Мы ценим винтажную вещь за её редкость и следы времени. Почему тогда для людей, особенно женщин, возраст не становится таким же маркером ценности, опыта и уникальности? Наоборот, приходится сражаться за своё достоинство, чтобы оставаться интересной и востребованной.
Мы говорили о запретах в одежде, эйджизме в найме после 50 лет, отношениях с мужчинами старше и младше - с необыкновенно открытой и разносторонне талантливой Татьяной Задирако. Таня - крутой эксперт в мире благотворительности, ее фонд «Социальный навигатор» оценивает эффективность работы некоммерческих организаций. Она училась в Сорбонне и Гарварде, преподает в МГУ, свободно говорит на двух языках, по-французски и по-английски.
В ее коллекции винтажа – более 500 предметов, включая одежду, сумки и аксессуары, а также мебель и картины. Любимая часть коллекции – шелковые платья 40-50х годов, вещи из кримплена 70-х и крокодиловые сумки. В конце интервью – 5 советов, как отличить псевдо-винтаж от настоящего.
После 50 найти работу в массовом порядке - беда
- На какой возраст вы себя сейчас ощущаете? По паспорту вам 60, а внутри?
- Я ощущаю себя на свои 60 лет. Сегодня 60 — это не то, что были 60 у моей бабушки. У нас в этом возрасте есть огромные возможности вести активную жизнь. Весь мой опыт, ошибки и достижения — со мной. Я не хочу от этого отказываться.
Недавно у нас в МГУ, где я преподаю в Высшей школе Бизнеса, была фотосессия, со студентами. Я сказала фотографу: «Никакой ретуши, ни одной морщины не убирать. Чтобы второй подбородок мой был виден. Если только светотень падает не так, можете подкорректировать». Студенты спросили: «Почему?». Я ответила: «Потому что я не хочу выглядеть, как старая тетка, которая пытается молодиться. Мое лицо — это то, как я прожила свою жизнь. Почему я должна от этого отказываться?». Я хочу быть собой.
- Легко ли найти работу после 50? Какую роль играет внешний вид и одежда?
- Эйджизм чудовищный, и HR-агентства, где работают в основном молодые люди до 40 - это дно и ад. Даже мой диплом Гарварда и Сорбонны скорее отпугивает, так как создает образ «слишком опытного» и дорогого специалиста. Спасает только уникальная горизонтальная экспертиза. Нужно постоянно развиваться в смежных областях, говорить о себе, быть заметным на форумах и конференциях.
Что касается дресс-кода для деловых переговоров, если я иду общаться мужчинами и мне нужно получить деньги, то готовлю разные образы для мужчин-собеседников 65+, 45+ и молодых 25-35 лет. Да, это манипуляция и сексизм, но эта тактика дает результат.
Как одеться для переговоров с мужчинами 30+, 45+ и 65+
- Очень интересно! А как, по вашему опыту, нужно одеться, чтобы получать деньги на проект или предложение о работе на переговорах с мужчинами?
- Для мужчины 65+ мы все – «девочки». Поэтому стиль - юбка, каблучки, аккуратные волосы, во взгляде - уважение к статусу и авторитету. Для мужчины 45+ подойдет строгий деловой стиль. Вы общаетесь на равных, как коллеги.
Совершенно иная динамика - с молодыми мужчинами, включая студентов. Здесь всё строится исключительно на вашей экспертизе. Им по большому счёту всё равно, как ты одета — даже с розовыми волосами ты будешь воспринята нормально, если за твоим образом стоит профессионализм, как у Вивьен Вествуд. Я вижу это по своим студентам в МГУ: они испытывают настоящее восхищение и уважение к взрослой женщине-эксперту, ценят её знания и опыт, которые помогают им строить карьеру. Это честные отношения, основанные на интеллектуальном обмене. К ним я могу повернуться своей экстравагантной и свободной стороной.
Главный совет для женщин 50+ на рынке труда: развивайте «горизонтальную» карьеру, не будьте скромными, говорите о себе и помните - ваши сильные стороны перевешивают любые возрастные ярлыки.
Я не хочу выглядеть, как старая тетка, которая пытается молодиться
- Можете дать пару ориентиров, на своем примере, - как можно развивать горизонтальную карьеру в старшем возрасте?
- Я выстраивала её кирпичиками, ставя себе конкретные задачи. Например, я решила расширить круг влияния и стать председателем комитета в Американской торговой палате — и стала. Решила стать публичным экспертом - начала больше выступать. Сначала меня не знали, но постепенно узнали. Винтаж из необходимости (мне нужны были платья в пол для светских раутов, и я нигде не могла их найти) стал сначала страстью, а затем – тоже экспертным менеджерским проектом.
