16 декабря родился Родион Константинович Щедрин (1932-2025) – композитор, чьё творчество стало мостом между богатейшими пластами русской музыкальной культуры и авангардными поисками XX века. Его музыкальный путь отмечен постоянным и глубоким интересом к национальным истокам, которые он оригинально переосмыслял в контексте современного музыкального языка.
Уже в раннем Первом фортепианном концерте (1954) композитор смело использовал частушечные мотивы, что сразу обозначило самобытность произведения. Эта линия, от изящной стилизации в балете «Конёк-Горбунок» до монументальной мощи «Озорных частушек» и философской глубины «Звонов», основанных на знаменном распеве, стала стержнем его творчества.
Щедрин работал в разных жанрах: от камерной музыки до масштабных оперных полотен. Опера «Мёртвые души» по Гоголю (1977) признана новаторским прочтением классики, где сложная полифония и принцип контрастного монтажа служат раскрытию гротескных образов поэмы. Композиторский метод Родиона Константиновича, часто строившийся на драматургии резких сопоставлений, отражал, по его собственному убеждению, “полифоничную сложность окружающего мира”.
Особое измерение творчеству Щедрина придал многолетний творческий и супружеский союз с выдающейся балериной Майей Плисецкой. Их встреча стала поистине судьбоносной для мирового балетного искусства. Именно для Плисецкой, которая стала его музой и главной любовью в жизни, Щедрин создал свои самые знаменитые спектакли: «Кармен-сюиту» (1967) – “революционную” адаптацию музыки Бизе, ставшую визитной карточкой балерины; «Анну Каренину» (1971), «Чайку» (1979) и «Даму с собачкой» (1985) по Чехову.
Параллельно композитор работал в симфоническом, хоровом и камерном жанрах, не прекращая экспериментов (например, в масштабном «Музыкальном приношении», 1983), не отступая от “русской темы”, ярко проявившейся в его хоровой музыке («Запечатлённый ангел» по Лескову, 1988).
Лауреат государственных премий СССР и России, народный артист СССР, Щедрин до последних дней сохранял творческую энергию, оставив после себя огромное наследие, в котором мощь эпического мышления сочетается с неповторимой “щедринской” интонацией.
В собрании Музея музыки хранится более 800 предметов, связанных с именем Родиона Щедрина. Это музыкальные рукописи (включая автографы), фотографии, переписка с современниками, грампластинки с записями его сочинений, афиши и программы концертов, а также театральные эскизы художников - Б.А. Мессерера, В.Я. Левенталя, Б.И. Волкова к спектаклям на музыку Щедрина.
В 2023 году сам Родион Константинович совместно с Фондом развития творческих инициатив передали в Музей музыки автографы и копии произведений, ноты, фотопозитивы, компакт-диски, программы, копии афиш, в том числе автограф «Мессы поминовения» в память о Майе Плисецкой.
Несколько фотографий Р. Щедрина и М. Плисецкой демонстрируются сейчас на выставке «ОбъективНО о музыке», проходящей в основном здании музея.