Вячеслав Васильевич Тихонов.... Наверное один из самых Величайших наших артистов как нашего, так и мирового кинематографа. Его роли которые он сыграл, до сих пор остаются настоящей классикой нашего фильма. И вот сегодня, я и хотел бы более детально рассказать о таком Великом актёре нашего кинематографа - о Вячеславе Васильевиче Тихонове...
1. Вячеслав Тихонов родился в 1928 году в Павловском Посаде под Москвой. Его отец работал механиком на ткацкой фабрике, мать была воспитательницей в детском саду.
Детство будущего актёра проходило в основном на улице, в компании местных ребят. Тихонов любил с отцом мастерить что-нибудь по дому, но вместе с тем мог и «побузить» — воровал с друзьями яблоки из чужих садов, пробовал курить и даже в соответствии с модой тех лет сделал себе наколку «Слава» на руке. В школе Тихонов учился неплохо, ему нравились точные науки — математика и физика, интересовался он и историей. Детство Вячеслава Тихонова закончилось в 13 лет, в 1941 году, когда началась война. В школе, в которой он учился, разместили госпиталь для раненых солдат, занятия прекратились.
После войны Тихонов сначала отправился в ремесленное училище изучать профессию токаря, затем наравне со взрослыми трудился на заводе, выполняя оборонзаказы. По вечерам после рабочей смены он часто бегал в кинотеатр «Вулкан», где пересматривал героические советские картины.
2. Весной 1945 года Вячеслав Тихонов подал документы во ВГИК, но поступить удалось только со второго раза. Во время вступительных испытаний приёмная комиссия отказала ему, сославшись на внешность: по их мнению, артист не отличался красотой, был нефотогеничен. Однако один из педагогов, Борис Бибиков, увидев слёзы отчаяния в глазах абитуриента, забрал его на свой факультет на испытательный семестр. По итогам этого семестра Тихонова зачислили. Студент смог оправдать доверие педагогов и с отличием окончил ВГИК в 1950 году.
3. Дебют Вячеслава Васильевича в кино, состоялся ещё в студенческие годы — в двухсерийной исторической драме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948). Тихонов сыграл роль Володи Осьмухина — героя-подпольщика Великой Отечественной войны, одного из 49 участников краснодонской антифашистской организации. Фильм «Молодая гвардия» стал лидером проката и получил Сталинскую премию.
На съёмках этого фильма Вячеслав Васильевич и познакомился со своей будущей супругой, тоже одной из величайших актрис нашего и мирового кинематографа - Нонной Викторовной Мордюковой. Они учились во ВГИКе на одном курсе Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Тихонов долго пытался завоевать однокурсницу: поехал с ней в её родной город Ейск, жил в одной квартире, помогал ей по хозяйству, но Мордюкова не принимала ухаживания. Толчок роману получил в 1947 году на съёмках «Молодой гвардии». На площадке образовался любовный треугольник: 41-летний режиссёр картины Сергей Герасимов влюбился в открытую и амбициозную 22-летнюю Мордюкову, которая сыграла главную героиню Ульяну Громову. Тихонову тогда было всего 19 лет, он сыграл в «Молодой гвардии» небольшую роль.
Роман развивался бурно и стремительно. Однокурсники и знакомые удивлялись: молчаливый и «весь в себе» Тихонов был полной противоположностью открытой «казачке из народа» Мордюковой. Мордюкова вспоминала позже, что увидела в Тихонове спокойную опору — будто в нём было то равновесие, которого не хватало её бурному характеру. В 1947 году Тихонов и Мордюкова поженились. Брак был ранним, искренним, без расчётов — просто два молодых артиста, влюблённых во всё вокруг.
Уже через два года у пары родился сын — Владимир. Со временем стало ясно, что характеры супругов вступают в постоянное противоречие: Мордюкова — темпераментная, эмоциональная, взрывная, привыкшая говорить правду прямо в глаза.
Тихонов же — сдержанный, чуткий, деликатный, избегавший конфликтов. Карьера каждого требовала максимальной отдачи — репетиции, съёмки, гастроли. Они всё реже бывали вместе, а когда оказывались рядом, находили не близость, а усталость и непонимание.
В 1963 году брак окончательно распался. Это был непростой, тяжёлый разрыв для обоих. Мордюкова не скрывала боли — она любила сильно, отчаянно, и пережила развод тяжело. Тихонов же разошёлся тихо, без громких слов, но внутри, по воспоминаниям коллег, тоже был опустошён. Последней каплей стала связь Вячеслава с другой женщиной. Для гордой Мордюковой это стало ударом, который она не смогла простить. Сын Владимир остался с матерью. И хотя отношения между родителями после развода оставались прохладными, оба продолжали участвовать в его жизни.
