В прогнозе на 2026-й разница между доходами и расходами составит почти 4 триллиона рублей. Подробности – в материале FederalCity.
В перспективе прогнозируется увеличение доходов государственного бюджета РФ до 40,3 трлн рублей, что представляет собой рост на 8,6% по сравнению с текущим годом. Плановые расходы составляют 44,1 трлн рублей. Основным драйвером бюджетных поступлений остаются нефтегазовые доходы, прогнозируемые на уровне 8,9 трлн рублей, что подчеркивает их стратегическую значимость для экономики страны. Ненефтегазовые доходы также демонстрируют устойчивый рост, достигнув потенциально 31 трлн рублей, что свидетельствует о диверсификации источников финансирования госбюджета.
В области налогообложения намечаются существенные изменения, вызывающие оживленные дискуссии среди экспертов. С 2026 года планируется повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%, что, по оценкам Министерства финансов РФ, должно обеспечить дополнительные поступления в размере около 3 трлн рублей.
Повышение ставки НДС – не панацея для избавления от бюджетного дефицита
Однако финансисты выражают опасения относительно потенциальных негативных последствий данного шага для бизнеса. Эксперты отмечают, что увеличение ставки НДС может не только привести к росту конечных цен на товары и услуги, но и существенно повысить налоговую нагрузку на компании, особенно в отраслях с длительным производственным циклом и низкой маржинальностью.
Это, в свою очередь, может способствовать увеличению издержек, возникновению кассовых разрывов и снижению конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках, особенно в тех случаях, когда экспорт не компенсирует уплаченный НДС.
Иллюстрация выполнена нейросетью.
Для смягчения возможных негативных последствий для малого и среднего бизнеса предполагается поэтапное снижение порога обязательной уплаты НДС для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения. В 2026 году данный порог составит 20 млн рублей, а к 2028 году будет снижен до 10 млн рублей. Данная мера направлена на обеспечение финансовой устойчивости малого и среднего предпринимательства в условиях изменения налоговой политики.
Промышленное производство демонстрирует умеренный рост, что подтверждается индексом промышленного производства, составившим 103,1% в октябре 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первые десять месяцев текущего года обрабатывающие отрасли увеличили объем производства на 4,5%. Совокупная прибыль российских компаний по итогам трех кварталов достигла 19,2 трлн рублей, что свидетельствует о стабилизации экономической ситуации и эффективности части реализуемых мер господдержки.
В ближайшей перспективе планируется введение технологического сбора на ввоз и производство электронной продукции, что направлено на стимулирование отечественного производства в данной сфере. Ставка сбора не превысит 5000 рублей за единицу товара, а ожидаемые поступления от данного механизма составят около 218 млрд рублей до 2028 года. Предприниматели России на этом фоне высказывают обеспокоенность возможным ростом цен для потребителей в результате введения данного сбора.
Положительный финансовый результат реального сектора РФ за год упал на 7.7%
Параллельно с этим, власти предпринимают меры по легализации теневого сектора экономики, включая самозанятых граждан. Данная инициатива, по мнению некоторых аналитиков, может создать дополнительное административное давление на малый бизнес, который и так балансирует на грани выживания.
Иллюстрация выполнена нейросетью.