Найти в Дзене
ИА Регнум

Сожженные дважды: как на могилах погибших в Вязьме 18 детей устраивали костры для сжигания мусора

Оглавление

Ровно 70 лет назад -ночью 13 декабря 1955 года в городе Вязьма Смоленской области произошел пожар в детском саду. Тогда в огне единовременно погибли 18 воспитанников садика вместе со своей беременной няней.

Детки сада № 1 в Вязьме
Детки сада № 1 в Вязьме

Детский садик на улице Социалистической стал первым открытым в мирное время дошкольным учреждением в Вязьме. Самым старшим его воспитанникам было по шесть лет - самым младшим же только-только исполнилось по три годика.

Садик был круглосуточный, так как практически все родители малышей работали по две смены на швейной фабрике, к которой сад и относился, то есть круглосуточно. Да к тому же декабрь в тот год выдался очень холодным. Уже несколько ночей держалась температура минус 40 градусов, а детский сад все же отапливался немного лучше, чем частные дома и барачные квартиры, в которых жили семьи малышей. Поэтому многие родители, чтобы не морозить своих деток, оставляли их на ночь в саду.

Детский сад в Вязьме и его воспитанники со своими воспитателями
Детский сад в Вязьме и его воспитанники со своими воспитателями

17 «ночных» и один заболевший

Тот день мало чем отличался от всех предыдущих. Воспитательница Мария Никитична Жолобова отработала свою дневную смену, покормила детишек и передала на руки ночной нянечке Анастасии. Мария Никитична была вдовой, воспитывающей дочку-школьницу Любу, племянницу Люду и младшего сынишку Володю. Люда и Володя находились у нее в группе. К вечеру стало понятно, что девочка приболела. Она начала канючить и кашлять, поднялась температура. Мария Никитична решила, чтобы не заразить сына Володю оставить мальчика на ночь в садике, а Люду забрать домой. Обычно Володю Мария Никитична также забирала на ночь домой.

Всего в тот год в садике было 25 малышей, 20 из них - "ночные". То есть постоянно оставались с ночевками, так как их родители трудились в ночные смены.

В роковую ночь на 13 декабря из 20 "ночных" детишек троих родители забрали домой.

"Отец моего мужа был в ту ночь в этом детском саду, но его забрали, не стали оставлять на ночь, несмотря на то, что был очень сильный мороз. Из-за этого лютого мороза многие пожалели детей и оставили их ночевать в садике. А ночью случился пожар..." - делилась много лет спустя жительница Вязьмы Лариса Жукова.

Группа садика №1. Игорь Долгушев  в верхнем ряду третий справа.
Группа садика №1. Игорь Долгушев в верхнем ряду третий справа.

"Так случилось, что в выходные я застыл, - продолжил рассказ Ларисы Жуковой бывший воспитанник сада Игорь Долгушев, - а поэтому мама в 9 вечера забрала меня домой. А я очень не хотел уходить. Я стоял на матрасе, прыгал и говорил, что не пойду. Но мама все равно меня забрала!..."

Игорь Долгушев, бывший воспитанник сада №1 г. Вязьмы
Игорь Долгушев, бывший воспитанник сада №1 г. Вязьмы

Тамара Павлова была самой младшей из группы. Обычно спокойная малышка, тут начала рыдать в самого утра и никак не могла остановиться. Температуры у девочки не было, никаких других признаков болезни - тоже. Но успокоить ее не удавалось, а поэтому Мария Никитична вызвала маму Томы, работницу швейной фабрики и попросила забрать дочку домой, иначе своими рыданиями она не даст уснуть всем остальным деткам.

Тамару, так же как и Игоря вечером забрали. В садике стало тихо. Ребята слушали сказку, которую им читала няня Настя и готовились ко сну...

Жарко натопленная подсобка

Обычно детки спали в большой спальне, она же игровая, в которую на время сна просто приносили матрасы. Но так как ночь обещала быть едва ли не самой холодной на неделе, нянечка Анастасия решила в этот раз постелить деткам в небольшой комнатке рядом. Это помещение служило, скорее, подсобкой - туда складывали на время игры и занятий матрасы, но, самое главное, там находилась печь, благодаря которой отапливалось все здание сада. Анастасия от души натопила небольшую каморку, чтобы детки не замерзли в ночи.

