Кто будет работать?
Как привлекать людей?
Как мотивировать?
Ну что, друзья, помним эти лозунги девяностых? "Развалили производство!", "Ничего не производим!", "Сырьевой придаток!", "Сидим на нефтяной игле!", "Страна, которая своего ничего не производит!"
Сегодняшняя тема - производство
Кто-то хочет открыть производство, а кто-то уже открыл.
Плюсы производства сегодня:
Типичная проблема любого производства это сбыт. Ещё недавно это была катастрофа производства. Сегодня же есть маркетплейсы, которые позволяют любому производителю заходить на рынок. Но есть один нюанс. Почему сегодня многие товары китайского производства? Почему нельзя то же самое производить у нас? А нельзя, друзья, по ряду причин.
Первая причина - вредные выбросы.
Сегодня не то что новое производство - действующие заводы, ТЭЦ, фабрики, НПЗ - многие не оборудованы очистными сооружениями. Очистные сооружения, которые полагаются по проекту для производства. Это вам любой инженер-строитель расскажет: про зелёную зону, про золоотвалы, про расстояние от производств до населённых пунктов - нарушается всё, потому что очистные сооружения стоят денег. Если всё это соблюдать, часть производств станет нерентабельными и закроется. В Китае работает много вредных производств, которые убивают здоровье миллионам жителям Китая, вызывая различные болезни. Это цена экономического роста Китая, которую он платит.
Вторая причина - дешёвая рабочая сила.
В Китае оплата рабочей силы начинается от 10 юаней. Это цена миски риса с фунчозой. Потому в Китае рабочая сила обходится почти бесплатно. И это не потому что у российского работника завышенные требования, это потому что проживание в Китае стоит дешевле. В Китае тёплый климат. Там работнику не нужна бетонная квартира с отоплением, чтобы выжить в мороз -30. в Китае люди живут порой в комнатке площадью 6 кв.метров с выходом на улицу. А иногда могут спать под открытым небом. В отличие от Китая, наш работник на 10 юаней в наших условиях в мороз -30 просто не выживет.
Третья причина - логистика.
На сегодня у Китая самая развитая логистика в мире. Перевозить что-то "по пути" и "заодно" и перевозить оптом или много - всегда дешевле, потому китайские производители получают самую дешёвую логистику в мире. В разы дешевле чем те, кто будет что-то перевозить целенаправленно по безлюдным землям на тысячи-тысячи километров. Также Китай активно использует морские превозки, имея выход в тёплый океан, что также снижает цену логистики.
Четвёртая причина - политика.
Чем больше погружаюсь в какую-либо тему, тем чаще убеждаюсь, что кое-кто всё правильно просчитал и предусмотрел. Если вы открываете производство, то у вас будет бешено высокая себестоимость.
Налоги за работника.
Первое.
Чтобы заплатить работнику двадцать тысяч рублей, вы пятнадцать тысяч рублей должны потратить на отчисления и налоги за него, а также на создание и аттестацию рабочего места для него. Отложить на оплату отпуска и т.д и т.д. и т.д. Это сразу делает любое производство с привлечением работника в два раза дороже.
Второе.
В отличие от Китая, где многие производства можно создать под открытым небом, у нас необходимо отапливаемое производственное помещение.
Третье.
НДС - 20, 22 и скоро 24% будет, плюс таможенные пошлины, плюс сертификация и т.д. И того ещё в два раза всё дороже. И как результат ваше производство должно иметь отдачу в 400% от себестоимости, чтобы стать прибыльным. Но даже если сможете всё это обойти, есть ещё один нюанс...
Пятая причина, почему нельзя производить у нас, вместо зарубежья
Копирование вашего производства государством. Если вы придумаете производство, приносящее сверхприбыль, такое как алкоголь, сигареты или служба такси, то государство сразу введёт лицензии, акцизы или иной способ копирования вашего бизнеса. Вся помощь бизнесу - это мониторинг того, что у вас можно скопировать, чтобы заработать без риска на уже прикормленном рынке. В крайнем случае, ваш бизнес скопируют китайцы. Потому открывая производство, важно соблюдать правила.