Идите в образование. Уже 10 лет я преподаю в Высшей школе бизнеса МГУ, а также за рубежом (Казахстан, до этого - США). Создавайте инфраструктурные проекты. Я долго шла к созданию «Рэнкинга НКО» - это мой любимец, масштабный проект по оценке эффективности работы для всего некоммерческого сектора. Главный ориентир: ваша экспертиза должна становиться всё более «выпуклой» и разносторонней. Вы сами строите эти направления, и они работают не по вертикали, а по горизонтали, усиливая друг друга.
Парадокс возраста: вещи дорожают, люди - «дешевеют»
- Чему учит винтажная одежда в отношении возраста?
- Винтаж даёт ощущение связи с историей и комфорт. Ты прикасаешься к чему-то большему, чем твоя собственная жизнь. Например, пиджак вашей бабушки из Парижа 50-х, который идеально сидел на фигуре того времени, вы носите и сегодня. Он учит, что пропорции и мода цикличны, а настоящая вещь вне времени. Главное - интегрировать её в свой гардероб, чтобы подчеркнуть индивидуальность.
- Почему тогда в людях мы не ценим старинное, как в вещах?
- Отношение к старости говорит о зрелости общества. Двадцать лет назад богатые корпорации и филантропы, когда я приходила к ним, как фандрайзер, не хотели давать деньги на программы для пожилых, что было для меня удивительным. Я спрашивала: «Вы же тоже постареете, и ваша жизнь может сложится не так, как вы думаете сейчас?» История меняется: теперь у нас есть целые фонды, которые помогают пожилым, есть программы по долголетию, многие люди в 50 активны, как в 30.
Проблема в том, что на пенсии мы становимся беднее, сталкиваемся с эйджизмом при поиске работы, и с этим нужно что-то делать. Прежде всего, - говорить везде, где можно. Участвовать в форумах, в том числе для HR-профессионалов, и говорить, что женщины и мужчины 50+, 60+ могут и хотят работать. Если мы будем сидеть сложа руки, ничего не изменится. Мы с вами сейчас это обсуждаем - и это уже вклад в изменение повестки.
Пока мои колени и локти нравятся мне самой, я буду их открывать
- Есть ли наряд-высказывание, который лучше всего передает ваше ощущение себя на данный момент? Условно, белая рубашка или кимоно, расшитое птицами?
- Да, моё ключевое слово сейчас - «экстравагантность». Раньше, работая в фандрайзинге, я носила консервативные деловые костюмы. Сейчас я наряжаюсь так, чтобы меня было сразу видно. Я сознательно добавляю китч и иронию - например, сочетаю элегантное платье 60-х с розовой сумкой-фламинго или надеваю казаки с платьем в стиле бохо. Это сигнал: я не отношусь к себе слишком серьёзно и готова к диалогу.
- Оцениваете ли вы уместность одежды в связи с возрастом? Что думаете о запретах гуру моды - «не открывать колени и локти после 40»?
- Я ни на кого не ориентируюсь. Решаю так, как нравится мне. Пока мои колени и локти нравятся мне самой, я буду их открывать. Единственный, чьё мнение имеет для меня значение в этом вопросе, - мой муж. Пока он не против, мне всё можно. А когда решу, что пора остановиться, остановлюсь сама, без оглядки на кого бы то ни было. Мы сами должны решать, что нам носить.
Это касается внимания мужчин - в 46 лет я заметила, что в метро на меня перестали смотреть так часто, как раньше. Но разве это трагедия? Нет. Если нужно привлечь внимание, я просто добавлю энергии и харизмы. Всё решает наше внутреннее состояние. Еще у меня есть большой ресурс. Я преподаю в Высшей школе бизнеса МГУ 10 лет, и там огромное количество тестестероновой энергии вокруг меня - мужской, молодой, свежей энергии. Это очень держит в тонусе.
Наши сильные стороны перевешивают любые возрастные ярлыки
- Изменили ли вы что-то в своей внешности и стиле из-за возраста? От чего отказались?
- Лет в 55 я пыталась отпустить седину, вдохновившись моделями «естественно стареющей» женщины. Но через полтора года поняла: это лицемерие и маркетинг. У меня седина ложилась пятнами, а у многих звезд, которыми я восхищалась, как Энди Макдауэлл и Джейми Ли Кертис, как выяснилось, - это дорогая, тщательно продуманная покраска «под седину». Я забила и вернулась к своему блонду. А вот от яркого маникюра не откажусь никогда. Это моя константа.
Еще лет в 48 я заметила, что слишком жесткая – захотелось стать мягче, «золушкой-блондинкой», чтобы всем нравиться. Потом в Гарварде от одной выдающейся в бизнесе женщины я услышала важную мысль: настоящий успех приходит, когда ты инкорпорируешь свои слабые стороны в сильные. И я решила: я делаю акцент на своих сильных сторонах и принимаю свои слабые. Если я кому-то не нравлюсь — эти люди свободны. Вместо них будут те, кому я нравлюсь, и с ними я буду работать. Мне не нужно изображать то, чем я не являюсь. С такими компаниями, как «Русал» или «Северсталь», я сотрудничаю по 20-25 лет. Им про меня всё понятно, и мы прекрасно ладим.
Отношения после 50 - это вызов, но не такой трудный, как отношения в 18
- Что скажете об отношениях с мужчинами после 40, нужны ли они вообще?
- Я считаю, что наивысший потенциал женщины раскрывается именно в паре. В нормальных отношениях возникает взаимодополнение и энергетический баланс. Говорю это как человек, которая сама вышла замуж в 40 лет.
Да, это вызов. Но какой этап жизни - не вызов? В 25 мне казалось, что рубеж к старости уже пройден. Это был юношеский максимализм. Сейчас я понимаю, что 52 - это невероятная молодость. А выйти замуж в 64, как Кристин Скотт Томас, - это огромный, прекрасный челлендж и новая большая страница жизни, в том числе и сексуальная.
Шанс встретить своего мужчину есть в любом возрасте. Просто аудитория меняется. В 40 лет диапазон интересующихся мной был от 20 до 80. В 60 лет - от 40 до 80. Твои мужчины всегда с тобой, просто круг становится немного уже, но не исчезает. Есть мужчины, для которых мы в 60 лет всё ещё «девочки», и это прекрасно.
Поэтому я считаю, что строить отношения нужно так, как нравится тебе, а не только по социальным шаблонам. В 40+ ты не переживаешь неудачи как трагедию, а видишь в них этап развития. От нас самих очень многое зависит, и возможности для отношений есть всегда.
- Как вам дался переход в менопаузу?
- Переход прошёл настолько гладко, что я даже не могу назвать точный возраст его начала. У меня не было приливов, например, как у моих подруг. Врач-гинеколог просто наблюдала за мной, и специальные препараты не потребовались. Поэтому мой совет - не накручивайте себя заранее. У всех опыт разный. Я с 18 лет страдаю от сильных головных болей – были эпизоды выпадения бокового зрения и другие пугающие симптомы. Так вот, после 50 лет головные боли стали реже. Это не связано с менопаузой — просто с возрастом некоторые хронические проблемы, включая мой тонзиллит, уменьшились. Врачи говорили, что так и будет. Главное - наблюдать за собой и проходить чекапы.
Как отличить настоящий винтаж (1940-1960) от псевдовинтажа. 5 советов Татьяны Задирако
Смотрите на обработку срезов изнанки. Не было современного оверлока. Вместо него использовалась шелковая бейка или гипюровая лента для обработки подола, низа рукавов и горловины. Ищите ручные строчки или машинную строчку "зигзаг" (треугольничком). Массовый оверлок, каким мы его знаем, в те годы не использовался.
Изучайте детали кроя и укрепления. В области проймы (особенно у тонких тканей вроде крепдешина) вшивали специальную ленту (бортовку), чтобы ткань не расползалась и держала форму. На плечах могли быть усиливающие строчки.
Рассматривайте фурнитуру. Пуговицы должны соответствовать эпохе по материалу (костяные, пластмассовые 50-х), форме и способу крепления. Молнии также имеют свою эволюцию (например, металлические молнии-«трактор»).
Натуральные материалы. Для 40-60-х годов характерны натуральный шелк (крепдешин, креп-жоржет), шерсть, хлопок. Осторожно с «полусинтетикой»: многие современные ткани лишь имитируют винтажные. Псевдовинтаж часто шьют из современных полиэстеровых смесей. Кримплен (искусственный материал 60-70-х) - особая история, он был очень популярен и является признаком своей эпохи.
Набирайте насмотренность. Посещайте музеи, антикварные магазины, общайтесь с коллекционерами. Самый верный способ - смотреть как можно больше оригинальных вещей. Как говорит Татьяна: «Ты 20-30 платьев посмотришь, и становится все понятно».