Найти в Дзене
Военная история в наградах

"...Почему отступать?"

На 22 июня 1941 г. в танковом полку 8-й танковой дивизии вермахта имелось 204 танка: 47Pz.II 119 Pz38 (t) 30 PzIV 8 командирских Pz.Bef.III. Художественная часть этой публикации посвящена ещё одному "подциклу" цикла публикаций "про Проню". Вот ссылка на первую публикацию этого "подцикла": Вот ссылка на следующую публикацию этого ПОДЦИКЛА: Вот ссылка на предыдущую публикацию этого подцикла: В нескольких метрах впереди бегущих на земле вдруг возникла цепочка из маленьких ямок. Спутник Матвея припал к земле: - Ложись! Ждите меня здесь. Через несколько мгновений ползущий человек, держа винтовку за ремень у ствола, изчез за кустами. Рядом раздался негромкий взрыв. Клавдия Никитична ойкнула и закрыла голову своей санитарной сумкой. Впереди началась частая ружейно-пулемётная стрельба, сопрождвашаяся несколькими разрывами снарядов или мин. Мимо пары, ждущей своего ведущего, пробежал назад красноармеец с винтовкой в руке. Вскоре появился раненый, опиравшийся на свою винтовку как на

На 22 июня 1941 г. в танковом полку 8-й танковой дивизии вермахта имелось 204 танка:

47Pz.II

119 Pz38 (t)

30 PzIV

8 командирских Pz.Bef.III.

Художественная часть этой публикации посвящена ещё одному "подциклу" цикла публикаций "про Проню".

Вот ссылка на первую публикацию этого "подцикла":

Вот ссылка на следующую публикацию этого ПОДЦИКЛА:

Вот ссылка на предыдущую публикацию этого подцикла:

В нескольких метрах впереди бегущих на земле вдруг возникла цепочка из маленьких ямок. Спутник Матвея припал к земле:

- Ложись! Ждите меня здесь.

Через несколько мгновений ползущий человек, держа винтовку за ремень у ствола, изчез за кустами. Рядом раздался негромкий взрыв. Клавдия Никитична ойкнула и закрыла голову своей санитарной сумкой. Впереди началась частая ружейно-пулемётная стрельба, сопрождвашаяся несколькими разрывами снарядов или мин. Мимо пары, ждущей своего ведущего, пробежал назад красноармеец с винтовкой в руке. Вскоре появился раненый, опиравшийся на свою винтовку как на палку. Клавдия Никитична бросилась к нему с причитаниями:

- Ох, ты мой бедненький! Сейчас я тебя перевяжу...

- Водка есть?

- Спирт есть...

- Давай!

Слева и справа от Матвея назад к городским сооружениям теперь бежали уже несколько групп красноармецев. У некоторых из них ни винтовок, ни какого иного оружия не наблюдалось. Трое красноармейцев пробежали мимо Клавдии Никитичны, разрежавшей штанину раненому. Женщина закричала им всдед:

- Куда же вы бежите-то, родные?..

Один из красноармейцев, у которого на малиновых петлицах были тонкие красные полоски немного притормозил и обернулся на женский крик:

- Дык лейтенанта нашего разорвало миной. Ужас такой!.. А за мостом у них ещё танки рычат...

Мотя различил впереди мелькание между кустами серо-зелёных фигур в касках с небольшими "полями" внизу. Откуда-то сборку внезапно появился его спутник и прохрипел, устраиваясь поудобнее под кустом:

- Давайте назад! Я вас прикрою.

Клавдия Никитична подхватила раненого под руку:

- Матвей, помогите мне!..

Кандидат исторических наук подхватил раненого с другой стороны. Они прошли пару десятков шагов, когда позади часто забахала винтовка его старшего спутника. Клавдия Никитична оглянулась:

- Ой, батюшки! Я сумку в ложбинке забыла...

Мотя выпустил раненого:

- Подождите меня здесь! Я быстро...

На бегу кандидат наук увидел, что его старший спутник отползает влево по направлению к небольшой свежей воронке, от которой ещё пахло чем-то резким и кислым. Рядом с кустом, откуда он только что стрелял, выросли и сразу опали один за другим два небоьших "кустика" разрывов. Последующая сразу за ними пулемётная очередь тоже сшибла несколько веток у поредевшего куста. Вторая очередь прошелестела над головой у Моти. На сумке рядом с красным крестом растекалось темно-коричневое пятно. Подхватив сумку Матвей побежал назад.

Клавдия Никитична с раненым крсноармейцем его не дождались. Женщина и мужчина теперь неподвижно лежали на траве лицами вниз. широко раскинув руки. На их спинах чернели по три аккуратных "точки"-дырочки, вокруг которых расползались тёмно-красные пятна. Застывшего на коленях рядом с убитыми Мотю вывел из оцепенения голос его спутника:

- Очнитесь!.. Им уже не поможешь! Винтовку и патроны заберите! Быстрей!.. Только пригнитесь! Сейчас они опять пойдут.