Копирование вашего производства государством. Если вы придумаете производство, приносящее сверхприбыль, такое как алкоголь, сигареты или служба такси, то государство сразу введёт лицензии, акцизы или иной способ копирования вашего бизнеса. Вся помощь бизнесу - это мониторинг того, что у вас можно скопировать, чтобы заработать без риска на уже прикормленном рынке. В крайнем случае, ваш бизнес скопируют китайцы. Потому открывая производство, важно соблюдать правила.
Шестая причина - стратегический и внешнеэкономический фактор.
Мало кто знает, что в СССР многие производства были заведомо убыточные. Но зачем же их тогда открывали? Нет, советский царь тоже был мудрый. Многие советские производства открывали по одной простой причине - они имели двойное назначение.
Сегодня выпускают обувь, макароны и кастрюли, а завтра на этих же заводах, на этих же станках, эти же работники могут производить военную технику и оружие. Под это было заточено оборудование, материалы и конвейер. Оборудование было во многом двойного назначения. Не буду приводить конкретные примеры, на случай если что-то может быть до сих пор подлежит тайне, но простой пример у американцев: почему шоколадный батончик с глюкозой называется Mars? "Mars", как называется вся корпорация шоколадных батончиков. Потому что Марс - это бог войны, а батончик Mars - это военный сух паёк для восстановления кровопотери, потому он из глюкозы - в крови содержится глюкоза. Потому если решите производить шоколадные батончики в США, то своим производством нечаянно нанесёте ущерб военно-стратегическому производству. Потому любое массовое или крупное производство чего-либо, нужно согласовывать с политикой партии.
Исходя из вышесказанного, если вы не вхожи в сферу федеральных чиновников-управленцев, то про крупное и массовое производство, можно забыть. А вместо этого лучше сконцентрировать своё внимание на мелком производстве в небольших объёмах в рамках одного региона или если в масштабах страны, то такую продукцию, которая не будет являться товаром массового потребления. Эти правила диктует система, которая складывалась веками. Что любое производство, это часто длительная подготовка к войне, и товары двойного назначения.
Допустим, вам удастся найти компромисс в открытии крупного производства и государство оставит вас на роли младшего партнёра в созданном вами производстве, но возникает вопрос - кто будет работать? Как говорил Сталин - кадры решают всё. Юрий Мороз эту проблему обозначил тем, что наёмный работник не работает эффективно и весь труд перекладывает на начальника. Юрий Мороз предлагал решение этой проблемы. Если в общих чертах и обобщённо, то если применять это на производстве, то идея такова: разбиваем производство на цепочку предпринимателей, где каждый предприниматель отвечает всем своим имуществом за свой участок производства. Сегодня это идея появилась в формате самозанятого. Самозанятый - это изобретение Юрия Мороза, которое называлось "школа своего дела" и это изобретение у него просто спиздили и реализовали его в проекте самозанятый. Ну а теперь не знают что с самозанятыми делать, вроде как закрывать собираются. Потому что Юрий Мороз то делал этот проект заточенный под тех, кто занимается бизнесом, а не для того, чтобы платить налоги. Поэтому вот так вот не подумав скопировали идею, а теперь планируют закрывать.
Вы никогда не наберёте команду хороших работников.
А. Хороший работник стоит дорого. Работу за среднюю зарплату хорошие работники не ищут. А те, кто ищет работу на среднюю зарплату не держатся за неё и не стараются. Потому что свои 40 000 рублей всегда и везде на любой работе отсидят.
Б. Чтобы платить хорошую зарплату, нужно ещё столько же хорошо заплатить налогов и взносов. Например, чтобы отправить отчётность за работников, тоже нужно за это платить отдельно, не считая уже там все взносы НДФЛ, ПФР, аттестация рабочего места и прочие, прочие расходы на работников. Такие расходы делают многие производства нерентабельными и невыгодными.
