Найти в Дзене

Международный день мигранта - чемодан, паспорт и немного философии

18 декабря отмечается Международный день мигранта. Праздник не из тех, где дарят открытки с блёстками, но повод серьёзный и вполне официальный. Его учредила Генеральная Ассамблея ООН в 2000 году, выбрав дату не случайно: именно 18 декабря 1990 года была принята Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Документ долго «настаивался», как хорошее вино, и вступил в силу только в 2003-м, но день в календаре появился раньше, чтобы напоминать - люди ездят не только в отпуск, но и за лучшей жизнью. Мигрант - это человек, который переехал в другую страну не ради селфи у Эйфелевой башни, а чтобы жить и работать. Таких людей сегодня - сотни миллионов. И да, визуально иногда кажется, что их стало слишком много: в Европе, США и других развитых странах мигранты уже не просто «приехали и работают», а активно влияют на общественную жизнь - от кухни и музыки до политики и городского уклада. Отсюда и тревожные разговоры: «А не заменят ли они коренное население?»
Оглавление

18 декабря отмечается Международный день мигранта. Праздник не из тех, где дарят открытки с блёстками, но повод серьёзный и вполне официальный. Его учредила Генеральная Ассамблея ООН в 2000 году, выбрав дату не случайно: именно 18 декабря 1990 года была принята Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Документ долго «настаивался», как хорошее вино, и вступил в силу только в 2003-м, но день в календаре появился раньше, чтобы напоминать - люди ездят не только в отпуск, но и за лучшей жизнью.

Кто такие мигранты и почему их «так много»

Мигрант - это человек, который переехал в другую страну не ради селфи у Эйфелевой башни, а чтобы жить и работать. Таких людей сегодня - сотни миллионов.

И да, визуально иногда кажется, что их стало слишком много: в Европе, США и других развитых странах мигранты уже не просто «приехали и работают», а активно влияют на общественную жизнь - от кухни и музыки до политики и городского уклада.

Отсюда и тревожные разговоры: «А не заменят ли они коренное население?»

Вопрос эмоциональный, но не новый. Каждое поколение человечества с подозрением смотрело на тех, кто «понаехал». Разница лишь в том, что сейчас масштаб глобальный, а новости - круглосуточные.

Обратная сторона глобуса

Есть мнение (и оно не лишено логики), что происходящее - это своего рода исторический бумеранг. Раньше «цивилизованные» страны активно осваивали колонии: вывозили ресурсы, людей, идеи и… уверенность, что так и надо. Теперь процесс словно пошёл в обратную сторону: бывшие колонии и менее благополучные регионы едут туда, где когда-то принимались решения за весь мир.

Не завоевание, конечно - скорее миграция как форма исторической памяти. Без пушек, но с чемоданами.

Россия в этом же поезде

В России мигранты - тоже реальность, а не абстракция из новостей. Экономика нуждается в рабочей силе, люди едут, культуры встречаются. И тут возникает главный вопрос, который обычно звучит шёпотом, а иногда - очень громко:

Хорошо это или плохо?

С одной стороны:

  • мигранты закрывают дефицит рабочих рук;
  • экономика получает движение;
  • города становятся более многообразными.

С другой:

  • есть риск культурного размывания;
  • возникают параллельные сообщества;
  • усиливается социальное напряжение, если интеграции нет.

Страх «что своей культуры не останется» понятен. Но культура исчезает не потому, что пришла другая, а потому что свою перестают развивать и защищать.

А может, проблема не в мигрантах?

Логичный и неудобный вопрос: почему люди вообще уезжают?

Редко кто покидает дом от хорошей жизни. Миграция почти всегда - это:

  • бедность,
  • войны,
  • отсутствие перспектив,
  • неработающие институты.

И тут хочется спросить уже не у мигрантов, а у государств (всех, без исключения): может, дешевле и честнее сделать условия, при которых людям не придётся уезжать?

Чтобы Международный день мигранта со временем стал не днём «проблемы», а днём напоминания о том, что мир научился развивать регионы, а не выкачивать из них людей.

Вместо вывода

Мигранты - не стихийное бедствие и не спасители цивилизации. Это люди с теми же желаниями, что и у всех: безопасности, работы, будущего для детей.
А вопрос «станут ли они большинством» - это уже не столько про них, сколько про
нас, наши демографии, экономики и умение договариваться.