Какдидат исторических наук автоматически расстегнул и снял ремень с подсумками с убитого, подобрал винтовку, перекинул санитарную сумку через голову и побежал за своим ведущим к ближайщим домам. Запыхавшись уже через у сотню метров Мотя присел на скамейку у палисадника, отпил пару глотков из протянутой ему фляжки и поинтересовался:

- А у немцев там действительно танки есть?

- Видел вроде бы парочку... Далеко они покаю.

Из-за угла дома высунулась голова в милицейской фуражке и закричала:

- Стой! Кто такие? Оружие на землю!..

- Служивый, ты что орёшь как неприкаянный? Вот наши документы, иди проверь...

Из-за угла дома теперь показалась вся верхняя половина туловища милиционера. На его зёленых петлицах с чёрной окантовкой поблескивали по два эмалевых треугольника, а ладонь сжимала рукоять "нагана". Последовали следующие команды:

- Подите сюда оба! Показывайте документы!

Мотя предъявил паспорт, а его старший спутник достал из нагрудного кармана сложенный вчетверо лист бумаги. К первому блюстителю порядка присоединился второй, у которого на плече висела винтовка:

- Ульянов в паспорте... А справку кто подписал?

- Майор Еськов из Двадцать третьей дивизии.

- Я знаю его! Опишите, гражданин, как он выглядит?

- Пока вы тут будете проверки устраивать, немцы город возьмут!

В подтверждение этих слов пулемётная очередь простучала по стене дома. Зазвенели рабитые окна. Милиционер распластался на земле, прикрыв голову руками. Из-за стены колодца раздался командирский окрик:

- Приходько, кто там у тебя?

- Гражданские с оружием, товарищ старшина!

- Давай их сюда.

Усатый мииционер в летах с четырьмя треугольниками в петлицах оглядел обоих "гражданских", мельком посмотрел на их документы и заключил:

- То, что помоложе, как выражается наш контингент, явный фраер... А вот вы, гражданин скорее, уже козырный фраер...

- Документы можно обратно получить, товарищ старшина?

- Пожалста.

- В бою лучше свой-чужой определять по тому, кто куда стреляет, а не по документам и внешнему виду...

Ещё одна очередь оставила на светлой стене дома линию из тёмных точек. Мотин спутник вынул из своей винтовки магазин, вставил в неё другой и добавил:

-... Через несколько минут они накопятся и попробуют через улицу рвануть. Надо бы им спесь поубавить...

- Ты знаешь как, гражданин хороший?

- Знаю.

- Ну банкуй тады...

- Сколько вас тут всего?

- Шестеро со мной. - Тогда берите троих, товарищ старшина, и быстро займите позицию с той стороны дома. Остальные за мной!.. Огонь открываем одновременно. Передвигаться только ползком. Ваша синяя форма издалека видна... Понял, старшина?

- Чего уж не понять-то?

Оглядев оставшихся с ним бойцов старший приказал:

- За мной ползкм!

На довольно широкой улице рвались мины. Одна из них попала в крышу дома. Взрыв осыпал милиционеров осколками черепицы. Мотин ведущий помог кандидату наук приготовить к стрельбе винтовку. Из-за угла дома напротив выглянули и тут же спрятались две немецкие каски. Из-за стены соседнего углового дома показалась такая же каска, обладатель которой приложил к глазам бинокль. На улице больше не рвались мины. Две длинных пулемётных очереди расправлялись с остатками оконных стёкол. Немец с биноклем обернулся и стал махать рукой с зажатым в ней автоматом.

Из-за стены на улицу выскочили трое солдат с винтовками наперевес. Мотя услышал команду "огонь", прицелился, зажмурился и нажал на спуск. Винтовочный приклад больно ударил в правоеплечо. Справа частыми выстрелами работала винтовка его спутника. Слева стреляли из своих "трёхлинеек" и громко матерились оба милиционера. Мотя передёрнул затвор винтовки, прижал плотнее приклад и снова выстрелил. В полуподвальном окне дома напротив зазвенело разбитое стекло.

Двое немецких солдат теперь за руки тащили по брусчатке обратно за дом третьего. Владелец бинокля неподвижно лежал, уронив голову в траву. Командир сменил магазин у своей винтовки и приказал:

- Отходим быстро, но ползком!..

- Мы же их отбили, почему отступать?

- Мы их тут отбили, а дальше по улице две группы немцев улицу уже перешли. Так что они могут нам во фланг или в тыл зайти. Прекратит разговоры и за мной!

Миновав палисадник командир выдал новую команду:

- Теперь бегом через улицу вон к тому дому! Это что за здание?

- Почтамт...

- Товарищ Приходько, сбегай за группой старшины и приведи её туда! Я тебя тут подожду.

- Есть!

Матвей посмотрел вслед обоим милиционером. бежавшим к зданию почтамта и передёрнул затвор своей "трёхлинейки". Его старший спутник кивком одобрил действия кандидата наук и посоветовал:

- Если остались, Матвей, то за летней кухней укройтесь пока, на всякий случай!