В. Инициативные люди создают бизнесы. А люди, которые не любят инициативу чаще идут работать по найму. По найму идут за спокойной отсидкой 8 часов без риска и без напряга. И чем больше коллектив, тем больше вероятность инфантильных безинициативных и безответственных сотрудников. Потому стоит согласиться с Юрием Морозом, что производство нужно строить из предпринимателей. Где каждый лично будет заинтересован в развитии и каждый лично будет нести риск за свою работу. Иначе получается глупо - если создатель бизнеса открывает производство будет нести риски, а работник, в соответствии с трудовым кодексом, вообще ни чем не рискует. Работнику по трудовому кодексу выгоднее отсидеться два месяца, пока ваш бизнес будет умирать, а потом, когда ваш бизнес умрёт, он устроится на другую такую же спокойную работу где также будет тупо отсиживаться.
Трудовой кодекс и сама природа работника по найму предполагает безразличное и наплевательское отношение работника к судьбе производства. Почему так? Потому что ТК создавали не предприниматели, а работники по найму. Потому отвечая на три вопроса, которые несут единый смысл: Кто будет работать? Как привлекать людей? Как мотивировать?
Ответ простой - никто и никак. Никто работать не будет. По найму чаще устраиваются, чтобы отсиживать и получать зарплату, а не работать. Кто хочет работать, те берут на себя риски и открывают бизнес.
Как привлекать людей? - Никак! Все, кто к чему-то стремился, уже нашёл себе занятие и работает. И скорее всего даже доволен своим доходом. А свободные сотрудники, которые находятся в поиске, которых можно в любое время привлечь, это те самые, которые где-то так работали, так работали, что их работодатель разорился и теперь эти работники в очередной раз ищут привлекательную работу.
Как мотивировать? - Никак! Работника с трудовыми гарантиями социальным пакетом, мотивировать невозможно. Как показывает практика, единственный способ мотивировать работника, это система ГУЛага.
Потому не нужно мотивировать. Нужно искать заинтересованного и брать в младшие партнёры. Лучше всего мотивирует отношение государство-предприниматель. Где предприниматель сам всё должен, сам работает, сам организует, ну а если не можешь, то можешь лишиться всего, чего добился за все эти годы. Можешь провалиться в долги, а в некоторых случаях даже в тюрьму сядешь. Вот единственная работающая мотивация.
Нельзя брать работников, нужно брать партнёров. Не рассылать вакансии, а делать деловое предложение тем, кто уже что-то пробует и что-то пытается. Кроме того, давая деловое предложение, в ответ получаешь бесплатную услугу по оценке рисков и рентабельности. Предприниматели много чего придумали, передумали и проработали. И очень часто достаточно просто озвучить своё предложение нескольким действующим предпринимателям, чтобы понять, будет оно работать или нет. Это опять же система Юрия Мороза.
Предприниматель подумывал открыть производство, а тут Вы к нему со своим предложением, но он думал производить кое-что другое, не то, что Вы советуете, но и это уже хорошо, уже вместо одного шанса - два, обкатаем оба вида производства, а там, какой пойдёт. И, как правильно заметил Юрий Мороз, у предпринимателя часто есть и деньги, и ресурсы по открытию ещё одного бизнеса и даже есть идея, которая гарантированно прибыльна, но нет самого главного - времени. Потому что такой проект сможет реализовать только опытный предприниматель, которых хочет, умеет, может организовать, создать и запустить. Не тот, кто будет воровать у вас активы, стройматериалы и на халяву пользоваться вашим ресурсом, а честный и порядочный заинтересованный партнёр. Сколько таких людей в процентном соотношении? А Вы уже знаете и без меня.
