Найти тему

Станислав Кербедз и его мосты

Оглавление

Российский инженер, который повлиял на всё мировое мостостроение

Те, кто живёт или бывает в Санкт-Петербурге, наверняка видели мост, построенный по проекту Станислава Валериановича Кербедза. А может, и ходили по нему.

Это Благовещенский мост — первая постоянная переправа через Неву. Он соединяет набережную Лейтенанта Шмидта на Васильевском острове с Английской набережной.

Благовещенский мост: Николай Булыкин. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=122649665
Благовещенский мост: Николай Булыкин. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=122649665

Вдохновение Европой

Родился Станислав Валерианович в 1810 году в Литве. Отучившись в Виленском университете, отправился в Санкт-Петербург и поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения. Там же потом несколько лет преподавал и был председателем экзаменационной комиссии старших курсов.

После поездки по Европе вместе с Павлом Петровичем Мельниковым и изучения заграничных путей сообщения, Кербедз вернулся в Петербург и взялся проектировать разводной висячий мост через Неву. В 1841 году проект был готов. Его не приняли, но изобретения Кербедза признали значительными для мостостроения. Кербедзу же поручили создать новый проект — уже арочного разводного моста, а затем назначили директором его строительства.

Возводили мост с 1843-го по 1850-й. На торжественное открытие пришёл весь город. Николай I прошёл по мосту от Благовещенской площади до Васильевского острова пешком и вернулся обратно на карете. Мост был открыт, а Кербедз получил звание генерал-майора и орден святого Владимира III степени.

Николаевский (Благовещенский) мост в 1910-х годах
Николаевский (Благовещенский) мост в 1910-х годах

Вклад в железнодорожное строительство

Следующим творением Станислава Валериановича стал железнодорожный мост через реку Лугу, за него инженер принялся в 1852-м. Мост был частью новой Петербургско-Варшавской железной дороги, а Кербедз — её главным инженером по искусственным сооружениям.

Вдохновляться и получать новые знания Станислав Валерианович вновь отправился за границу. Там он узнал о железных решётчатых фермах и впервые применил их в России. При этом он не скопировал конструкцию, а улучшил её, опять повлияв на мировое мостостроение.

Лужский мост строили с перерывом на Крымскую войну, открылся он в 1857-м.

Старый Ямбургский мост через Лугу
Старый Ямбургский мост через Лугу

Новые проекты

Для той же магистрали Кербедз спроектировал ещё два моста, впервые в России применив металлические параболические фермы. Эти проекты приняли, но мосты так и не построили. Однако фермы такой конструкции затем применяли в стране часто.

Ещё одной железной дорогой, над которой работал Кербедз, стала Петергофская магистраль. Под его руководством строили все линии, кроме Ораниенбаумской. А в первой половине 1870-х Станислав Валерианович работал над проектом морского канала Петербург — Кронштадт.

Мост Кербедза в Варшаве, разрушенный в 1944 году войсками нацистской Германии
Мост Кербедза в Варшаве, разрушенный в 1944 году войсками нацистской Германии

Позже он стал председателем сначала административного, а затем технического отдела Совета Министерства путей сообщения, часто исполнял обязанности министра путей сообщения или его заместителя, когда те отсутствовали в городе.

В 1889-м Кербедз получил орден Святого Владимира I степени, а в 1891-м ушел с госслужбы. Последние годы он прожил в Варшаве.