4. Второй брак Вячеслава Тихонова — с Тамарой Ивановной Тихоновой (1944–2014). Актёр прожил с ней с 1967 года до конца жизни.
Познакомились на озвучивании фильма «Мужчина и женщина». Тамара была на 16 лет моложе Тихонова, окончила филологический факультет МГУ по специальности преподаватель французского языка, работала в ВО «Совэкспортфильм». Поженились во время съёмок картины «Доживём до понедельника». В 1969 году у пары родилась дочь Анна.
Поначалу актёр был счастлив — казалось, он нашёл свою тихую гавань. Со временем ситуация изменилась: Тамара взяла под контроль каждый аспект жизни мужа. Она проверяла сценарии перед съёмками, запрещала любые любовные сцены на сцене или экране, ревновала к коллегам-женщинам. Актёр начал ощущать себя пленником собственной жизни: он тайно встречался с сыном от первого брака или общался по телефону со старой любовью или друзьями вне дома — чтобы избежать конфликтов.
Постепенно супруги стали жить раздельно внутри одного дома. Тихонов снял обручальное кольцо.
По словам близких, из сильного и уверенного в себе мужчины Тихонов превратился в покорного и уступчивого мужа. Тамара постоянно упрекала мужа в испорченной жизни, а он, по свидетельству близких, начал испытывать к ней глубокую ненависть.
5. Теперь уже перейдём к настоящим и интересным фактам о самых нашумевших киноролях Вячеслава Васильевича
И начнём мы с киноэпопеи Сергея Фёдоровича Бондарчука - "Война и Мир", х/ф, 1965 г., по роману Л.Н. Толстого.
На момент начала съёмок персонаж Болконского оставался без исполнителя. Многие актёры претендовали на эту роль, в том числе Иннокентий Смоктуновский, но он отказался в пользу роли Гамлета в фильме Григория Козинцева. Министр культуры Екатерина Фурцева предложила ещё раз рассмотреть Тихонова, так как считала, что именно он идеально сыграет князя Болконского. Бондарчук согласился с этим решением и пригласил Тихонова на пробы.
Вячеслав Васильевич пробовался на роль много раз, но режиссёра всегда что-то не устраивало. Даже когда в дело вмешалась Фурцева, Бондарчук был не уверен в успехе. Также у Вячеслава Васильевича возникли серьёзные творческие разногласия с Бондарчуком. Актёр ждал от режиссёра доброжелательного участия, подбадривания, но всегда натыкался на молчаливую сдержанность.
Также оказалось, что на кисти у Тихонова красовалась татуировка «Слава», которую он сделал ещё в юности. Она то и дело попадала в кадр, гримерам не удавалось замаскировать татуировку. Тогда режиссёр запретил Тихонову снимать перчатки, поэтому его Болконский ни разу не показал руки в фильме. В период съёмок Тихонов отказался от других ролей, а на этот фильм он потратил все свои силы. По словам С.Ф. Бондарчука, одним из самых трудных оказался эпизод в коридоре штаба Кутузова.
Съёмки стали испытанием для актёра. Четыре года он отказывался от других ролей, а Бондарчук требовал «нового качества» игры, называя их сотрудничество «поединком». Сцена ранения под Аустерлицем, где князь созерцает «высокое небо», снималась 12 раз.
Некоторые зрители высоко оценили работу Тихонова, отметили сдержанную манеру игры и умение психологически тонко обрисовать образ. Критики были не в восторге от роли: говорили, что Тихонов не справился с ролью, что его князь Андрей слишком холоден и замкнут, что «не похож» на персонажа романа. Но по опросу журнала «Советский экран» Тихонов за роль Болконского был признан лучшим актёром года (1966).
Из-за низкого качества отечественной плёнки и постоянного брака при проявке некоторые сцены приходилось повторять по 30–40 раз. Многократной пересъёмке подвергались технически сложные батальные сцены с большим количеством статистов, когда за день получалось не более двух качественных дублей. Съёмки некоторых сцен Бородинского сражения велись с помощью камеры, которую укрепили на канатной дороге длиной 120 метров, протянутой над полем сражения. Некоторые сцены снимались с вертолётов, с вышек и операторских кранов оригинальной конструкции.
В 1966 году первую серию фильма посмотрели более 58 миллионов российских зрителей. «Война и мир» Сергея Бондарчука (1965) считается самой известной и масштабной экранизацией романа-эпопеи Льва Толстого. Кинокартина удостоилась премии «Оскар» в 1969 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке», премии «Золотой глобус» в той же категории и главной награды Московского международного кинофестиваля (ММКФ).