Потому, чтобы найти партнёра, нужно перебирать и проверять. Как проверять и перебирать? Придумайте! Много разных способов. Это тоже изобретение. То есть предприниматель - это изобретатель.
Такую проблему один предприниматель решил оригинальным способом - он очень просто проверял сотрудников и потенциальных партнёров и всех людей, с которыми работал - для этого он просто назначал встречу, либо это встреча сама по себе происходила, и он просто случайно оставлял коробку с наличкой, а сам уходил на минут 30-40. И заставлял человека одного ждать его в помещении, где стояла коробка с наличкой. Видеокамера тут была не нужна, не нужно было ничего снимать. Нужно просто знать, сколько было денег в коробке, а после ухода потенциального партнёра пересчитать деньги. Так за небольшую плату, мудрый предприниматель отсеивал ненадёжных. Пока те думали, что они там украли из коробки деньги и его обманули, он таким дешёвым способом проверил человека, который мог ему принести убытки в миллионы, а откупился сотнями или тысячами рублями.
Как сказал ещё один предприниматель, то среди предпринимателей, дураков вообще нет. И она прав. Потому что предпринимательство - это естественный отбор на профпригодность. Отбор с ежедневной защитой своего титула предпринимателя. Только такие люди смогут открывать и развивать производство. А наёмных работников нужно брать только на те участки, где нет никакого риска для производства или где риск от ущерба работника минимален.
Что производить?
Как сказал ещё один предприниматель, то среди предпринимателей, дураков вообще нет. И она прав. Потому что предпринимательство - это естественный отбор на профпригодность. Отбор с ежедневной защитой своего титула предпринимателя. Только такие люди смогут открывать и развивать производство. А наёмных работников нужно брать только на те участки, где нет никакого риска для производства или где риск от ущерба работника минимален.к их найти? Обычно они там, где на что-то завышена цена.
Высокие цены на квартиры. Себестоимость квартиры в 10 раз ниже самой цены. Потому, будет рентабельным хостел. Наркоманы и алкаши в общаге? Тогда будет рентабельным хостел для трезвых. Завышены цены на автомобиль? Учимся ремонтировать старые. Стали дорогие запчасти? Учимся ремонтировать старые запчасти. Уже и шипы новые в шины вставляют и амортизаторы пересобирают. Плохо учат в ВУЗе и в школе? Производим краткий и интенсивный практический обучающий курс. Собственно то, что и делал Юрий Мороз. Те, кто шли в ВУЗы на экономический факультет, после обучения бизнесы никто открывать не научился. И на этом обмане с образованием Юрий Мороз нашёл свою нишу. Его обучение было намного более честным, правдивым и эффективным. Его обучение было дешевле, быстрее и эффективнее и начинать свой бизнес учило с первого дня. И те, кто начинал у него учиться, начинали открывать бизнесы с первого дня.
Второй показатель при выборе что производить - это на что больше всего налог. Например, сегодня, в процентном соотношении самый большой налог на алкоголь, начиная от налога на производство и заканчивая акцизами за розничную продажу. В итоге, при таких больших налогах, рентабельным стало производство домашних портативных самогонных аппаратов (которые пока не запретили)
Другая сфера - общественное питание. Там кроме налога ещё есть отчисления на работника. Потому если работник общепита сделает бутерброд на продажу, в цену на бутерброд будет заложена цена на НДФЛ, ФССС, ФПР, СанКнижку работника, отправку отчётности. Но делая такой же бутерброд дома для себя без расходов на налоги стоимость бутерброда будет в 2-3 раза дешевле при тех же трудозатратах. Потому рентабельным будет производить портативный домашний аппарат, который сам будет производить готовую домашнюю еду. Это будет рентабельно.
А учитывая, что сильные и независимые женщины массово ушли из домашних кухонь в салоны красоты, то общественное питание - это свободная ниша.