Двое милиционеров несли на простыне третьего. Передним носильщиком шёл старший милиционер Приходько. Позади них шёл усатый милицейский старшина, за спиной которого торчали стволы трёх винтовок. Увидев Мотиного спутника, усач подбежал к нему и стал оправдываться:

- Вылезли они на белый свет. Одному пуля прямо в грудь попала, а ентому ногу пробило...

- Ясно. Несите раненого быстро к почтамту! Уходим, Матвей!

У почтамта стоял милицейский автбус, в который несколько милиционеров грузили какие-то бумажные тюки и холщовые мешки. Старшим тут был ими молодой милицейский командир с двумя эмалевыми четырёхугольниками в петлицах. Усач подошёл к нему, неуклюже козырнул и стал что-то тихо докладывать, кивая на Мотю и его спутника. Милиционер с санитарной сумкой через плечо начал перевязывать раненого. Милицейский командир покивал старшине и, подойдя к старшему из двух гражданских. тоже козырнул и представился:

- Сержант милиции Вилкан.

- Товарищ сержант, уезжать вам отсюда надо быстро. Противник через улицу отсюда. Возможно ближе.

- Моя группа занимается эвакуацией материальных ценностей. Не могу уехать, пока мы не закончим!

- Что это за ценности?

- Деньги, почтовые марки, открытки, карточки...

- Сжечь было бы их сейчас проще и правильнее.

- У меня нет такого приказа!

- Ну, немцы тогда их сейчас за вас сожгут.

Со стороны палисадника, в котором Мотя несколько минут назад прятался за стенкой летней кухни, раздались несколько винтовочных выстрелов, потом прогремел взрыв. Мотин спутник кивнул головой:

- Это граната взорвалась. Значит немцы уже метрах в ста отсюда, не больше. Занимайте быстро оборону, товарищ сержант!

- Но...

Ведущий махнул Моте рукой и побежал ко входу в почтамт. Кандиат наук оглядел бепорядок в зале и по примеру своего старшего спутника, закинув винтовку за спину. стал сооружать из подручных материалов что-то типа бойницы в крайнем окне. Винтовочные выстрелы теперь раздались намного ближе. Зазвенело очередное разбитое окно. Внутрь двое милиционеров затащили тело их только что убитого сослуживца. Из соседнего окна стала часто стрелять винтовка. Мотя выглянул через недостроенную бойницу на улицу. Две фигуры в мундирах мышиного цвета неподвижно лежали на брусчатке. Между ними прокатилась и замерла верх тормашками каска с "полями". Из проулка, тянущегося к площади перед почтамтом, по зданию почтамта заработал пулемёт. Полетели в разные стороны снова разбитые стёкла, куски штукатурки. щепки от оконных рам, стоек, столов и стульев. В стену дома между центральными окнами попал снаряд. Следующий снаряд разорвался уже в помещении. Мотя заткнул уши, зажмурился и заполз между "линейкой" из четырёх сбитых между собой стульев и стеной. Громко закричал раненый. В спинку стула над головой кандидата наук что-то сильно ударило. В помещении разорвался ещё один снаряд, затем наступила относительная тишина. Сильно запахло гарью. Мотя услышал над головой хриплый голос своего старшего спутника:

- Матвей, вы в порядке?

- Вроде да...

- Возьмите тогда вот эти два магазина и набейте их патронами. Вот так.. В каждый по десять патронов. А то у меня последний магазин уже почти на исходе... Вот, опять пошли!

Над головой у Моти начала часто стрелять винтовка. Откуда-то с другого конца помещения прозвучали несколько коротких автоматных очередей. Мотя встал на колени, протянул снаряженный магазин стрелку и осмелился снова выглянуть в разбитое окно. Перед входом в здание ярко пылал милицейский автобус. В проулке мелькнул силуэт танковой башни с тонкой пушкой. Сильная рука потянула кандидата наук к полу. На стене над окном, через которое он только что смотрел, разорвался снаряд. Уши кандидата наук заложило. Его схватили за шкирку потащили от стены к большому перевёрнутому на бок столу в середине зала. Далёкий теперь голос его спутника прозвучал над ухом:

- Здесь будет безопасней. Жду второй магазин!

С противоположного конца зала за укрытие перебежал военный в каске с автоматом в рауках, со следами пыти от штукатурки на плечах, с двумя шпалами, двумя перекрещенными пушечными стволами в петлицах и ртом, полным металлических зубов. Мотин спутник скосил на него глаза:

- Здравия желаю, товарщ майор!

Командир деловито сменил магазин автомата, хлебнул из своей фляжки, прополоскал рот, выплюнул жидкость в сторону и спросил:

- Кто здесь воюет кроме милиционеров?

- Так мы и воюем вместе вот с Матвеем... А вы Ушков Николай?.. Отчество, извините, запятовал.

- Емельянович. А откуда вы меня?.. Постойте, постойте!.. Товарищ Ди?..

- Шиу.

- Март тридцать восьмого, оборона Тайержуана?

Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя, уважаемые читатели!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.