Уставшие за день, разморенные от тепла детишки быстро заснули, а с ними задремала и их нянечка.

Что было дальше, можно только догадываться. Скорее всего, огонь из печки перекинулся на сложенные рядом пустые матрасы. Нянечка Анастасия проснулась от запаха гари. Женщина вскочила, и, увидев пламя, попыталась сбить его детским одеялом, но безрезультатно. Тогда она бросилась в соседнюю комнату. Там стояли ведра с водой для умывания.

Именно в этой комнате Анастасию уже утром смогли обнаружить пожарные, разбиравшие завалы. Женщина задохнулась от угарного газа, так и не добежав со спасительной водой до детской спальни.

Пылающий в ночи садик заметили жители близлежащих домов и тут же ринулись на помощь. Увы... Пробраться в охваченное пламенем здание не удалось ни одному из обезумевших от ужаса родителей. Входная дверь на ночь была заперта изнутри на щеколду, а сам деревянный сад пылал как свеча.

-5

Вселенский плач

Не помогли и прибывшие сотрудники пожарной бригады.

Из-за сильного мороза они не могли нигде набрать воды – все рядом стоящие колонки просто перемерзли, как и неглубокий пожарный пруд. За водой пришлось ехать за несколько километров, а поэтому справится с огнем удалось уже ближе к утру, когда от деревянной части сада остались лишь чуть догорающие остовы.

Злая ирония судьбы. Та комната, где обычно спали детки, расположенная в другом конце здания - практически не пострадала.

В утренней мгле на всю Вязьму был слышен даже не плач - вой обезумевших от горя родителей. Погибли все, находившиеся в саду детки, первые послевоенные дети смоленской Вязьмы.

Среди извлеченных останков удалось опознать только двух малышей и нянечку. Косточки, собранные на пепелище, разложили в крохотные гробики – по числу погибших.

Похороны состоялись 16 декабря 1955 года. 18 детей и их нянечку хоронили всем городом.

Маленькие гробы везли на нескольких машинах, за каждой из которых шли убитые горем родители.

«Стоял невероятный, просто вселенский плач», - вспоминали потом участники похоронной процессии.

Деток решено было похоронить на местном Екатерининском кладбище - в братской могиле.

-6

Маленькие гробики уложили в землю не прямой линией, а буковой П. Через некоторое время вокруг детской могилы посадили 18 деревьев, появился и небольшой деревянный памятник «Незабвенным детям», с указанием даты трагедии 13 декабря 1955 года и имен всех погибших:

  1. Алексеева Таня 3 года
  2. Беляков Игорь 5 лет
  3. Буланов Володя 5 лет
  4. Вавина Люба 5 лет
  5. Виноградова Светлана 5 лет
  6. Виноградова Света 5 лет
  7. Виноградов Коля 4 года
  8. Власов Юра 4 года
  9. Громов Валерик 5 лет
  10. Жолобов Володя 6 лет
  11. Звонкова Вера 5 лет
  12. Калугина Таня 5 лет
  13. Колебанова Надя 5 лет
  14. Корольков Саша 5 лет
  15. Крылов Валерик 5 лет
  16. Миронова Валя 5 лет
  17. Павлов Володя 6 лет
  18. Тарасова Валя 3 года.
-7

Беременную нянечку Анастасию похоронили тут же - рядом с детками, но в отдельной могиле.

Младший брат повторил судьбу старшего

«До моего рождения у родителей был сынишка – Володя, - вспоминала годы спустя Любовь Яковлевна Дыченко (Жолобова) - старшая дочка воспитательницы роковой группы Марии Никитичны. – После войны в окрестностях города оставалось еще много опасных снарядов и боеприпасов. Однажды вечером все Володины друзья вернулись домой, а брата среди них не было. Мои родители забеспокоились: в чем дело? Приятели его отвечают: «Вовка пошел костер смотреть». Какой костер? Где? Отец пошел искать сына. И вернулся с мешком, в котором принес все, что от Володи осталось. Оказывается, ребята положили в огонь мину и разбежались. Володя вернулся к костру, и боеприпас взорвался. После страшных похорон отец, а ему было тогда где-то 48 лет, сказал моей маме: «Я не смирюсь с этой потерей! Хочу, чтобы у нас с тобой еще были дети».

