Найти в Дзене

В курортном городе когда-то. Сочи 1991 год

Платаны сомкнули кроны, улица – зеленым коридором к морю. Сейчас называется – имени Войкова, изначально была Пластунской, потом Тополевой. Есть дореволюционная открытка – пирамидальные тополя стеной, узкое и глубокое ущелье улицы… Еще десяток лет назад здесь тихо звучала музыка вечерами, сидели парочки на веранде ресторана и прогуливались курортники. От моря до проспекта, туда и обратно – короткая улочка в центре города. Мерцали фонари в кронах платанов, и мягкая теплота южной ночи отсвечивала звездами над морем. А еще раньше - молодежь заполняла улочку. Звали ее между собой Бродвеем. Так и говорили – пойдем на Брод, прошвырнемся… Все было – и в одночасье исчезло, пошло под нож бульдозера. И ресторан «Голубой», и ресторан «Платан», и лестница каскадом от улицы к храму Михаила Архангела. И многое другое. Тогда была идея. И, наверное, интересная – создать парковую зону вдоль побережья. От моря до Курортного проспекта. Начали разрушать старые постройки = воплощать самую легкую часть ид

Платаны сомкнули кроны, улица – зеленым коридором к морю. Сейчас называется – имени Войкова, изначально была Пластунской, потом Тополевой. Есть дореволюционная открытка – пирамидальные тополя стеной, узкое и глубокое ущелье улицы…

Еще десяток лет назад здесь тихо звучала музыка вечерами, сидели парочки на веранде ресторана и прогуливались курортники. От моря до проспекта, туда и обратно – короткая улочка в центре города. Мерцали фонари в кронах платанов, и мягкая теплота южной ночи отсвечивала звездами над морем.

А еще раньше - молодежь заполняла улочку. Звали ее между собой Бродвеем. Так и говорили – пойдем на Брод, прошвырнемся…

Все было – и в одночасье исчезло, пошло под нож бульдозера. И ресторан «Голубой», и ресторан «Платан», и лестница каскадом от улицы к храму Михаила Архангела. И многое другое.

Тогда была идея. И, наверное, интересная – создать парковую зону вдоль побережья. От моря до Курортного проспекта. Начали разрушать старые постройки = воплощать самую легкую часть идеи. Ломать – не строить.

И вот уже годами плывет глинистый склон ручейками от зимних дождей, летом исходя желтой пылью. Зарастает склон бурьяном.

Частица истории города, давняя и близкая погибла на глазах. Хотя где-то по стране уже были примеры бережного отношения к городской исторической среде. Вспомните старый Тбилиси – грузинские архитекторы сумели сохранить дух прошлых лет.

Сейчас имеются разработки архитекторов А. Сказкодателева и О. Козинского, которые предусматривают создание новой каскадной лестницы вверх по зеленому склону, певческой террасы на нем, подземных кабачков и магазинчиков, врезанных в этот склон.

Но нет ни заказчика, ни подрядчика – реализация откладывается. Хотя, по словам нынешнего главного архитектора города И. Ярошевского, за благоустройство берется управление жилищно-коммунального хозяйства, а воплотить идею подземной торговли собирается «Торгмортранс».

Сейчас улицу оккупировали предприимчивые кооператоры, предлагающие свой товар  по баснословным ценам, и дельцы из турбазы «Сокол», самовольно построившие «Пиццерию».

- Кооператоры там временно, - говорит И. Ярошевский. - Это по просьбе Центрального райисполкома. Временная система мобильной торговли…

С одной стороны, как видите, - коммерческие интересы райисполкома. С другой – желание главного архитектора вдохнуть новую идею в старую улицу. А пока временно кооператоры. Но давно известно: в нашей стране нет ничего более постоянного, чем построенное временно.

Шумит базаром, гудит машинами, дышит выхлопными газами улица Войкова. Самая тихая, тенистая уютная улочка. В курортном городе когда-то.

Газета «Сочи» 1991 год.