Продолжу рассказ о Великих полководцах. Помните? Их пять: А. Невский, Д. Донской, А. Сувовров, М. Кутузов, Г. Жуков.
Александр Невский: выбор внешнеполитической стратегии Руси здесь: https://dzen.ru/a/aS1mV4SFyGzMhUwf
Во второй половине XIV века русские земли, изнуренные междоусобной борьбой и многовековой зависимостью от Золотой Орды, переживали один из самых сложных периодов своей истории. Именно в это время, в эпоху «великой замятни» и нестабильности, на историческую арену вышел человек, чье имя стало символом национального возрождения и воинской славы. Этим человеком был князь Дмитрий Иванович Московский, вошедший в историю под гордым именем Донской. Его жизнь и правление — это история превращения ребенка-правителя в мудрого государственного деятеля, дипломата и полководца, сумевшего впервые объединить разрозненные силы Руси для решительного противостояния общему врагу и заложившего прочный фундамент для будущего полного освобождения и укрепления Московского государства.
Ранние годы Дмитрия
В 1350-е годы в Золотой Орде разразился глубокий внутренний кризис, вошедший в историю как «великая замятня». На ханском престоле сменились десятки правителей, которые истребляли друг друга в борьбе за власть. Этой нестабильностью воспользовался суздальский князь Дмитрий Константинович, который после кончины московского князя Ивана II Красного сумел получить в Орде ярлык на великое княжение Владимирское. Однако московская правящая элита не смирилась с этим. Бояре отправили в Орду десятилетнего сына покойного князя, Дмитрия Ивановича, внука Ивана Калиты. Их дипломатическая миссия увенчалась успехом: юный Дмитрий также получил ханский ярлык, что положило начало затяжному спору за верховенство. Вскоре фактическому главе московского правительства, митрополиту Алексию, удалось достичь примирения с суздальским князем. В 1365 году этот политический союз был скреплен браком князя Дмитрия Московского и Евдокии, дочери Дмитрия Константиновича Суздальского.
Дмитрий Иванович появился на свет 12 октября 1350 года в Москве. Его отцом был князь Иван II Красный, а матерью — его вторая супруга, княгиня Александра Ивановна. Помимо Дмитрия, в семье росли дочь Анна и сын Иван, впоследствии ставший князем Звенигородским. Дедом будущего героя был знаменитый Иван Калита. Детство мальчика завершилось рано, в девять лет, со смертью отца. Формально став правителем, реальную власть он разделял со своим опекуном и наставником — митрополитом Алексием. Между ними сложились теплые и доверительные отношения, и даже повзрослев, Дмитрий часто обращался к митрополиту за советом. Едва взойдя на престол, юный князь был вынужден отстаивать свои права на владимирское княжение перед другими претендентами. Князь Михаил Тверской сумел разжечь конфликт между Москвой и Великим княжеством Литовским. Литовский правитель Ольгерд трижды пытался захватить Москву, и хотя все эти попытки ended неудачей, они нанесли огромный ущерб: окрестности были опустошены, тысячи людей угнаны в плен. Московское княжество оказалось на грани разорения.
Правление Дмитрия Ивановича пришлось на один из самых тяжелых периодов русской истории. Москва страдала от непрерывных войн, вражеских набегов и внутренних междоусобиц. Княжество подвергалось атакам литовцев, а сам Дмитрий вел войны со Смоленским и Брянским княжествами. Его усилия не были напрасны: ему удалось централизовать власть и собрать достаточно сил для противостояния не только с соседями, но и с могущественным войском ордынского темника Мамая. За годы правления Дмитрия границы Московского княжества значительно расширились, изменился и статус великокняжеской власти. После пожара 1367 года, уничтожившего деревянные стены московского кремля, Дмитрий принял решение о возведении новой, белокаменной крепости, которая стала бы надежным щитом для столицы.
Куликовская битва и ее значение
В 1370-е годы в Орде усилилась власть темника Мамая, которому удалось временно восстановить единство и военную мощь этого государства. Москва к концу десятилетия перестала выплачивать Орде дань и игнорировала приказы марионеточных ханов. Мамай решил нанести сокрушительный удар по Московскому княжеству, чтобы восстановить свою власть над Русью. В 1377 году его войска на реке Пьяне разгромили русские дружины и разорили Нижний Новгород. Год спустя войско мурзы Бегича было отправлено против Дмитрия, но 11 августа 1378 года на реке Воже оно было полностью разбито. После этого поражения Мамай собрал огромное войско, включившее в себя не только ордынцев, но и наемников, в том числе генуэзцев из крымских колоний. Численность его армии достигала, по некоторым оценкам, 200 тысяч человек. На помощь ему также шел литовский князь Ягайло, сын Ольгерда.
Дмитрий обратился с призывом ко всем русским землям. На его зов откликнулись многие княжества, направившие свои ополчения. Прибыли также полки из литовских земель во главе с братьями Ягайло — Андреем и Дмитрием. Общая численность русского войска составляла около 150 тысяч человек, значительную часть которого составляло московское ополчение.
Большое духовное влияние на князя Дмитрия оказывал игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский. Их связывали близкие и доверительные отношения. Именно к нему за благословением перед решающей битвой приехал Дмитрий Иванович. Будучи глубоко верующим человеком, князь всегда поддерживал православную церковь и монастыри.