В конце 1940-х годов в семье появилась сама Люба, а еще через год - сын, которого тоже назвали Вовой, как его погибшего брата.

"В 1951 году трагически погиб мой отец. Через четыре года маленький Вова сгорел в детском саду. На руках у мамы осталась я, первоклассница, и моя маленькая двоюродная сестра Люда. После трагедии, случившейся в детском саду, мама укладывала нас спать и почти каждую ночь уходила из дома. Однажды я случайно узнала, что она ходит на кладбище...", - рассказала Любовь Яковлевна.

По словам единственного выжившего в семье ребенка, ее мама так и не смогла пережить вторую потерю сына Володи. И хотя наличие у нее на попечении маленькой дочки и племянницы не позволяло ей опускать руки, до своего последнего дня, винила она себя в том, что оставила сына в ту ночь в саду и не отговорила нянечку Анастасию от ночевки около печи.

Наказание виновных... и невиновных

Тем не менее, виновниками в гибели 18 детей и нянечки сделали истопника детского сада Владимира Ефимова и заведующую детским садом Марию Ильиничну Сазонову. Ефимова приговорили к 7 годам тюрьмы. Весь срок мужчина отсидел, после тюрьмы вернулся в Вязьму.

Женщину осудили по статье о халатности на 10 лет. Но лишь год провела Мария Ильинична в тюрьме, а после была реабилитирована из-за отсутствия состава преступления. Весь этот год в защиту Марии Ильиничны писали письма во все инстанции все жители Вязьмы, даже те, кто в страшном пожаре потерял своих малышей. К письмам люди прилагали копии многочисленных запросов заведующей Сазоновой к властям города и региона с требованием обеспечить должную противопожарную защиту сада.

Выйдя на свободу после года в заключении, Мария Ильинична уехала из Смоленска и дальше следы ее теряются.

Костры на детских могилах

Первое время после трагедии многочисленные родственники регулярно приходили на могилы своих детей. Кто-то поставил там памятники, кто-то смог себе позволить лишь простой деревянный крест. Но шли годы. Кто-то из родни уехал, кто-то умер, а братская могила приходила в запустение.

Прошло почти 40 лет после вяземской трагедии и кто-то из кладбищенских начальников решил, что заброшенная могила на окраине погоста - отличное место для сбора мусора и туда начали сгребать собранные увядшие цветы, ветки, палки и венки. А после тут же сжигать. Так бы оно и продолжалось, наверно, если бы одна из местных старожилов не пожаловалась в администрацию города, что больше не может ходить на могилу к матери, расположенной по соседству с детским мемориалом.

"Разводят костры прямо на детских могилах, над прахом малышей, сгоревших в огненном пламени. Когда прохожу мимо погибших малышей, мне чудится детский плачь и крики. И это уже не в первый раз!" - рассказывала женщина и ей стали вторить и другие жители Вязьмы. Как ни странно, но к ним прислушались.

Оказалось, что над погибшими в саду детишками никогда не проводили панихиды. А поэтому 50 лет спустя после страшного пожара в детском саду Вязьмы, в котором погибли 18 детей в возрасте от 6 до 3 лет и их беременная нянечка, в 2005 году на месте захоронения священник из местного храма провел отпевание.

-8

На церемонию приехали родственники погибших из других городов, собрались почти все местные жители. Спустя 50 лет после трагедии люди держали в руках красные гвоздики, фотографии погибших и рыдали.

А еще спустя год усилиями всех собравшихся 16 декабря 2006 года в 12.00 погибшим в страшном пожаре в детском саду 18 деткам и их нянечке был установлен памятник.