Всегда интересно узнавать что-то новое. Сходишь на выставку, в театр или в музей и голова наполняется мыслями, идеями, фактами. Погружаешься в те области, о которых знаешь лишь понаслышке или восстанавливаешь то, что забыто. Например, о том, почему "белым золотом" называли хлопок, напомнила выставка в музее Востока "Белое золото. Холопок в искусстве Советского Востока".
Почему "белое золото"? Оказывается текстильная промышленность в дореволюционной России развивалась так бурно, а потребность в качественном сырье так возрастала, что сырья не хватало.
Поставки хлопка из Северной Америки сократились в 1860-е годы из-за разразившейся там Гражданской войны. В эти же годы, после присоединения Туркестанского края к России, появилась своя сырьевая база. Хлопок, который поначалу получали из Средней Азии был невысокого качества и для машинной обработки непригоден.
Московские текстильные фабриканты обосновались в Туркестане, организовывая скупку хлопка у населения, сооружая хорошо оборудованные хлопкоочистительные заводы. Началось бурное развитие промышленного хлопководства, чему способствовало введение пошлин на импортный хлопок и строительство Оренбургско-Ташкентской железной дороги в 1880-е г.
Многим казалось, что хлопковые плантации, подобно золотым приискам, сулят быструю наживу. Тогда хлопок нарекли белым золотом.
В свою очередь из России в Среднюю Азию возвращались прекрасные ткани - набивные ситцы с рисунком ориентированным на вкусы местного населения с имитацией абровых узоров, характерных для традиционных шелковых и полушелковых тканей.
Так в предреволюционные годы российское хлопководство достигло наивысшего развития. Из хлопка вырабатывали ситец, батист, миткаль, бязь, коленкор, кретон. Кроме одежды выпусками обивочные и мебельные ткани. Уже к 1912 году, в общем количестве вырабатываемых тканей на фабриках России на хлопчатобумажные приходилось - 65%, на традиционные льняные - всего 14,5%.
Слава русских набивных ситцев вышла далеко за пределы страны. Московские, Владимирские, Ярославские, Тверские текстильные фабрики к этому времени были оснащены по последнему слову техники. Изобретение анилиновых красителей и нанесение рисунка с помощью многовальных ситцепечатных машин позволило многократно увеличить выпуск и ассортимент тканей.
Искусственные красители особенно успешно использовались в набивной технике нанесения рисунка. Фабрики так и назывались - ситценабивные. Понятие "набойка" относится к ручному способу получения рисунка на полотне.
С помощью набойки - узорной деревянной доски, обмакивая её в краску определенного цвета, наносился цвет или контур, как печать на бумагу. Следующая доска - более темный цвет. На доски набивали гвоздики для получения более тонкого рисунка.
Тогда в регионах повсеместно была распространена домотканая материя. Основными видами были некрашеный карбос, полосатая алача и калами, из которых шили нательные рубахи, из украшенных ручной набойкой полотен делали одеяла, матрасы. Из тонкой кисеи - хоса и дока - чалмы.
Изучая тему ситценабивных тканей, заглянула в свою книгу "Русские узорные ткани", изданную Государственным Историческим музеем. Столько красоты! Со временем мастерство набойщиков доходило до такого совершенства, что до сих можно увидеть, например, павловопосадские платки с ручной набойкой невероятно сложных узоров и палитрой.
В советское время хлопок стал символом процветания не только хлопководческих регионов СССР: Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Азербайджана, но и всей страны.
Выращивание хлопка превратилось в грандиозный государственный проект. О нем рассказывали, прославляя нелегкий труд хлопкоробов и воспевая хлопок в произведениях искусства.
Белая хлопковая коробочка стала узнаваемым символом в гербах все пяти республик: Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Азербайджана.
Оказывается, хлопок - это не только текстильная продукция, но стратегически важное сырье для производства пороха. В 1930-50-е годы тема хлопка приобрела особую актуальность. В коллекции музея сохранилось множество агитационных плакатов. Призывы к активному труду, борьба с лентяями, гордость за свою работу- основная воспитательная тема.
Все для фронта, все для победы - военный плакат с важной темой производства хлопка вышел на первое место. В послевоенное время прославлялся ударный труд хлопкороба на благо всей страны.
Образ хлопка особенно активно популяризировался в 1960-1970-е годы. В это время сельское хозяйство Узбекистана было полностью переориентировано на выращивание хлопчатника.
Его вышивали на золотошвейный бухарских тюбетейках, изображали на узбекских керамических блюдах-ляганах.
Далеко за пределами Узбекистана получили распространение чайники и пиалы с белыми коробочками хлопчатника на синем, красном или оранжевом фоне.
В Ташкентском метро в 1977 году открылась станция "Пахтакор" (Хлопкороб), украшенная узорами в виде хлопка.
Стилизованное изображение коробочки хлопка органично вписалось в традиционную систему орнамента.
Не могу судить - во благо или нет целенаправленно развивалось хлопководство в советское время, но на стенде в музее в сопроводительной статье к выставке была такая заключительная фраза:
Все эти "хлопковые" артефакты, сохранившиеся на постсоветском пространстве, еще долго будут напоминать как о благих намерениях, так и о пагубных последствиях непродуманных действий человека на пути становления советского хлопководства.