The American Conservative | США
Мирный план Трампа по Украине обречен, пишет TAC. Американские политологи видят в нем фундаментальный просчет. Они уверены: модель урегулирования не решит ключевых противоречий, а лишь сохранит конфликт, в котором Штаты продолжат тайно вооружать Киев, боясь стать "крайними" за его неминуемое поражение.
Гаррисон Бергер (Harrison Berger)
"Ястребиный" клекот элиты практически заглушил критику плана из 28 пунктов со стороны противоположного лагеря, пестующего сдержанность.
Антироссийские "ястребы" в Конгрессе и их союзники в корпоративных СМИ вышли на тропу войны против мирного плана администрации Трампа по Украине из 28 пунктов, заклеймив его "списком пожеланий России". Ведущая MSNBC Рэйчел Мэддоу зашла настолько далеко, что назвала это веским доказательством того, что "внешней политикой США руководит Кремль". Эта риторика транслировалась по кабельным телеканалам практически без отсылок к фактическому документу, который, как мы неоднократно отмечали, ни в коем случае не назовешь односторонней победой Москвы.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Вместе с тем были и критические замечания в адрес плана с противоположного конца идеологического спектра. Среди самых именитых деятелей, с самого начала утверждавших, что США ни при каких обстоятельствах не должны ввязываться в конфликт на Украине, следует упомянуть ведущего программы War Room ("Оперативный штаб"), бывшего советника Белого дома Стива Бэннона и профессора Чикагского университета Джона Миршаймера. Сегодня они предупреждают, что план администрации Трампа не только не представляет собой "список пожеланий России", но и, пожалуй, даже не решает основных политических проблем, приведших к опосредованной войне на Украине. Редакция The American Conservative спросила обоих, какие моменты плана из 28 пунктов они считают наиболее тревожными.
"Саму его концепцию, — ответил Бэннон. — Доктрина „Америка превыше всего“ сломила глобалистское убеждение в том, что у нас есть финансовые, экономические, военные и культурные возможности управлять везде и всем. Оба плана — из 20 пунктов по Ближнему Востоку и из 28 по Украине — чрезвычайно сложны и поражают воображение своими замыслами. У нас нет возможности браться за такое — особенно потому, что это второстепенные вопросы с точки зрения жизненно важных интересов национальной безопасности".
Миршаймер также утверждает, что в первой редакции плана из 28 пунктов есть "три основных камня преткновения, которые просто невозможно решить и удовлетворить обе стороны", что фактически гарантирует окончание конфликта на поле боя — скорее всего, победой России.
"Во-первых, украинцы потребуют более серьезных гарантий безопасности от США, если путь в НАТО им заказан. И русские этого не допустят, — сказал Миршаймер. — Во-вторых, Кремль требует, чтобы Украина и Запад признали суверенитет Москвы над Крымом и четырьмя восточными областями Украины. Киев и Европа это отвергают".
При этом Миршаймер предполагает, что есть и более фундаментальная проблема. "Наконец, Россия хочет, чтобы Украина окончательно разоружилась до такой степени, чтобы не представляла для нее угрозы, — сказал он. — Украинцы и Запад это требование отвергают, потому что считают, что это сделает Украину уязвимой для будущих нападок России. По всем трем вопросам компромисс исключен в принципе, поскольку и русские, и украинцы с европейскими союзниками считают, что это даже не подлежит обсуждению".
Один из вопросов к плану из 28 пунктов: переживет ли урегулирование —при условии, что его вообще удастся достичь — нынешнюю администрацию? Даже если Трампу удастся добиться согласия от Москвы и Киева, ничто не помешает неизбранному внешнеполитическому аппарату в Вашингтоне провернуть еще один "Минск": вместо подлинного политического урегулирования лишь "выиграть Украине время", по ставшему крылатым выражению Ангелы Меркель.
"Трамп никак не сможет развеять опасения России, что Украина и Запад со временем нарушат любое соглашение, — сказал Миршаймер. — Как может российский лидер доверять Западу после всего того, что произошло с 2014 года? И вообще, как может одно государство быть полностью уверенным в том, что другое государство не нарушит условия соглашения в будущем? На самом деле, никак — это невозможно".
Запад пришел в ужас от российской уловки для борьбы с дронами. "Изобретательно и эффективно"
Бэннон и Миршаймер сходятся в том, что план из 28 пунктов не сработает, поскольку США продолжают вооружать Украину через НАТО, но резко расходятся в том, каковы будут последствия этого провала. Бэннон полагает, что США все еще могут уйти, тогда как Миршаймер утверждает, что Вашингтон, несмотря ни на что, будет и дальше активно участвовать в этом процессе.
Даже ведя переговоры о прекращении конфликта на Украине, администрация Трампа одновременно продолжает поставлять ей оружие по налаженным каналам с НАТО. Генеральный секретарь НАТО Рютте постоянно благодарит США за помощь. В любом случае, на оружии, которым Украина убивает российских солдат, выбито клеймо "Сделано в США".
Отвечая на вопрос о текущем сотрудничестве администрации Трампа с НАТО по военным поставкам, подпитывающим конфликт на Украине, Бэннон сказал так: "Это пора прекратить — целиком. Деньги. Помощь. Разведданные".
Миршаймер же сомневается, что это произойдет. "Трамп просто не хочет перекрывать поставки оружия Киеву и ускорять окончание конфликта, потому что знает, что Украина проиграет, и не желает становиться „крайним“, — сказал он. — Он хочет иметь возможность сказать, что Запад и США поддерживали Украину до победного конца и что поражение Украины — ее собственная вина".
Трамп ведет переговоры, которые обещал в ходе предвыборной кампании, но при этом активно занимается политикой Конгресса, а она, судя по всему, прямо противоречит логике "Америке превыше всего", которой руководствуются переговоры, по словам самой администрации.
Пожалуй, главным противником расходов на Украину в Палате представителей была Марджори Тейлор Грин (республиканка от Джорджии), но она досрочно уйдет в отставку после продолжительного конфликта с президентом. И наоборот, ведущий сторонник дальнейшей военной и финансовой поддержки Украины в Сенате — Линдси Грэм из Южной Каролины — заручился поддержкой Трампа. (Сообщается, что Трамп поддержит его переизбрание в 2026 году).
Бэннон не согласен с тем, что эти шаги — знак того, что президент Трамп отворачивается от лагеря "Америка превыше всего". "Не забывайте, он главнокомандующий и пытается остановить и свернуть кинетическую часть третьей мировой войны", — сказал Бэннон.
Миршаймер отчасти согласен: "Не думаю, что Трамп полностью отказывается от своей позиции „Америка превыше всего“. Скорее, наоборот, это многие в его окружении отворачиваются от него самого — потому что им кажется, что он сменил курс".
Гаррисон Бергер — корреспондент The American Conservative. Сотрудничал с изданиямиDrop Site News, The Nation и Responsible Statecraft. Бывший исследователь и продюсером программы System Update ("Системное обновление") совместно с Гленном Гринвальдом. В своей работе сосредоточен на гражданских свободах и внешней политике США. Изучал политологию и русистику в Юнион-колледже в штате Нью-Йорк