Найти в Дзене

Магистраль в Европу

Рассказываем, как появилась Петербурго-Варшавская железная дорога Варшавский вокзал Первые планы В следующем году исполнится 175 лет с начала создания Петербурго-Варшавской железной дороги. Она стала четвёртой магистралью в нашей стране и первой, соединившей Российскую Империю и Европу. Разговоры о ней велись уже в 1840-е годы, именно тогда появились первые идеи о создании железной дороги между Россией и Царством Польским. Правда, те первые планы не получили поддержки властей. Настойчивость на защите дороги Ситуация изменилась через несколько лет, когда Россия участвовала в подавлении Венгерской революции. Константин Чевкин, будущий главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий, был тогда обеспокоен тем, что армия добиралась к границам слишком долго. Константин Чевкин В 1850-м он представил проект создания железной дороги между Санкт-Петербургом и Варшавой. Несмотря на очевидную стратегическую важность магистрали, военное министерство поначалу Чевкину отказало, обеспокоившись те
Оглавление

Рассказываем, как появилась Петербурго-Варшавская железная дорога

Варшавский вокзал
Варшавский вокзал

Первые планы

В следующем году исполнится 175 лет с начала создания Петербурго-Варшавской железной дороги. Она стала четвёртой магистралью в нашей стране и первой, соединившей Российскую Империю и Европу.

Разговоры о ней велись уже в 1840-е годы, именно тогда появились первые идеи о создании железной дороги между Россией и Царством Польским. Правда, те первые планы не получили поддержки властей.

Настойчивость на защите дороги

Ситуация изменилась через несколько лет, когда Россия участвовала в подавлении Венгерской революции. Константин Чевкин, будущий главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий, был тогда обеспокоен тем, что армия добиралась к границам слишком долго.

Константин Чевкин
Константин Чевкин

В 1850-м он представил проект создания железной дороги между Санкт-Петербургом и Варшавой. Несмотря на очевидную стратегическую важность магистрали, военное министерство поначалу Чевкину отказало, обеспокоившись тем, что железная дорога повредит безопасности страны, если ею решит воспользоваться враг.

Чевкин не сдавался. Он отправился со своим проектом в Министерство финансов, куда пригласил и военных. Там он выступил с докладом и объяснил, что строить магистраль выгоднее, чем ремонтировать шоссейную дорогу: на это понадобится меньше денег, а служить она будет дольше. Более того, по расчётам Чевкина, магистраль могла принести значительный доход и заметно ускорить перемещение войск к границе.

В итоге удалось убедить все стороны, и в феврале 1851 года Николай I подписал указ о проведении изысканий для постройки новой железной дороги. Руководить строительством назначили инженера-генерала Эдуарда Герстфельда.

Рекорды магистрали

Петербурго-Варшавская магистраль была знаковой по многим пунктам. На тот момент это была самая длинная дорога в Российской империи — 1120 километров. Строить её предполагалось по большей части из отечественных стройматериалов. Кроме того, она требовала создания ряда нормативных документов из-за того, что пересекала границу, да не где-нибудь, а на западе — важнейшем направлении.

Магистраль стала в своём роде рекордсменом: до этого ни в одной железнодорожной стране четвёртая по очереди создания дорога не была столь длинной и технически сложной.

На Петербурго-Варшавской дороге появился первый в стране железнодорожный мост из несущих металлических конструкций — через реку Лугу. Создателем его стал инженер Станислав Кербедз. Его проект получил главную инженерную премию Британского железнодорожного общества. Кроме того, именно на этой магистрали впервые в России построили железнодорожные тоннели — Панарский (Виленский) и Ковенский.

Сквозное движение по всей Петербурго-Варшавской железной дороге открылось в 1962 году.