Найти в Дзене
Материк книг

"Да здравствует фикус" Как герой Оруэлла с мещанством боролся

Поэт против копирайтера, нищета против сытости. Ты фикус или он тебя? Иронично, гротескно, местами смешно, местами тошно. Сюжет 30-е годы, Англия. Гордон Комсток мнит себя поэтом. Жизнь обывателя и всякие мещанские ценности не для него. Несмотря на то, что его семья из сил выбилась, дав ему образование и рассчитывая на какую-никакую отдачу, Комсток выбрал быть гордым и нищим. У него настоящий талант придумывать лозунги и писать рекламные тексты, но служить деньгам и "фикусу", который для него стал символом мещанства? Ни за что! Комсток скатывается все ниже, живет на копейки, работая продавцом в книжном. Он совершенно запутывается, не зная, как сохранить свои идеалы и при этом жить без денег. При этом есть много людей, которым не все равно до него: сестра, богатый приятель-издатель (сочувствующий социалистам) и даже любимая девушка. Дадут ли они ему пропасть? Впечатления Комсток только на первый взгляд социалист. Обучаясь в частной школе он даже издавал газету "Большевик" - так револю
Оглавление

Поэт против копирайтера, нищета против сытости. Ты фикус или он тебя? Иронично, гротескно, местами смешно, местами тошно.

Сюжет

30-е годы, Англия. Гордон Комсток мнит себя поэтом. Жизнь обывателя и всякие мещанские ценности не для него. Несмотря на то, что его семья из сил выбилась, дав ему образование и рассчитывая на какую-никакую отдачу, Комсток выбрал быть гордым и нищим. У него настоящий талант придумывать лозунги и писать рекламные тексты, но служить деньгам и "фикусу", который для него стал символом мещанства? Ни за что!

Комсток скатывается все ниже, живет на копейки, работая продавцом в книжном. Он совершенно запутывается, не зная, как сохранить свои идеалы и при этом жить без денег. При этом есть много людей, которым не все равно до него: сестра, богатый приятель-издатель (сочувствующий социалистам) и даже любимая девушка. Дадут ли они ему пропасть?

Впечатления

Комсток только на первый взгляд социалист. Обучаясь в частной школе он даже издавал газету "Большевик" - так революционно. Но это "в 16 лет каждый начитанный подросток социалист", а ближе к 30-ти

он наткнулся на книжку «Добродетельные голодранцы», историю про плотника, заложившего все, кроме фикуса, и фикус стал для него символом. Вовсе не белая роза, фикус – цветок Англии! Фикус надо поместить на герб Британии вместо льва и единорога. Никакой революции не будет, пока торчат в окошках эти фикусы.

Растеряв запал, Гордон, тем не менее, не утратил презрения к деньгам и служению рекламе. Но ребус, на что же жить, никак не решался.

У него-то хоть в жилах кровь, а не цифры доходов и расходов.
Так размышлял юный наивный эгоист. В жизни, решил он, только два пути: либо к богатству, либо прочь от него. Иметь деньги или отвергнуть их, только не эта гиблая трясина, когда на деньги молишься, но не умеешь их добыть. Лично для себя Гордон выбрал принципиальный отказ.

В общем, герой этот вызвал у меня недоумение. Презирает родных, но занять у такой же нищей сестры не брезгует. Презирает деньги, но очень хочет их иметь и зол на весь мир. Эгоист? Возможно, но больше похож на психа.

Англия
Англия

При этом все с ним носятся. Особенно с девушкой момент спорный. Ну ладно, некоторые любят поэтов. Но такого, как Комсток?? Грязного, оборванного, озлобленного. Это вариация на тему любовь зла? Как же надо себя не уважать, чтобы... но не буду спойлерить. Момент там, конечно, интересный.

Да и конец книги тоже вызывает недоумение. Вот так поворот. Интересно было в начале и в конце. Середина - весьма неприятна, даже бросала, отвлекалась на другие книги. К тому же действие начинается 30 ноября и продолжается зимой, каждой деталью подчеркивается безнадега в жизни главного героя. Но что ждать от Оруэлла?

Также могу отметить сходство и с другими его книгами. Снова любовная линия где-то в полях, снова нищета и герой возрастом "под 30", снова неприятие существующей реальности и власти денег, разочарование во всем и ничего не предлагается взамен, только тухлое выживание. Описание грязных домов вплоть до забитых раковин и запаха вареной капусты - везде одинаковое.

В общем и целом Оруэлл создает ужасный мир лишь с некоторыми вариациями, воспроизводя его снова и снова, утрируя и возводя какие-то элементы в ранг неизбежности, что так нравится "всепропальщикам". На самом деле мир Оруэлла весьма фантастичен, а герои вызывают недоумение. Впрочем, в этой книге мир "бедных" показан еще более-менее реально, но нежелание героя из него выбираться, зная как это сделать, непонятно и граничит с безумием.

Читали?