Найти в Дзене
Инк.

Дизайн без дизайнера? Как не потерять фэн-шуй в эпоху ИИ

Оглавление

Роботы • 15 декабря 2025

Автор: Григорий Щеглов

Обложка: Unsplash

Сегодня рынок ИИ-инструментов для дизайна интерьеров оценивается в $1,47 млрд, а к 2032 году может вырасти до 7 млрд. Но это не история о замене людей роботами. Нейросеть пока не понимает, где в вашей квартире несущая стена, не знает, что люстра не может висеть над вентиляционным коробом, и создает мебель, которую невозможно купить. В рамках тематической недели вместе с экспертами индустрии разбираемся, меняет ли ИИ отношения между заказчиком и исполнителем, почему автоматизация все равно не решит проблему дефицита кадров и как технологии уже перекраивают профессию.

Сегодня рынок ИИ-инструментов для дизайна интерьеров оценивается в $1,47 млрд, а к 2032 году может вырасти до 7 млрд. Но это не история о замене людей роботами. Нейросеть пока не понимает, где в вашей квартире несущая стена, не знает, что люстра не может висеть над вентиляционным коробом, и создает мебель, которую невозможно купить. В рамках тематической недели вместе с экспертами индустрии разбираемся, меняет ли ИИ отношения между заказчиком и исполнителем, почему автоматизация все равно не решит проблему дефицита кадров и как технологии уже перекраивают профессию.

Скорость против глубины

65% профессиональных дизайнеров интерьера уже используют ИИ-инструменты в работе. Технологии существенно сокращают сроки выполнения проектов и повышают общую производительность. Но эффект не сводится к простому ускорению.

Главное изменение происходит на этапе концепции. Раньше дизайнеры были ограничены временем и ресурсами: они могли подготовить три-четыре варианта для клиента, тщательно проработав каждый. Теперь ИИ-инструменты позволяют генерировать десятки концепций, исследуя гораздо больше направлений и стилистических решений. Клиент в таком случае получает пространство для диалога, в котором можно экспериментировать практически в реальном времени.

-2

Валерий Говердовский

Head of Design бренда Eburet

«Любая разработка начинается с исследования, и здесь нейросети действительно ускоряют процесс: позволяют структурировать информацию, находить источники, быстро ориентироваться в новых темах, которые раньше требовали долгого поиска. На концептуальном этапе они помогают собирать референсы, визуальные материалы, подборки изображений — все, что формирует основу будущего дизайна».

Это меняет динамику отношений. Вместо авторитарной модели, где дизайнер предлагает экспертное решение, возникает модель совместного поиска.

Клиент видит десятки интерпретаций своих пожеланий, может сравнить их, выбрать элементы из разных вариантов и прийти к более осознанному решению. Для дизайнера это означает меньше времени на рутинную визуализацию и больше — на понимание настоящих потребностей заказчика.

-3

Кирилл Рейв

художник и главный архитектор проектов в бюро АБТБ

«Сейчас, наверное, невозможно не работать с искусственным интеллектом. ИИ-инструменты встраиваются в большое количество программ для дизайнеров. Я думаю, что искусственный интеллект расширяет границы сознания, потому что с ним мы можем смотреть на дополнительные варианты дизайна, не затрачивая силы и время на их проработку. Завуалированная техническая работа уходит на второй план. Есть возможность создавать что-то более интересное, уникальное».

Проблемы, которые технология игнорирует

Но у этой скорости есть обратная сторона. Главная проблема современных ИИ-инструментов — они не понимают реальную геометрию пространства. Когда дизайнер работает с конкретной комнатой, он учитывает множество физических ограничений: расположение дверей и окон, несущие конструкции, инженерные коммуникации, естественное освещение. ИИ плохо распознает эти элементы на фотографии и не учитывает их при генерации новых вариантов.

Результат выглядит впечатляюще на экране, но он оторван от реального помещения и может противоречить стандартам безопасности.

Так, в итоге нейросеть предлагает поставить диван напротив несуществующего окна, светильник висит там, где проходит вентиляционный короб, а планировка предполагает перенос дверного проема в несущей стене. Дизайнеру приходится либо значительно переделывать сгенерированные варианты, либо заранее объяснять клиенту, что изображение лишь стилистическая референция, а не готовое решение.

-4

Кирилл Рейв

художник и главный архитектор проектов в бюро АБТБ

«Искусственный интеллект очень плохо работает с четкой геометрией. Я вижу ошибки в перспективе, я вижу ошибки в деталях. И все это при ближайшем рассмотрении очень похоже на кривую прорисовку без детализации. Отличить руку человека от работы искусственного интеллекта довольно просто».

Вторая фундаментальная проблема: все, что генерирует ИИ, не существует в физическом мире. Мебель, светильники, текстуры, декор — это визуальные имитации, созданные на основе обучающей выборки. У этих предметов нет артикулов, производителей, цен. Клиент восхищается картинкой, но потом выясняется, что такого дивана нигде не купить, его просто не существует в реальности.