6. А сейчас хочу рассказать вам как рождался уже настоящий и бессмертный хит среди первых наших сериалов - это многосерийный фильм режиссёра Татьяны Лиозновой по сценарию Юлиана Семёнова - "Семнадцать мгновений весны..."
Вячеслав Васильевич снимался в фильме «Семнадцать мгновений весны» каждый день. Большую часть картины его герою, Штирлицу, приходилось только наблюдать, писать, звонить и ходить, а также один раз выстрелить. Количество диалогов было сведено к минимуму, все действия и мимику отличала холодная сдержанность.
Для актёра было пошито около ста рубашек и несколько комплектов формы. Это сделали на всякий случай, так как костюмеры предполагали сложности со стиркой, а главный герой не должен был выглядеть «помятым». В некоторых сценах Тихонова приходилось заменять дублёром. Это было связано с тем, что в молодости актёр набил на руке татуировку со своим именем. В эпизодах, где руки Штирлица показывали крупным планом, зрители на самом деле видели руки художника телесериала Феликса Ростоцкого.
Самой курьёзной на съёмочной площадке стала сцена, когда Штирлиц едет в автомобиле «Мерседес» и размышляет. Машина была очень старой и всё время глохла. Сцену снимали, раскачивая авто и посадив актёра за руль.
Для съёмок эпизода, где гестаповцы мучили ребёнка радистки Кэт, пригласили детей из ближайшего детского дома. Съёмочной группе разрешили работать с малышами не более двух часов в день, обязательно делая интервалы по 15 минут, чтобы юных актёров могли перепеленать и покормить.
Вячеслава Тихонова наградили Орденом Ленина (1982) за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании этого фильма. Также актёру присудили премию КГБ СССР (1978) за участие в телесериале «Семнадцать мгновений весны».
7. Вот ещё обратим внимание на не менее важную роль Вячеслава Василевича - это снова работа у маститого режиссёра С.Ф. Бондарчука, это 2 серийный фильм "Они сражались за Родину...", 1975 г.
Вячеслав Тихонов играл простого солдата в фильме «Они сражались за Родину». Съёмки проходили с мая по октябрь 1974 года в Волгоградской области, в окрестностях станицы Клетской и хутора Мелоговского.
Для максимальной достоверности фильм снимали там, где шли бои Великой Отечественной войны. Режиссёр Сергей Бондарчук выкупил целую деревню, чтобы сжечь её вместе с пристроенными бутафорскими домами и полями ржи, согнал деревенский скот для сцены отступления, арендовал настоящую военную технику, заставлял съёмочную группу и актёров рыть окопы. Чтобы вжиться в образ, актёр начал заикаться и с трудом выговаривать слова, причём, не только на съёмочной площадке. Тихонов тренировался дома, нарочито произносил слова, повторяя по два и более раза отдельные слоги.
На съёмках сцены контузии Вячеславу Тихонову пришлось выдержать настоящий танковый обстрел. Бондарчук хотел добиться еле заметной нервной дрожи героя, и попросил танкистов стрелять в сторону актёра из всех холостых орудий. Самого же Тихонова окружили жаровнями с раскалённым углём.
Сцена получилась одной из самых сильных в фильме, и критики писали, что в ней Тихонов сыграл своё «второе небо Аустерлица».
Некоторые считают, что роль Стрельцова — одна из лучших в карьере актёра. Зрители отмечают, что Тихонов с мастерством показал слабого, незащищённого, больного внешне, но сильного духом мужчину. С другой стороны, есть мнение, что после ролей благородных персонажей Тихонов не воспринимается в роли рядового бойца. Зрители отмечают, что актёр как-то неорганично смотрится в простой гимнастёрке. Также есть мнение, что Тихонов полностью вышел из привычного образа и сыграл роль с чудовищной экспрессией. Зрители отмечают, что актёр продемонстрировал впечатляющую актёрскую метаморфозу, показав лицо войны.
За роль в фильме «Они сражались за родину» (1975) Вячеслав Тихонов получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых (1976).
8. И вот ещё интересные факты о фильме 1977 г. реж. Станислава Ростоцкого, "Белый Бим, черное ухо" в котором Вячеслав Васильевич сыграл главную роль.
Роль Бима сыграли сразу две собаки. В книге Бим описан как шотландский сеттер с «неправильным» окрасом: лишь одна лапа и ухо у собаки были чёрными. Найти такого пса для роли стало проблемой. Тогда эксперт-кинолог Виктор Сомов предложил заменить шотландского сеттера подходившим по окрасу английским. Вячеслав Тихонов подружился с собакой, которая играла Бима. Пса звали Стиф, но его прозвали Степкой. Тихонов каждый день гулял с собакой, и через некоторое время пёс стал ждать актёра. Некоторые эпизоды снимали сразу без репетиций. Например, сцену, в которой у Ивана Ивановича случается сердечный приступ и его забирают из квартиры врачи скорой помощи. Было необходимо, чтобы Бим в этой сцене проявил истинную любовь к главному герою.
Перед съёмкой тяжёлой сцены Стифа на время разлучили с Тихоновым, и пёс затосковал по нему. Когда его выпустили на съёмочную площадку, это выглядело так, словно собака и впрямь провожает любимого хозяина.
Режиссёр Станислав Ростоцкий видел в главной роли Ивана Ивановича только Вячеслава Тихонова, но актёр был занят в другой картине «Семнадцать мгновений весны». Пришлось ждать, пока Тихонов освободится. В сцене с поездом Стива заменял дублёр. Создатели фильма переживали, что собака может испугаться, дёрнуться и сломать лапу, а Денди был более спокойным. На всякий случай на съёмках этой сцены дежурил ветеринарный врач.
«Белый Бим — Чёрное ухо» — единственная советская картина своего времени, снятая на цветную плёнку Kodak. Исключением из правил фильм стал благодаря съёмкам животных: режиссёр сумел убедить начальников, что в съёмке животных недостаточная чувствительность плёнки — зло.
9. Ну и наверное последний фильм о котором бы я хотел рассказать, в котором сыграл Вячеслав Васильевич. Это уже сериал, причём уже нашего времени. Когда наш советский кинематограф практически полностью развалился...И тем не менее всё равно, в 90 годах, тоже были хорошие фильмы. Это я говорю про сериал режиссёра Дмитрия Астрахана, "Зал Ожидания" 1998 г.
Вячеслав Тихонов согласился сыграть роль директора детского дома, несмотря на то, что в 90-е годы актёр часто отказывался от предлагаемых ролей. Он посчитал персонажа интересным и близким, поэтому решил сниматься.
Сцена с монологом директора детского дома была снята без репетиций. Вячеслав Тихонов настаивал на том, чтобы сыграть её только в момент, когда почувствует, что готов.Вячеслав Тихонов считал, что если актёр не заплачет в кадре, то и зритель не заплачет. Он полагал, что только так можно разбудить эмоции в зрителях.
По сценарию в фильме должна была быть сцена, где актёры едут по улицам Зареченска в карете, запряжённой лошадьми. Перед съёмками режиссёр велел пустить пустую карету, чтобы посмотреть, как это будет выглядеть в кадре. Однако лошади начали ускоряться, из-за чего карета врезалась в тупик. Этот случай настолько шокировал режиссёра, что он решил отменить съёмки в этот день, а сцену убрать из сценария.
Роль Вячеслава Тихонова в сериале «Зал ожидания» получила положительные оценки. Многие зрители считают её одной из лучших в карьере актёра. Вячеслав Васильевич сыграл Михаила Зайцева, директора детского дома Зареченска. По словам режиссёра Дмитрия Астрахана, актёр «жил в кадре» и пропускал персонажа через свой внутренний мир. Это позволило передать всю боль и переживания героя.
10. В 2008 году Урсуляк хотел пригласить 80-летнего Тихонова на роль отца Исаева, в телесериал «Исаев» о молодости Штирлица, однако отказался от этой затеи из-за сложного отношения актёра к роли, желая, чтобы в памяти зрителей он остался в хрестоматийном образе. Незадолго до кончины Тихонов застал премьеру сериала по телевидению. Об игре Данила Страхова, он сказал в интервью «Комсомольская правда», что молодой артист, хотя советов и не спрашивал, но на него похож, и это приятно.
Скончался Вячеслав Васильевич, 4 декабря 2009 года на 82-м году жизни. Последняя воля Тихонова — чтобы его похоронили рядом с сыном Владимиром, без церковного отпевания, но это желание не было исполнено. Близкие добились захоронения на Новодевичьем кладбище, организовав церемонию в Храме Христа Спасителя.
В последние годы Тихонов практически не снимался. Актёр сам отказывался от низкопробных сценариев, которые предлагали. Последняя роль — эпизод в фильме «Андерсен. Жизнь без любви» (2006). Эльдар Рязанов специально для Тихонова подготовил образ Бога
Вот так на этом и потухла ещё одна звезда, нашего кинематографа. Но Вячеслав Васильевич, он особенный актёр был... Редко у кого, даже у советских актёров был список таких главных ролей, в таких фильмах как у него. Светлая память... Тихонову Вячеславу Васильевичу