Третий вариант
Свободная ниша - это абонемент на доставку еды. Когда все заказывают разную еду и нерегулярно это дорого как для производителя, дорого для доставщика, и дорого для покупателя. А есть другой вариант, когда производитель готовит огромный казан плова или огромное ведро борща или любой другой еды, а 10 или 20 жителей из одного многоквартирного дома покупают месячный абонемент на доставку еды. И один курьер производит доставку сразу 10 порций в один многоквартирный дом. Сразу 10 обедов в одно офисное здание. У производителя заказы расписаны на месяц вперёд, что позволяет ему делать оптовые закупки продуктов и у него не будет остатков. Это, опять же, позволяет в 2-3 раза снизить расходы. Курьер в 10 раз меньше возит, таким путём в 5 раз снижая затраты. Покупатель за счёт общей экономии производства и доставки получает еду в 2 раза дешевле. Люди приходят домой примерно в одно и то же время. Судя по утренним и вечерним пробкам, ужинают и завтракают люди в одно и то же время. Не нравится меню? Подбираем меню посредством голосования владельцев абоненмента.
Третья ниша - это сортировка отходов.
В России суровый климат. Поэтому есть спрос на отопление. Сегодня эту нишу успешно закрывает газовая сфера - отопление газом самое рентабельное, также есть множество отопительных технологий. Хотя стоит признать - многие из них нерентабельны. Но, земельный участок, равно как и дом на системе центрального отопления очень сильно отличается ценой от такого же земельного участка и частного дома, находящегося там, где ни газ, ни отопление подключить невозможно. Это разница в цене исчисляется миллионами. Отсюда возможность влезть в эту ценовую разницу, создав альтернативу отоплению не только дрова, уголь, мазут, а своё отопление или увеличение КПД от использования дров, угля и мазута, которое сможет в разы снизить объём потребления топлива. Товары для оптимизации автономного отопления.
Четвёртая ниша - отопление для частных домов без центральной отопительной системы.
В России суровый климат. Поэтому есть спрос на отопление. Сегодня эту нишу успешно закрывает газовая сфера - отопление газом самое рентабельное, также есть множество отопительных технологий. Хотя стоит признать - многие из них не очень выгодны. Но земельный участок, равно как и дом на системе центрального отопления очень сильно отличается ценой от такого же земельного участка и частного дома, находящегося там, где ни газ, ни отопление подключить невозможно. Это разница в цене исчисляется миллионами. Отсюда возможность влезть в эту ценовую разницу, создав альтернативу отоплению. Не только дрова, уголь, мазут, а своё отопление. Или увеличение КПД от использования дров, угля и мазута, которое сможет в разы снизить объём потребления топлива. Товары для оптимизации автономного отопления.
Пятая ниша - товары для здоровья. Тут главное, чтобы товар реально приносил пользу. Особенно, если это не самая частая болезнь, а хотя бы которой болеют 0,01% людей. А это уже тысячи людей. Это так же могут быть товары "каша из топора": коврик для утренней зарядки, кроссовки для ходьбы на свежем воздухе, шапочки и варежки для моржевания, стакан для выпивания таблеток, календарь для ведения диеты и учёта съеденного и так далее. Тут фельдшеры и медсёстры могут вам накидать сотни идей. Как говорил Юрий Мороз "своё дело это когда не было, а теперь - вот есть". Потому, прежде чем выбирать сферу производства, откройте список производств в России. Какой вид производства в этом списке Ваш? Посмотрели? Догадались? Правильный вид производства в этом списке - это тот, которого в этом списке нет. Открывайте список товаров маркетплейса. Чего нет - то и продавайте.
Место. Открывая производство, некоторые виды продукции могут быть привязаны к месту. Либо это линии логистики, дороги, железная дорога, либо это место скопления потенциальных потребителей вашей продукции. Шиномонтаж открывают у дороги, продажа пирожков - рядом с колледжем. Как отрыть производство прямо сейчас? Начни отрывать прямо сейчас.
Ссылки на каналы автора: