Найти в Дзене

5 недобросовестных практик финансовых организаций, с которыми можно бороться

В пятницу приняла участие в Круглом столе на тему защиты добросовестных участников гражданско-правовых обязательств, где финансовым уполномоченным Новаком Д.В. были озвучены практики, к которым часто прибегают недобросовестные финансовые организации (банки, страховщики, МФО), заключая договоры с потребителями. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист Анастасия Елисеева». Буду рада видеть вас среди его подписчиков! Случаи распространенные, поэтому хочу ими поделиться. 1. Навязывание дополнительных платных услуг, стоимость которых может составлять большую часть от суммы выданного займа или даже превышать его. Потребитель заключает договор займа небольшой суммы на короткий срок (например, 3000 рублей на несколько дней). При оформлении займа потребитель получает ряд дополнительных услуг с сомнительной ценностью, например, страхование от несчастных случаев, смс-информирование, ДМС, предоставление кредитного рейтинга и т.п. Как правило, в таких ситуациях все за

В пятницу приняла участие в Круглом столе на тему защиты добросовестных участников гражданско-правовых обязательств, где финансовым уполномоченным Новаком Д.В. были озвучены практики, к которым часто прибегают недобросовестные финансовые организации (банки, страховщики, МФО), заключая договоры с потребителями.

Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист Анастасия Елисеева». Буду рада видеть вас среди его подписчиков!

Случаи распространенные, поэтому хочу ими поделиться.

1. Навязывание дополнительных платных услуг, стоимость которых может составлять большую часть от суммы выданного займа или даже превышать его.

Потребитель заключает договор займа небольшой суммы на короткий срок (например, 3000 рублей на несколько дней).

При оформлении займа потребитель получает ряд дополнительных услуг с сомнительной ценностью, например, страхование от несчастных случаев, смс-информирование, ДМС, предоставление кредитного рейтинга и т.п.

Как правило, в таких ситуациях все заявки на доп. услуги подписываются одной простой электронной подписью, что считается навязыванием услуг.

При этом даже без навязывания такая практика признается недобросовестной и потребитель вправе требовать возврата денег, уплаченных за такие «услуги».

2. Предложение потребителю дополнительных услуг с низкой потребительской ценностью, которые считаются оказанными в момент выдачи кредита.

Одновременно с кредитным договором потребителю предлагается приобрести пакет дополнительных услуг, например, консультация по кредитным продуктам, курсы по «повышению финансовой грамотности», техническая работа (описание таких услуг отсутствует).

Такие услуги оказываются потребителю в момент выдачи кредита. Вместе с кредитным договором могут быть подписаны и акты приема-передачи оказанных услуг.

При отказе потребителя от пакета дополнительных услуг стоимость «уже оказанных услуг» финансовыми организациями не возвращается.

Однако такие практики признаются недобросовестными, так как «услуга» состоит в предоставлении общедоступной информации, финансовые организации не могут предоставить информацию о том, что конкретно было сделано во исполнение «услуги», а также документы, подтверждающие несение расходов на оказание этих «услуг». Потребитель вправе требовать возврата денег за такие «услуги».

3. Банки списывают задолженности с банковских вкладов, при наличии денег на текущих счетах. В результате чего потребитель теряет проценты по вкладу.

Такая практика признается недобросовестной: при наличии денежных средств на текущих счетах списание необходимо производить именно с них. Незаконно не выплаченные проценты по вкладу подлежат выплате потребителю.

4. Денежные средства с банковского вклада были переведены мошенниками, далее банк признал операцию мошеннической и вернул деньги потребителю, но уже без процентов по вкладу, так как вклад «был закрыт досрочно».

В данных ситуациях банки ссылаются на отсутствие технической возможности восстановить старый вклад.

Такая практика также является недобросовестной. Так как операция была аннулирована, нет оснований для невыплаты гражданину процентов по вкладу.

5. При оформлении полиса КАСКО в электронной форме страховщики не всегда направляют в адрес потребителя правила страхования, хотя в полисе есть отметка о том, что правила страхования вручены потребителю.

Очень часто электронные полисы содержат только ссылку на сайт страховщика, где размещены вообще все правила страхования, когда-либо опубликованные страховщиком.

В такой ситуации потребителю сложно определить, какие именно правила распространяются именно на его договор. На момент наступления страхового случая эти правила вообще могут быть удалены с сайта.

Такая практика также признается недобросовестной и нарушающей права потребителей.

P.S. Больше публикаций можно найти на моем Телеграм-канале " Канал юриста Анастасии Елисеевой ". Добро пожаловать!

Записаться на платную консультацию

(семейный юрист, защита прав потребителей)

Телегам @eliseevalawyer

Сайт eliseevalawyer.ru