Найти в Дзене
Александр Долгих

«Яблоко ему на голову не падало» — как на самом деле Ньютон открыл свой самый знаменитый закон

Все же знают историю про яблоко, которое упало на голову Ньютону и помогло ему сформулировать Закон всемирного тяготения? Эта картинка — готовый символ озарения. На втором и третьем месте, наверное, Архимед, который кричит в ванной "Эврика", и Менделеев, которому во сне приснилась периодическая таблица химических элементов его имени. Но Ньютон с яблоком точно чемпион в плане самого распиаренного и в тоже время приукрашенного образа в мире науки. История с яблоком — это не правда, но и не ложь, а скорее красивая и простая визуализация гениальной идеи, которую лелеял и культивировал сам Ньютон на склоне лет, возможно, устав от бесконечных споров о приоритете. Если пересмотреть его работы и документы, то нигде нет упоминания о яблоке, упавшем на голову. Легенда всплыла лишь спустя полвека после предполагаемого события, в 1752 году, в мемуарах Уильяма Стакли, друга и биографа учёного. Со слов самого пожилого Ньютона, история звучала так: в 1666 году, уединившись в поместье Вулсторп от ло

Все же знают историю про яблоко, которое упало на голову Ньютону и помогло ему сформулировать Закон всемирного тяготения? Эта картинка — готовый символ озарения. На втором и третьем месте, наверное, Архимед, который кричит в ванной "Эврика", и Менделеев, которому во сне приснилась периодическая таблица химических элементов его имени. Но Ньютон с яблоком точно чемпион в плане самого распиаренного и в тоже время приукрашенного образа в мире науки.

История с яблоком — это не правда, но и не ложь, а скорее красивая и простая визуализация гениальной идеи, которую лелеял и культивировал сам Ньютон на склоне лет, возможно, устав от бесконечных споров о приоритете.

Если пересмотреть его работы и документы, то нигде нет упоминания о яблоке, упавшем на голову. Легенда всплыла лишь спустя полвека после предполагаемого события, в 1752 году, в мемуарах Уильяма Стакли, друга и биографа учёного. Со слов самого пожилого Ньютона, история звучала так: в 1666 году, уединившись в поместье Вулсторп от лондонской чумы, он размышлял о тяготении. И наблюдение за падением яблока в саду навело его на мысль:

«Почему яблоко всегда падает отвесно к земле? Почему не в сторону или вверх? Должна существовать сила притяжения, сосредоточенная в центре Земли. И если эта сила действует на вершине деревьев, то почему бы ей не действовать и выше?»

Ключевым прозрением было не то, что предметы падают — это знали все, — а то, что та же самая сила, что тянет яблоко к земле, может удерживать Луну на орбите, не давая ей улететь в космос и в то же время не позволяя упасть на Землю.

Но между этой садовой догадкой и универсальным Законом всемирного тяготения лежали долгие 20 лет титанической работы. В 1666 году 23-летний Ньютон сделал лишь первый намёк. У него не было ни точных данных о расстоянии до Луны, ни уверенности в правильности его расчётов. Более того, его сдерживала одна фундаментальная физическая проблема: как сила, исходящая от огромной Земли, может действовать на огромном расстоянии, через пустое пространство? Концепция «действия на расстоянии» казалась абсурдной, почти мистической.

Настоящий прорыв произошёл лишь в 1680-х годах, и спусковым крючком послужило... нет, не яблоко, а... соперничество. Астрономические данные стали точнее. А главное — разгорелся спор с Робертом Гуком, другим гением-универсалом. В 1679 году Гук в письме к Ньютону предложил идею, что планетарные орбиты могут быть результатом центральной силы притяжения, убывающей с квадратом расстояния. Ньютон не ответил.

Но когда в 1684 году астроном Эдмонд Галлей посетил его с тем же вопросом о силах и орбитах, Ньютон спокойно ответил, что уже давно решил эту задачу и... потерял вычисления. По просьбе Галлея он восстановил их, и этот импульс привёл к созданию монументального трёхтомного труда «Математические начала натуральной философии» (1687). Именно там, в «Началах», закон всемирного тяготения был представлен миру в полном математическом облачении: сила притяжения между двумя телами пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

-2

То есть, скорее всего, никакого яблока не было, это просто был удобный нарратив, придуманный или подсознательно отшлифованный самим Ньютоном. Он таким образом заменил скучные 20 лет расчётов, споров, сомнений и переписки понятным каждому символом. Сейчас бы это назвали хорошим способом популяризации науки.

Современные биографы, как Ричард Уэстфолл, считают, что яблоко могло быть реальным катализатором размышлений в Вулсторпе, но не более того. Главная работа в любом случае совершилась не под яблоней, а за письменным столом в Кембридже. Кстати, таблица Менделеева тоже не приснилась ему, как многие думают, а была плодом многолетней работы.

Читай в Телеграме, подписывайся на МАХ, а ниже несколько статей по теме: