Найти в Дзене
Музей музыки

В День рождения Родиона Щедрина Музей музыки рассказывает о выдающемся русском композиторе

Из фондов Музея музыки. 16 декабря родился Родион Константинович Щедрин (1932-2025) – композитор, чьё творчество стало мостом между богатейшими пластами русской музыкальной культуры и авангардными поисками XX века. Его музыкальный путь отмечен постоянным и глубоким интересом к национальным истокам, которые он оригинально переосмыслял в контексте современного музыкального языка. Хенкин С.И. Щедрин Р. К. композитор. Из фондов Музея музыки. Уже в раннем Первом фортепианном концерте (1954) композитор смело использовал частушечные мотивы, что сразу обозначило самобытность произведения. Эта линия, от изящной стилизации в балете «Конёк-Горбунок» до монументальной мощи «Озорных частушек» и философской глубины «Звонов», основанных на знаменном распеве, стала стержнем его творчества. Хенкин С.И. Щедрин Р. К. Композитор. Из фондов Музея музыки. Щедрин работал в разных жанрах: от камерной музыки до масштабных оперных полотен. Опера «Мёртвые души» по Гоголю (1977) признана новаторским прочтением кл
Из фондов Музея музыки.
Из фондов Музея музыки.

16 декабря родился Родион Константинович Щедрин (1932-2025) – композитор, чьё творчество стало мостом между богатейшими пластами русской музыкальной культуры и авангардными поисками XX века. Его музыкальный путь отмечен постоянным и глубоким интересом к национальным истокам, которые он оригинально переосмыслял в контексте современного музыкального языка.

Хенкин С.И. Щедрин Р. К. композитор. Из фондов Музея музыки.
Хенкин С.И. Щедрин Р. К. композитор. Из фондов Музея музыки.

Уже в раннем Первом фортепианном концерте (1954) композитор смело использовал частушечные мотивы, что сразу обозначило самобытность произведения. Эта линия, от изящной стилизации в балете «Конёк-Горбунок» до монументальной мощи «Озорных частушек» и философской глубины «Звонов», основанных на знаменном распеве, стала стержнем его творчества.

Хенкин С.И. Щедрин Р. К. Композитор. Из фондов Музея музыки.
Хенкин С.И. Щедрин Р. К. Композитор. Из фондов Музея музыки.

Щедрин работал в разных жанрах: от камерной музыки до масштабных оперных полотен. Опера «Мёртвые души» по Гоголю (1977) признана новаторским прочтением классики, где сложная полифония и принцип контрастного монтажа служат раскрытию гротескных образов поэмы. Композиторский метод Родиона Константиновича, часто строившийся на драматургии резких сопоставлений, отражал, по его собственному убеждению, “полифоничную сложность окружающего мира”.

Щедрин Р. «Мертвые души»_ оперные сцены по поэме Н. Гоголя в трех действиях. 3 д. Либретто Р. Щедрина. Из фондов Музея музыки.
Щедрин Р. «Мертвые души»_ оперные сцены по поэме Н. Гоголя в трех действиях. 3 д. Либретто Р. Щедрина. Из фондов Музея музыки.

Особое измерение творчеству Щедрина придал многолетний творческий и супружеский союз с выдающейся балериной Майей Плисецкой. Их встреча стала поистине судьбоносной для мирового балетного искусства. Именно для Плисецкой, которая стала его музой и главной любовью в жизни, Щедрин создал свои самые знаменитые спектакли: «Кармен-сюиту» (1967) – “революционную” адаптацию музыки Бизе, ставшую визитной карточкой балерины; «Анну Каренину» (1971), «Чайку» (1979) и «Даму с собачкой» (1985) по Чехову.

 Степанов А.А. II Международ. муз. фестиваль в СССР. Р.К. Щедрин и М.М. Плисецкая.
Степанов А.А. II Международ. муз. фестиваль в СССР. Р.К. Щедрин и М.М. Плисецкая.
Степанов А. Щедрин Р. К. Балет «Анна Каренина». ГАБТ_ 1972 г. Анну - (Плисецкая М.) поддерживает Вронский. Из фондов Музея музыки,
Степанов А. Щедрин Р. К. Балет «Анна Каренина». ГАБТ_ 1972 г. Анну - (Плисецкая М.) поддерживает Вронский. Из фондов Музея музыки,
Щедрин Р.К. Щедрин Р.К. 'Анна Каренина'. Балет в 3-х действиях. Клавир. Из фондов Музея музыки.
Щедрин Р.К. Щедрин Р.К. 'Анна Каренина'. Балет в 3-х действиях. Клавир. Из фондов Музея музыки.

Параллельно композитор работал в симфоническом, хоровом и камерном жанрах, не прекращая экспериментов (например, в масштабном «Музыкальном приношении», 1983), не отступая от “русской темы”, ярко проявившейся в его хоровой музыке («Запечатлённый ангел» по Лескову, 1988).

Лауреат государственных премий СССР и России, народный артист СССР, Щедрин до последних дней сохранял творческую энергию, оставив после себя огромное наследие, в котором мощь эпического мышления сочетается с неповторимой “щедринской” интонацией.

В собрании Музея музыки хранится более 800 предметов, связанных с именем Родиона Щедрина. Это музыкальные рукописи (включая автографы), фотографии, переписка с современниками, грампластинки с записями его сочинений, афиши и программы концертов, а также театральные эскизы художников - Б.А. Мессерера, В.Я. Левенталя, Б.И. Волкова к спектаклям на музыку Щедрина.

 Щедрин Р.К. Письмо к Рогаль-Левицкому Д.Р. Из фондов Музея музыки.
Щедрин Р.К. Письмо к Рогаль-Левицкому Д.Р. Из фондов Музея музыки.
Соколова М.А. Эскиз интермедийного занавеса к балету Р.К.Щедрина 'Конек-Горбунок'. Из фондов Музея музыки.
Соколова М.А. Эскиз интермедийного занавеса к балету Р.К.Щедрина 'Конек-Горбунок'. Из фондов Музея музыки.
Мессерер Б.А. Дворец. Эскиз декорации к балету Р. К. Щедрина 'Конек-Горбунок'. Из фондов Музея музыки.
Мессерер Б.А. Дворец. Эскиз декорации к балету Р. К. Щедрина 'Конек-Горбунок'. Из фондов Музея музыки.
Щедрин Р.К. 'Приключения обезьяны'. Музыкальное прочтение по рассказу М. Зощенко. Из фондов Музея музыки.
Щедрин Р.К. 'Приключения обезьяны'. Музыкальное прочтение по рассказу М. Зощенко. Из фондов Музея музыки.
Щедрин Р.К. «Приключение обезьяны». По М. Зощенко. Клавир для фп. Автограф. Из фондов Музея музыки.
Щедрин Р.К. «Приключение обезьяны». По М. Зощенко. Клавир для фп. Автограф. Из фондов Музея музыки.

В 2023 году сам Родион Константинович совместно с Фондом развития творческих инициатив передали в Музей музыки автографы и копии произведений, ноты, фотопозитивы, компакт-диски, программы, копии афиш, в том числе автограф «Мессы поминовения» в память о Майе Плисецкой.

Несколько фотографий Р. Щедрина и М. Плисецкой демонстрируются сейчас на выставке «ОбъективНО о музыке», проходящей в основном здании музея.

Музеи
137 тыс интересуются