Найти в Дзене
Искра Кунгур Сайт

Капитан кунгурской полиции Дмитрий Ваганов: «Кунгуряки, введённые в заблуждение, лишались не только денег, но и транспортных средств и даже

Начальник отделения по раскрытию преступлений в сфере информационных технологий Дмитрий Ваганов Мошенники не дремлют. За уходящий 2025 год жители Кунгурского округа «подарили» телефонным обманщикам в общей сумме более 80 миллионов рублей. Отдавали сбережения, брали кредиты, продавали машины и квартиры - только потому, что им позвонил какой-то неизвестный человек, который им никто и звать его никак. О том, какие современные схемы используют злоумышленники и как этому противостоять, «Искре» рассказал начальник отделения по раскрытию преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий МО МВД России «Кунгурский» капитан полиции Дмитрий Ваганов. - Дмитрий Михайлович, как складывается в Кунгурском округе криминогенная обстановка, связанная с телефонным мошенничеством? - С начала 2025 года кунгурским отделом полиции зарегистрировано около 500 преступлений, связанных с дистанционным хищением денежных средств, общая сумма ущерба составила более 80 миллионов рублей. По указанию м
Начальник отделения по раскрытию преступлений в сфере информационных технологий Дмитрий Ваганов
Начальник отделения по раскрытию преступлений в сфере информационных технологий Дмитрий Ваганов

Мошенники не дремлют. За уходящий 2025 год жители Кунгурского округа «подарили» телефонным обманщикам в общей сумме более 80 миллионов рублей. Отдавали сбережения, брали кредиты, продавали машины и квартиры - только потому, что им позвонил какой-то неизвестный человек, который им никто и звать его никак.

О том, какие современные схемы используют злоумышленники и как этому противостоять, «Искре» рассказал начальник отделения по раскрытию преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий МО МВД России «Кунгурский» капитан полиции Дмитрий Ваганов.

- Дмитрий Михайлович, как складывается в Кунгурском округе криминогенная обстановка, связанная с телефонным мошенничеством?

- С начала 2025 года кунгурским отделом полиции зарегистрировано около 500 преступлений, связанных с дистанционным хищением денежных средств, общая сумма ущерба составила более 80 миллионов рублей. По указанию мошенников кунгуряки переводят как личные накопления, так и деньги, взятые в кредит. Суммы ущерба составляют от нескольких десятков тысяч до почти 10 миллионов рублей. Также мы сталкивались с ситуациями, когда жители, введённые в заблуждение, лишались не только денежных средств, но и транспортных средств и даже своих квартир.

- Какие основные способы используют мошенники, чтобы обмануть граждан?

- Предлогов и способов обмана за годы работы мошенники выработали достаточно много, каждый день мы сталкиваемся с каким-либо новым способом мошенничества, но все они построены на одной и той же психологической концепции. Сначала мошенники пытаются заинтересовать жертву, затем запугать, а после «подарить надежду», и именно на этом этапе и происходит хищение денежных средств. Одна из самых популярных на сегодняшний день схем такая: сначала жертве поступает звонок с неизвестного номера (представляются сотрудником сотовой компании, пенсионной системы, сотрудником почты и т.д.) и под любым предлогом выманивают код из смс-сообщения, который сами же и отправили.

- То есть после психологической обработки человек уже «попался на крючок», вступил в беседу с мошенниками и начал выполнять их просьбы?

- Да, на этом и построен обман. Вскоре ему звонит второй участник мошеннической схемы и сообщает жертве, что тот только что разговаривал с мошенниками, и из-за того что он передал код из смс-сообщения, те взломали его учётную запись на портале «Госуслуги» и в настоящее время мошенники, имея доступ к его персональным данным, оформляют на его имя доверенность на снятие денежных средств со счетов и оформление кредитов в банках.

- А на самом деле?

- На самом деле ваши «Госуслуги» никто не взламывал, мошенники просто блефуют. На этой ступени мошеннической схемы жертву убеждают, что выход из ситуации есть, но нужно действовать быстро и решительно, чтобы спасти свои деньги. Человек начинает нервничать и теряет остатки самообладания. Далее ему поступает третий звонок от имени какого-нибудь серьёзного учреждения, чтобы сильнее напугать - мошенники могут представиться сотрудниками прокуратуры, ФСБ, Центробанка, военно-следственного отдела и так далее. На этом этапе лже-сотрудник ФСБ сначала просит снять все накопления и положить их на «безопасный счёт», а потом сходить в банк и оформить «зеркальный кредит», чтобы он не достался мошенникам, и эти деньги также отправить на безопасный счёт.

- Здесь человек совсем теряется и послушно выполняет все приказания неизвестных сотрудников? Верит на слово неизвестным?

- Если мошенникам не верят, то они могут для усиления эффекта выслать вам фото своих липовых удостоверений, доверенностей и прочих документов, которые без всякого труда «рисуют» сами. В конечном итоге те, кто дослушал «сотрудника сотовой связи», «сотрудника «Госуслуг» и «сотрудника ФСБ» до конца, остаётся без денег и с многомиллионными кредитами. Психологическое воздействие мошенников на жертву настолько сильное, что бывают примеры, когда мы останавливаем граждан на третьем звонке «от сотрудника ФСБ» благодаря родственникам жертвы или же сотрудникам банка, которые заметили странность в поведении клиента. При беседе с настоящими сотрудниками полиции жертвы мошенников говорить отказываются, выглядят как загипнотизированные и даже в отделе полиции не хотят рассказать, что с ними случилось.

- И вновь мы возвращаемся к вопросу: как не попасться на уловки мошенников?

- На данный вопрос мы однозначно скажем: не отвечайте на звонки с неизвестных номеров! Но мы понимаем, что ситуации бывают всякие - кто-то ждёт звонка по работе, кто-то оставлял объявление о продаже имущества и оставил свой номер. В таких случаях поневоле возьмёшь трубку, даже если номер незнаком. Здесь сотрудники полиции дают следующую рекомендацию: если вы взяли трубку с неизвестного номера и на другом конце вам говорят, что с вами разговаривает сотрудник какой-либо организации (сотовой связи, Пенсионного фонда, почты, банка, МФЦ, полиции), однозначно нужно понимать, что сотрудникам любой из этих организаций строго запрещено решать какие-либо вопросы по телефону. По телефону вас могут только пригласить в офис для дальнейшего разбирательства в вашей ситуации и не более. Никто из вышеперечисленных организаций не станет просить граждан передать код из смс-собщения, снять деньги со счёта, оформить кредит, продать квартиру или машину. Всё это делают исключительно мошенники!

- Дмитрий Михайлович, что сейчас делается для того, чтобы снизить количество телефонных мошенничеств?

- В обществе принято думать, что данные преступления совершаются откуда-то из-за границы. Отчасти это правда, однако ни одно такое преступление невозможно совершить без помощи посредников, проживающих на территории РФ, которые помогают мошенникам выводить похищенные денежные средства. Таких посредников называют - дроперы. Мошенники, обманув жертву, не могут сразу же вывести похищенные денежные средства на свой счёт или на счёт за границу. Для этого они используют банковские карты посредников. За последние годы мошенники создали целую сеть по выводу похищенных денежных средств на банковские карты граждан РФ, которыми, как правило, становятся старшеклассники и студенты.

- Предоставлять свою карту для вывода денег - это уголовно наказуемое деяние?

- Да. Федеральным законом №176-ФЗ внесены поправки в статью 187 УК РФ, согласно которой с 5 июля 2025 года введена уголовная ответственность за передачу банковской карты третьему лицу, а также осуществление переводов по своему банковскому счёту по указанию третьего лица в его интересах из корыстной заинтересованности. Данные деяния квалифицируются по частям 3 и 4 статьи 187 УК РФ. Предусмотрена уголовная ответственность за приобретение чужой банковской карты и осуществление неправомерных операций по ней. Кроме того, указанные граждане, согласно статье 1102 ГК РФ, обязаны вернуть денежные средства, необоснованно поступившие на их счёт. В Кунгурском округе только за этот год сотрудниками полиции были допрошены более 15 дроперов по уголовным делам, связанным с мошенничеством. Все указанные лица попали в базу данных Центрального банка как мошенники и более не могут использовать свои банковские счета никогда.

- Часто возникает вопрос: откуда у мошенников так много телефонных номеров, с которых они звонят людям?

- Вопрос хороший. Мошенники нередко берут эти номера в аренду у обычных граждан. Кстати, с 1 сентября 2025 года вступил в силу федеральный закон №282-ФЗ, который вводит статью 274.3 УК РФ «Незаконное использование абонентского терминала пропуска трафика или виртуальной телефонной станции». Что это значит? Звонки из-за границы в РФ в настоящий момент затруднены, в мессенджерах звонки также часто приостанавливаются, в связи с чем мошенники вынуждены использовать для звонков жертвам обычные сотовые телефоны российской номерной ёмкости. Для этого, чтобы остаться незамеченными, они придумали новые схемы - «сдай сотовый телефон в аренду на несколько часов». Также, как и с «дроперами» в мессенджерах, старшеклассников и студентов мошенники уговаривают сдать сотовые телефоны в аренду на несколько часов. За это время с их номеров они успевают позвонить предполагаемым жертвам, а номер, сданный в аренду, попадает в список мошеннических номеров и в скором времени будет заблокирован, а к его владельцу придут сотрудники полиции.

- В заключение хочу обратиться к старшеклассникам и студентам Кунгурского округа. Ни под каким видом не передавайте свои банковские карты третьим лицам, не передавайте доступ к мобильным приложениям своих банков, а также не передавайте доступ к своему мобильному телефону! Помните, что мошенники используют их для обмана граждан, которыми могут оказаться и ваши родственники.

Подготовил Дмитрий Спиридонов
Фото: Людмила Дмитриева

Газета «Искра» № 115 (17351) от 04.12.2025 г.

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru