Найти в Дзене

Его называют "Белое золото"

Всегда интересно узнавать что-то новое. Сходишь на выставку, в театр или в музей и голова наполняется мыслями, идеями, фактами. Погружаешься в те области, о которых знаешь лишь понаслышке или восстанавливаешь то, что забыто. Например, о том, почему "белым золотом" называли хлопок, напомнила выставка в музее Востока "Белое золото. Холопок в искусстве Советского Востока".

А.А. Абдуллаев. Портрет стахановки Т. Кадыровой. Узбекистан. 1947 г. ГМВ
А.А. Абдуллаев. Портрет стахановки Т. Кадыровой. Узбекистан. 1947 г. ГМВ

Почему "белое золото"? Оказывается текстильная промышленность в дореволюционной России развивалась так бурно, а потребность в качественном сырье так возрастала, что сырья не хватало.

Л.А. Ильина. Белое золото. Киргизия. Начало 1960-х
Л.А. Ильина. Белое золото. Киргизия. Начало 1960-х

Поставки хлопка из Северной Америки сократились в 1860-е годы из-за разразившейся там Гражданской войны. В эти же годы, после присоединения Туркестанского края к России, появилась своя сырьевая база. Хлопок, который поначалу получали из Средней Азии был невысокого качества и для машинной обработки непригоден.

А.Н. Волков. Сбор хлопка. Узбекистан 1931г. ГТГ
А.Н. Волков. Сбор хлопка. Узбекистан 1931г. ГТГ

Московские текстильные фабриканты обосновались в Туркестане, организовывая скупку хлопка у населения, сооружая хорошо оборудованные хлопкоочистительные заводы. Началось бурное развитие промышленного хлопководства, чему способствовало введение пошлин на импортный хлопок и строительство Оренбургско-Ташкентской железной дороги в 1880-е г.

Многим казалось, что хлопковые плантации, подобно золотым приискам, сулят быструю наживу. Тогда хлопок нарекли белым золотом.

Коробочка хлопка
Коробочка хлопка
А.В. Николаев. Белое золото. Узбекистан. 1934. ГМВ
А.В. Николаев. Белое золото. Узбекистан. 1934. ГМВ

В свою очередь из России в Среднюю Азию возвращались прекрасные ткани - набивные ситцы с рисунком ориентированным на вкусы местного населения с имитацией абровых узоров, характерных для традиционных шелковых и полушелковых тканей.

Из книги "Русские узорные ткани". ГИМ. Узбекская женская одежда-калтача. Конец XIX в. Бухара. Подкладка из кумачевого набивного ситца русской мануфактуры.
Из книги "Русские узорные ткани". ГИМ. Узбекская женская одежда-калтача. Конец XIX в. Бухара. Подкладка из кумачевого набивного ситца русской мануфактуры.
Женский халат мунисак. Узбекистан. Район Ферганы. 1890. Покрывало гулькурпа. Х/б ткань, ручное ткачество, набойка. Узбекистан. Район Бухары. 1900-е.
Женский халат мунисак. Узбекистан. Район Ферганы. 1890. Покрывало гулькурпа. Х/б ткань, ручное ткачество, набойка. Узбекистан. Район Бухары. 1900-е.

Так в предреволюционные годы российское хлопководство достигло наивысшего развития. Из хлопка вырабатывали ситец, батист, миткаль, бязь, коленкор, кретон. Кроме одежды выпусками обивочные и мебельные ткани. Уже к 1912 году, в общем количестве вырабатываемых тканей на фабриках России на хлопчатобумажные приходилось - 65%, на традиционные льняные - всего 14,5%.

Из книги "Русские узорные ткани". ГИМ. Одежда крестьянки Московской губ. Кофта и юбка из набивного кубового фабричного ситца. Платок ситцевый кумачевый набивной.
Из книги "Русские узорные ткани". ГИМ. Одежда крестьянки Московской губ. Кофта и юбка из набивного кубового фабричного ситца. Платок ситцевый кумачевый набивной.

Слава русских набивных ситцев вышла далеко за пределы страны. Московские, Владимирские, Ярославские, Тверские текстильные фабрики к этому времени были оснащены по последнему слову техники. Изобретение анилиновых красителей и нанесение рисунка с помощью многовальных ситцепечатных машин позволило многократно увеличить выпуск и ассортимент тканей.