Дефицит специалистов

Парадокс индустрии в том, что бум ИИ-инструментов совпал с дефицитом профессиональных дизайнеров. В России спрос на них рос последние несколько лет. Так, например, в первом квартале 2025 года частота поиска дизайнеров интерьера увеличилась на 141% (в 2,4 раза).

Именно нехватка специалистов и повышенная нагрузка на тех, кто работает в индустрии, подстегивает развитие автоматизации. ИИ-инструменты берут на себя рутинные задачи — подбор материалов, расстановку мебели, цветовые сочетания — и позволяют дизайнерам управлять большим количеством проектов одновременно.

Но это не значит, что профессия исчезнет. Скорее, она разделится на несколько треков.

Во-первых, будет сегмент высокобюджетных проектов, где ценится человеческий подход, эмоциональный интеллект и способность уловить невысказанные желания клиента. С другой стороны, будут дизайнеры-консультанты, помогающие внедрять технологии. И, наконец, никуда не уйдет массовый сегмент, где ИИ-платформы позволяют обычным людям решать базовые задачи самостоятельно, без привлечения профессионалов.

-5

Валерий Говердовский

Head of Design бренда Eburet

«Автоматизировать дизайн как творческий процесс невозможно — можно лишь оптимизировать его отдельные этапы. Нельзя “автоматизировать личность” автора: его опыт, вкусы, ощущения, культуру взаимодействия в команде».

Виртуальная реальность как новый стандарт

Самый быстрорастущий сегмент рынка — интеграция ИИ с виртуальной и дополненной реальностью. По прогнозам аналитиков, VR/AR-визуализация демонстрирует самую высокую динамику роста среди всего применения ИИ в дизайне интерьеров.

Логика понятна: возможность войти в свою будущую гостиную до начала ремонта, походить по ней, оценить пропорции и освещение в разное время суток — это качественно другой уровень принятия решений.

VR-версии своих приложений для Apple Vision Pro выпустили Planner 5D, ARki, HomeLab. Все они позволяют пользователям взаимодействовать с пространством в масштабе один к одному.

Другое перспективное направление — использование ИИ для оценки экологического воздействия дизайнерских решений. Инструменты вроде Cove.tool анализируют углеродный след материалов и конструкций, помогая создавать более устойчивые пространства.

По некоторым данным, ИИ-оптимизация планировки с учетом естественного освещения и размещения умных устройств может повысить энергоэффективность жилого помещения на 20%.

Экономика креатива

Как и в других сферах, внедрение ИИ в дизайн интерьеров поднимает вопросы, выходящие далеко за рамки технологий. Насколько автоматизация может быть креативной? Где граница между вдохновением и плагиатом, если алгоритм обучался на тысячах чужих проектов? Как сохранить уникальность авторского почерка в мире, где любой стиль воспроизводится нажатием кнопки?

-6

Кирилл Рейв

художник и главный архитектор проектов в бюро АБТБ

«Искусственный интеллект по большей части выдает среднее арифметическое той базы данных, которая существует в сети. Если у вас какой-то очень сложный и интересный стиль, то его скопировать будет крайне сложно, а может, даже невозможно. Будет внешне похоже с первого взгляда, а дальше в деталях — сплошная каша. Стилистически сложные решения так и останутся уникальными».

ИИ-инструменты отлично справляются с оптимизацией, комбинаторикой, поиском неочевидных решений в рамках заданных параметров. Но они не могут понять, почему клиент колеблется, выбирая между двумя вариантами, или почему определенный цвет вызывает у него дискомфорт. Для этого нужен человек.

-7

Кирилл Рейв

художник и главный архитектор проектов в бюро АБТБ

«Дизайн — это сумма знаний, опыта, чувств и визуального мышления конкретного дизайнера. В этом смысле дизайнер сам по себе уже “нейросеть”, которая генерирует образы на основе накопленных впечатлений».

Баланс между эффективностью ИИ и человеческим прикосновением — главный вызов индустрии. Дизайнеры должны научиться использовать технологии как усилитель собственного таланта, а не как замену профессионализму. ИИ справляется с анализом данных, генерацией вариантов, оптимизацией планировок. Человек отвечает за эмпатию, интуицию, понимание контекста.

Те, кто справится с этой задачей, получат конкурентное преимущество на рынке. Сопротивляющиеся рискуют остаться за бортом. Не потому что их заменят роботы, а потому что их обойдут коллеги, научившиеся работать в десять раз быстрее и эффективнее. Фактически индустрия не теряет специалистов, а перераспределяет роли, меняя акценты и создавая новые точки роста.

-8

Кирилл Рейв

художник и главный архитектор проектов в бюро АБТБ

«Искусственный интеллект полностью не может заменить человека, когда это касается авторских работ и профессионального взгляда. Каждый человек уникален в своей ошибочности, уникален в своем внутреннем хаосе. Идеи, которые рождаются у человека, связаны с его множественными переживаниями. Искусственный интеллект может быть инструментом, но не может быть первоисточником самой идеи».