Сергий Радонежский, один из самых почитаемых святых на Руси, благословил князя на битву с Мамаем. Согласно преданию, он предрек победу русскому воинству, сказав: «Если враги хотят от нас чести и славы — дадим им; если хотят злата и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить». Эти слова стали духовным напутствием для войска. Сергий также отпустил с князем двух своих иноков — Александра Пересвета и Родиона Ослябю, что было актом огромного символического значения, хотя церковные правила и запрещали монахам участвовать в битвах (существует также версия, что это были опытные воины, принявшие монашеский постриг).
В конце августа 1380 года русская рать выдвинулась навстречу Мамаю. На рассвете 8 сентября войска перешли Дон и встали на Куликовом поле (ныне Тульская область). Современные исследования показывают, что непосредственно место сражения было невелико: около 3 километров в длину и менее километра в ширину. Ключевую роль в битве сыграл Засадный полк, укрытый в дубраве за левым флангом русских войск. После ожесточенной схватки ордынцам удалось потеснить передовые русские полки и обрушить основной удар на центр — Большой полк. Несмотря на тяжелейшие потери, пехота устояла. Затем Мамай перенес удар на полк левой руки, смял его и, преследуя отступающих, подставил свой фланг и тыл Засадному полку под командованием князя Владимира Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынского. Их стремительная атака стала переломным моментом битвы. Одновременно в контратаку перешли и другие уцелевшие русские полки. Войско Мамая было обращено в бегство и преследовалось на протяжении 20–30 верст.
Сам Дмитрий Донской сражался в первых рядах. По преданию, он поменялся одеждой с боярином Михаилом Бренком и принял бой в составе Большого полка. В ходе сражения он был контужен, потерял коня и был найден после битвы в бессознательном состоянии, но живой. Мамаю удалось бежать с поля боя с небольшой свитой, но основная часть его армии была уничтожена. Значение победы на Куликовом поле было огромно. Она оказала profound влияние на становление русской государственности и национального самосознания. Дружины разных княжеств сражались как единое целое против общего врага. Зародилось новое государство — Московская Русь.
Однако сбросить ордынское иго полностью не удалось. Вскоре Мамай был побежден и убит ханом Тохтамышем, который восстановил единство Орды. В 1382 году он неожиданно двинулся на Русь с огромным войском. Князья не смогли сохранить недавнее единство, и с помощью измены нижегородских князей Тохтамыш обманом взял Москву, разграбил и сжег ее. Дмитрий Донской был вынужден признать верховную власть хана и возобновить выплату дани. Но Куликовская битва дала русскому народу главное — уверенность в том, что освобождение от ига неизбежно.
Обстоятельства кончины Дмитрия Донского до конца не ясны. Версия о насильственной смерти маловероятна, поскольку князь скончался в своих покоях в Москве, успев перед смертью подробно побеседовать с женой и детьми и оставить завещание. В нем он передал великое княжение своему сыну Василию, но обязал того во всем слушаться волю матери — княгини Евдокии. В 1389 году, в возрасте 39 лет, великий князь московский Дмитрий Иванович Донской скончался и был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Личная жизнь Дмитрия Донского
Супруга Дмитрия Донского, княгиня Евдокия Московская, и поныне почитается как идеал благочестивой жены и матери. Они познакомились в юности, и, согласно легенде, между ними с первого взгляда возникла глубокая привязанность. На момент брака невесте было 13 лет, а жениху — 16. Их союз, освященный церковью, был глубоко духовным и крепким. В браке у них родилось двенадцать детей. Наследником престола стал их второй сын, Василий I Дмитриевич, поскольку первенец скончался в младенчестве. Дмитрий и Евдокия много внимания уделяли благотворительности, на их средства было построено множество храмов и монастырей, в том числе церковь Иоанна Предтечи на Бору, храм Рождества Богородицы и московский Вознесенский монастырь. После смерти мужа Евдокия нарушила традицию немедленного пострига в монахини. Она стала верной помощницей своему сыну Василию в управлении княжеством и даже занимала трон во время его военных походов. Несмотря на клевету недоброжелателей, обвинявших ее в нарушении обычаев, народ видел в ней любящую мать, пекущуюся о благе своих детей и государства. Дождавшись, пока все ее дети вступят в брак, Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния. Ныне она почитается как святая покровительница Москвы. Только в 1988 году великий князь Дмитрий Иванович Донской был канонизирован Поместным собором Русской православной церкви в лике благоверных.
Историческую роль Дмитрия Донского трудно переоценить. Его фигура стоит у истоков процесса создания единого русского национального государства. Начав править ребенком в эпоху смут и междоусобиц, он сумел благодаря мудрости своих наставников, личной вере, дипломатическому таланту и воинской доблести сплотить вокруг Москвы разрозненные русские силы. Куликовская битва, ставшая кульминацией его efforts, не привела к немедленному освобождению от ига, но она изменила самосознание народа. Память о Дмитрии Донском навсегда осталась в народной традиции как символ мужества, единства и надежды на национальное возрождение.
Спасибо за то, что читаете. Лайки и подписка помогают развитию канала.