Штамп калиб для набойки. Дерево, резьба. Узбекистан.
Штамп калиб для набойки. Дерево, резьба. Узбекистан.

Искусственные красители особенно успешно использовались в набивной технике нанесения рисунка. Фабрики так и назывались - ситценабивные. Понятие "набойка" относится к ручному способу получения рисунка на полотне.

Набивная ткань.
Набивная ткань.

С помощью набойки - узорной деревянной доски, обмакивая её в краску определенного цвета, наносился цвет или контур, как печать на бумагу. Следующая доска - более темный цвет. На доски набивали гвоздики для получения более тонкого рисунка.

И.А. Жданов. Мастер набойки Саидов из Ура-Тюбе. 1980.
И.А. Жданов. Мастер набойки Саидов из Ура-Тюбе. 1980.

Тогда в регионах повсеместно была распространена домотканая материя. Основными видами были некрашеный карбос, полосатая алача и калами, из которых шили нательные рубахи, из украшенных ручной набойкой полотен делали одеяла, матрасы. Из тонкой кисеи - хоса и дока - чалмы.

Женский халат мунисак. Узбекистан. Район Ферганы. 1890. Шелк шойи (икат), окантовка тесьмой и адрасом.
Женский халат мунисак. Узбекистан. Район Ферганы. 1890. Шелк шойи (икат), окантовка тесьмой и адрасом.

Изучая тему ситценабивных тканей, заглянула в свою книгу "Русские узорные ткани", изданную Государственным Историческим музеем. Столько красоты! Со временем мастерство набойщиков доходило до такого совершенства, что до сих можно увидеть, например, павловопосадские платки с ручной набойкой невероятно сложных узоров и палитрой.

Из книги "Русские узорные ткани". ГИМ. 5. Платок хлопкато-бумажный набивной. Влад. губ. Ручная набивка. Шуя. Товарищество мануфактур Степана Посылина.
Из книги "Русские узорные ткани". ГИМ. 5. Платок хлопкато-бумажный набивной. Влад. губ. Ручная набивка. Шуя. Товарищество мануфактур Степана Посылина.

В советское время хлопок стал символом процветания не только хлопководческих регионов СССР: Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Азербайджана, но и всей страны.

С.Ф. Ракова. Декоративное блюдо "Сборщицы хлопка". 1958.
С.Ф. Ракова. Декоративное блюдо "Сборщицы хлопка". 1958.

Выращивание хлопка превратилось в грандиозный государственный проект. О нем рассказывали, прославляя нелегкий труд хлопкоробов и воспевая хлопок в произведениях искусства.

Н.Г. Карахан. Окучка хлопка. Узбекистан. 1934. ГМВ
Н.Г. Карахан. Окучка хлопка. Узбекистан. 1934. ГМВ
К.Б. Бекмурадов. Сушка хлопка. Туркмения. 1973.
К.Б. Бекмурадов. Сушка хлопка. Туркмения. 1973.
Н.И. Курзин. Ударная женская бригада. Узбекистан. 1934
Н.И. Курзин. Ударная женская бригада. Узбекистан. 1934
Ш.Г. Мангасаров. На сборе хлопка. Азербайджан. 1933. ГМВ
Ш.Г. Мангасаров. На сборе хлопка. Азербайджан. 1933. ГМВ

Белая хлопковая коробочка стала узнаваемым символом в гербах все пяти республик: Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Азербайджана.

Декоративное панно с гербом Таджикской ССР. 1945. Таджикистан.
Декоративное панно с гербом Таджикской ССР. 1945. Таджикистан.

Оказывается, хлопок - это не только текстильная продукция, но стратегически важное сырье для производства пороха. В 1930-50-е годы тема хлопка приобрела особую актуальность. В коллекции музея сохранилось множество агитационных плакатов. Призывы к активному труду, борьба с лентяями, гордость за свою работу- основная воспитательная тема.

