Вначале давайте договоримся различать ваше общее развитие и ваши профессиональные навыки.
Почему-то многие люди этих вещей не различают. Ваше развитие - это ваш общий культурный уровень, который позволяет вам ориентироваться в меняющемся мире и приспосабливаться к нему по мере необходимости. Ваши профессиональные навыки позволяют вам зарабатывать какие-то деньги прямо здесь и сейчас.
Если вы рассматриваете образование только как пропуск на работу, где вам будут платить деньги, то что вы будете делать, если работа закончится? Ну просто так вот, возьмет и закончится?
Перепрофилирование производства, массовые сокращения, устаревания производственных навыков...
Ваше образование, которое получено только для пропуска на работу станет совершенно бесполезным.
С этой точки зрения образование важно только если оно позволяет зарабатывать деньги.
Если деньги не зарабатываются, - значит образования у вас нет, правильно?
Так думают многие люди и именно эта категория людей очень часто "написывает" в комментах, что современное образование бесполезно для жизни и совершенно ничего не дает.
Теперь давайте рассмотрим образование с точки зрения саморазвития.
Допустим, что вы получили образование не как какой-то конкретный навык, который вам здесь и сейчас позволяет заработать немного денег, а как фундамент для вашего развития, который позволяет вам в дальнейшем наслаивать какие-то профессиональные компетенции и опять же зарабатывать конкретные деньги. В этом случае при потере работы вы не теряет совсем уж все, поскольку половина пути к новой работе у вас уже пройдена. Есть прочный фундамент, который позволяет вам быстро переквалифицироваться на новую смежную профессию или даже заняться вовсе чем-то другим.
Иногда, если образование достаточно фундаментальное, на новую профессию вам даже переучиваться почти не нужно. Просто ознакомились с новыми профстандартами и вперед.
Таким образом, проблема современного образования не в его наличии или отсутствии, а в его количестве и качестве. Вы сами должны разработать себе стратегию получения образования, то есть построить свою собственную образовательную траекторию. В книжке Конан Дойля про Шерлока Холмса, которого, кстати, в школе по литературе не изучают, Шерлок Холмс говорит Ватсону, что у него нет бесполезных знаний. Он говорит, что в отличае от людей, у которых мозг как чердак в доме заполнен всяким бесполезным хламом, его мозг похож на чердак, в котором в идеальном порядке хранятся только те вещи, которые ему точно нужны, которые он постоянно использует для жизни. То, что ему не нужно, он просто не изучал и не запоминал.
Следующий момент.
Востребованность образования тесно связана с развитием промышленности. Пока у нас проблемы с собственной промышленностью, можете забыть о востребованности образования. Приведу простой пример. Зайдите в любой сетевой магазин и попробуйте выбрать себе электрический чайник. Вот у меня сломался недавно чайник, я пошел покупать новый. Купил один, через неделю он сломался, выкинул. Купил еще один. Этот пока работает, но через месяц эксплуатации у него проржавело днище. Разумеется, полки в магазинах завалены электрочайниками, но если присмотреться, покупать нечего. Рынок практически пустой. Дело в том, что к этому товару есть определенный список требований. Во-первых, у чайника должна быть металлическая колба и металлическая крышка, так как если колба будет пластмассовая, в воду которую вы пьете постоянно будут попадать вредные химические вещества, которые выделяются из пластмассы при нагревании, а также в организм будут попадать частицы микропластика. Если вы один или два раза выпьете такую воду, ничего страшного конечно же не случится. Но если вы годами будете пользоваться таким чайником с пластиковой колбой, вы постоянно будете себя подтравливать. Далее, колба должна быть из нержавейки, а не из железа. Она РЖАВЕТЬ не должна, понимаете?
Так вот, на нашем рынке НЕТ сейчас чайников удовлетворяющих всем этим требованиям. Россия сама таких электрочайников не производит. Или может где-то и производит, но мне например, в магазинах не встречались.
Китай поставляет нам только пластмассовое одноразовое дер*мо. А все дело в том, что для того, чтобы произвести хороший электрочайник, требуется на самом деле много разных специалистов: инженеры по металлообработке, инженеры-электронщики, ученые, которые разработают новые материалы и электронные микросхемы. Вот вам и рабочие места для образованных людей. Если мы не производим свои электрочайники, значит у нас негде работать людям с инженерным образованием. Все это взаимосвязано. И то же самое можно сказать практически о любом современном товаре и любом современном производстве. Парадокс современного товарного рынка в том, что при кажущемся изобилии товаров покупать совершенно нечего. Я привел пример с чайником, но такая же ситуация и в пищевой и в легкой промышленности и в жилищном строительстве. Но, разумеется, так будет не всегда.
Рано или поздно процессы импортозамещения приведут к тому, что востребованность специалистов различного профиля станет гораздо выше, чем сейчас. И тут возникает важный момент. Образование - это не та вещь, которую можно просто купить. Я в том смысле, что заплатить за образование и приобрести его вы конечно можете, но сам процесс получения образования займет у вас достаточно большое время, как минимум несколько лет. За это время экономические условия нашей жизни могут существенно измениться. Поэтому если вы при получении образования будете ориентироваться только на сюиминутную прибыль и рассматривать получение образования только с точки зрения заработка и денежной выгоды, в "прекрасном" мире будущего вы можете оказаться не у дел.