться к базовым пакетам защиты вроде EDR и VM для пары сотен рабочих мест, в то время как большие корпорации заинтересованы в комплексных решениях, охватывающих сотни и даже тысячи защищаемых устройств.

Миф 2. Мы потеряем контроль над своими данными

Многие думают: «Отдадим безопасность на сторону – и мы ничего не будем решать»

Распространено мнение, что передача задач по обеспечению безопасности внешним подрядчикам автоматически ведет к утрате управления процессом. Однако практика показывает обратное: клиент продолжает сохранять контроль на всех стратегических уровнях. Поставщик услуг получает доступ исключительно в пределах заранее оговоренного диапазона полномочий и зон ответственности, установленных самим заказчиком. Все важные решения по вопросам политики, процессов и стандартов принимаются непосредственно руководством самой компании-заказчика в рамках соглашения SLA.

Контроль не теряется, он становится более осмысленным.

Миф 3. Свои специалисты – дешевле

Некоторые полагают: «Зарплата специалиста по ИБ вроде X рублей в месяц. А контракт с провайдером – X+! Дорого!»

Знакомая ситуация, когда оценивается только прямая стоимость контракта, и при этом не учитываются скрытые затраты, такие как обучение персонала, инвестиции в технологии, инвестиции в RnD, стоимость владения, суммарные затраты на ФОТ.

Для объективного сравнения важно учесть все возможные затраты в совокупности:

  • найм (рекрутинг, зарплаты, налоги, отпуска, больничные),
  • будущее обучение (курсы, экзамены, сертификации),
  • RnD активности и получение необходимого уровня экспертизы,
  • CAPEX в технологии, покупку и обслуживание оборудования, а также инфраструктуру ИБ.

Аутсорсинг – это фиксированный ежемесячный платеж (OPEX). В него уже включено все: команда экспертов, их постоянное обучение, технологии и их обновление. Все предсказуемо, без сюрпризов.

Миф 4. Мы станем зависимыми от поставщика

Кто-то считает: «Привяжемся – и потом не вырваться»

Опасение стать заложником конкретного поставщика абсолютно необоснованно. Современные аутсорсеры заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве и построении взаимовыгодных отношений и прозрачных условий.

Например, всегда можно продумать план действий и добавить пункты в договор, описывающие условия прекращения сотрудничества, передачи знаний, доступов, обсудить выгрузку необходимых данных. Это позволит обеспечить плавный перевод функций под свое управление либо смену поставщика без каких-либо сбоев и проблем, исключив операционные риски.

А когда вообще пора задуматься об аутсорсинге ИБ?

Красные флаги, которые указывают на то, что «Пора искать помощь!»

1. Проблемы с персоналом:

  • Нет экспертов. Нередко случается, что обязанности по обеспечению информационной безопасности возлагаются на сотрудников ИТ-отдела, которые не обладают необходимыми глубокими познаниями.
  • Текучка кадров. Привлекая хороших кандидатов, нельзя гарантировать, что они останутся надолго. В отрасли высокий уровень конкуренции за таланты, а частые увольнения приводят к снижению эффективности и повышению операционных рисков.
  • Рутина съедает стратегию. Сотрудники порой увязают в повседневной рутине, занимаясь решением текущих проблем и «тушением пожаров», вместо того, чтобы фокусироваться на стратегически важных задачах бизнеса.

2. Проблемы с финансами:

  • Непредсказуемые расходы. Поддержание и обслуживание СЗИ как правило сопряжены с внезапными крупными расходами, например, при замене EOL оборудования, замены ушедших вендоров или появления критической уязвимости в нем. В небольших компаниях внезапная закупка и обновление СЗИ может занимать до 50-60% бюджета ИБ.
  • Затраты на обучение. Современные требования к уровню подготовки специалистов ИБ растут с каждым годом. Курсы повышения квалификации и сертификации могут обходиться в сотни тысяч рублей в год на одного сотрудника.
  • Убытки из-за инцидентов ИБ. Остановка бизнес-процессов и утрата важной информации способна нанести существенный ущерб, исчисляемый сотнями тысяч рублей в день. Помимо потери прибыли, нужно еще учитывать затраты на восстановление, штрафы, компенсации и юридические издержки.

3. Стратегические вызовы:

  • Масштабирование защиты. Бизнес активно растет: открываются новые филиалы, запускаются новые продукты, внедряются облачные сервисы, расширяется штат сотрудников. Постоянно растущие объемы угроз создают серьезную нагрузку на команду ИБ. Им приходится тратить много сил и времени на выявление опасностей, реагирование на инциденты, управление рисками и адаптацию существующих решений.
  • Развитие технологий. Хакеры уже используют ИИ, а ваша защита не обновлялась с прошлого года. Покупка и внедрение современного ПО (SIEM, XDR/EDR, SOAR, PAM), реализация контрмер требуют серьезных вложений, ну а сами технологии достаточно сложны для освоения «с нуля», особенно если у вас нет практического опыта.
  • Требования регуляторов. Постоянно меняющиеся законодательные нормы обязывают компании соблюдать различные нормативные требования в сфере ИБ. Нарушение может привести к серьезным штрафам, репутационным потерям и даже к уголовной ответственности.

Итог

Аутсорсинг ИБ – это не признак слабости. Это стратегический ход, чтобы получить профессионалов, технологии и предсказуемый результат здесь и сейчас.

Подробнее про обеспечение информационной безопасности вашей компании.