"Мы должны передать государству урожай хлопка, не загубив ни одной коробочки" 1948.
"Мы должны передать государству урожай хлопка, не загубив ни одной коробочки" 1948.
"Все мужчины- на сбор хлопка!"
"Все мужчины- на сбор хлопка!"
Плакат "Хлопок-фронту". Всходы прореживай-рук не жалей, землю полив-кетменями разбей. Снимешь фашисту на гибель -белое золото наших полей.
Плакат "Хлопок-фронту". Всходы прореживай-рук не жалей, землю полив-кетменями разбей. Снимешь фашисту на гибель -белое золото наших полей.

Все для фронта, все для победы - военный плакат с важной темой производства хлопка вышел на первое место. В послевоенное время прославлялся ударный труд хлопкороба на благо всей страны.

Н.С. Бегляров. Караван с хлопком. Туркмения. 1933.
Н.С. Бегляров. Караван с хлопком. Туркмения. 1933.
Н.Г. Карахан. Сбор хлопка. Узбекистан. 1945.
Н.Г. Карахан. Сбор хлопка. Узбекистан. 1945.

Образ хлопка особенно активно популяризировался в 1960-1970-е годы. В это время сельское хозяйство Узбекистана было полностью переориентировано на выращивание хлопчатника.

Г.С. Чернухин. Сбор хлопка. Узбекистан. 1985.
Г.С. Чернухин. Сбор хлопка. Узбекистан. 1985.
С.Ф. Ракова. Блюдо "Две девочки". Узбекистан. Керамика, подглазурная роспись. 1958.
С.Ф. Ракова. Блюдо "Две девочки". Узбекистан. Керамика, подглазурная роспись. 1958.

Его вышивали на золотошвейный бухарских тюбетейках, изображали на узбекских керамических блюдах-ляганах.

Х. Палванов. Блюдо. Риштанский керамический комбинат. Керамика. Узбекистан. 1977
Х. Палванов. Блюдо. Риштанский керамический комбинат. Керамика. Узбекистан. 1977

Далеко за пределами Узбекистана получили распространение чайники и пиалы с белыми коробочками хлопчатника на синем, красном или оранжевом фоне.

Ваза. Узбекистан. Ташкент. 1961
Ваза. Узбекистан. Ташкент. 1961

В Ташкентском метро в 1977 году открылась станция "Пахтакор" (Хлопкороб), украшенная узорами в виде хлопка.

Станция метро. Ташкент. Фото из интернета.
Станция метро. Ташкент. Фото из интернета.

Стилизованное изображение коробочки хлопка органично вписалось в традиционную систему орнамента.

Декоративное панно.
Декоративное панно.
Образец ситца для республик Средней Азии "Хлопок, челноки". 1931. Большая Ивано-Вознесенская Мануфактура.
Образец ситца для республик Средней Азии "Хлопок, челноки". 1931. Большая Ивано-Вознесенская Мануфактура.
М.К. Рахимов. Ваза "25 лет Узбекской ССР". Узбекистан. 1949
М.К. Рахимов. Ваза "25 лет Узбекской ССР". Узбекистан. 1949
1. Д.Д. Каипова. Халат "Пахта". 2022. Узбекистан. Ташкент. 2. Панно "Сталинская конституция". 1930-е. Узбекистан. Вышивка, аппликация.
1. Д.Д. Каипова. Халат "Пахта". 2022. Узбекистан. Ташкент. 2. Панно "Сталинская конституция". 1930-е. Узбекистан. Вышивка, аппликация.
Молитвенный коврик джойнамоз. Узбекистан. 1950-е. Сатин, х/б нити.
Молитвенный коврик джойнамоз. Узбекистан. 1950-е. Сатин, х/б нити.
Д. Каипова. Халат "Кремль". Узбекистан. Ташкент. 2022. Адрас (хлопок), икат.
Д. Каипова. Халат "Кремль". Узбекистан. Ташкент. 2022. Адрас (хлопок), икат.

Не могу судить - во благо или нет целенаправленно развивалось хлопководство в советское время, но на стенде в музее в сопроводительной статье к выставке была такая заключительная фраза:

Все эти "хлопковые" артефакты, сохранившиеся на постсоветском пространстве, еще долго будут напоминать как о благих намерениях, так и о пагубных последствиях непродуманных действий человека на пути становления советского хлопководства.